Бюджет «проедания»?

Главный финансовый документ принят в Удмуртии в первом чтении

Депутаты Госсовета Удмуртии на очередной сессии в первом чтении приняли проект бюджета республики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Главный финансовый документ активно обсуждался в течение всего последнего месяца на заседаниях комиссий и фракций. Однако вопросов к бюджету меньше не становится.

Главный финансовый документ принят в Удмуртии в первом чтении

Мало денег

Очередная девятая сессия Госсовета Удмуртии оказалась весьма насыщенной. И это неудивительно, поскольку основным пунктом повестки стало обсуждение проекта закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Некоторые депутаты до сих пор не пришли к единому мнению о его параметрах и выделяемых суммах. Многие недовольны их размерами.

Относительное согласие было достигнуто лишь в том, что в целом бюджетная политика будет направлена на решение задач по обеспечению реализации указов президента РФ от 7 мая 2012 года. В целом они предусматривают в том числе доведение уровня средней зарплаты бюджетников до средней по региону. При этом выполнение всех взятых социальных обязательств предусмотрено не только в полном объеме, но и с учетом индексации. Еще накануне на встрече с членами президиума правительства и президиума Госсовета УР президент Удмуртии Александр Волков подчеркнул, что наступающий 2014 год будет сложным, поскольку расходная часть республиканского бюджета за счет обязательного финансирования социально значимых направлений будет расти быстрее, чем доходная. В целом социально значимые расходы в 2014 году вырастут на 16 процентов, а заработная плата в бюджетной сфере - на 30 процентов.

Бюджет по расходам на 2014-2016 годы впервые имеет программную структуру, он сформирован правительством УР на основании 26 государственных программ. Доля финансовых ресурсов, распределяемых через государственные программы, составляет в нем 97,2 процента. Согласно проекту общий объем доходов бюджета Удмуртии на 2014 год прогнозируется в сумме около 49,3 млрд рублей, расходы составят более 55,5 млрд рублей. Дефицит – 6,3 млрд рублей.

Оптимизировать расходы

Все участники обсуждения на сессии республиканского парламента подчеркивали, что предстоящий год крайне сложен для регионального бюджета. Доля расходов на зарплаты врачей, учителей и других работников социальной сферы в общей сумме растет. При этом доходы республики увеличиваются, увы, не такими же темпами.

По мнению многих депутатов, бюджет 2014 года будет непростым. Поэтому в будущем году правительству необходимо сосредоточиться на поисках дополнительных источников доходов в бюджет и на оптимизации бюджетной сферы. Проще говоря, придется экономить.

На следующей сессии Госсовета Удмуртии, которая состоится 10 декабря, проект бюджета на 2014 год будет рассматриваться уже во втором чтении.

Софья Широбокова, руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам:

- Мы достаточно долгий период в республике и в целом в России жили свободно по финансам. Было много новых направлений, которые мы начали финансировать, - например, инвестиционное направление. Сегодня, учитывая тот рост зарплаты, который ложится на плечи региона, и уровень госдолга, наши возможности крайне ограничены. Я думаю, что главной задачей следующего года будет активизация работы по получению дополнительных доходов в бюджет Удмуртии и консолидированный бюджет и по сокращению непрофильных расходов. В течение 2014 года некоторые статьи бюджета будут меняться. Республика рассчитывает на дополнительные доходы по акцизам на алкоголь и бензин, а также ряд налогов.

Светлана Кривилева, первый заместитель председателя Госсовета Удмуртии:

- Бюджет нашей республики социально ориентирован - 80 процентов всех расходов пойдут на финансирование социальной сферы. В бюджете будущего года предусмотрен 1 млрд 46 млн рублей на повышение зарплаты работникам здравоохранения. Сохранено в полном объеме финансирование затрат на покупку жилья детям-сиротам, учебников для школ, проведение спортивных мероприятий, в том числе сельских спортивных игр – дополнительно на эти цели в бюджете предусмотрено 600 млн рублей. В то же время пришлось частично сократить то, что не первостепенно и может подождать, в большей степени те мероприятия, за которыми не стоит человек. К примеру, минимизировали финансирование ряда программ по развитию промышленности.

Конечно, бюджет должен быть бюджетом развития. Мы должны вкладываться в те отрасли, которые приносят деньги. А деньги приносит только производство, производство всего, чего только можно: кастрюль, летательных аппаратов, газа, нефти, журналов и газет. То, что 80 процентов уходит на социальную сферу, хорошо только в том плане, что мы не обманываем людей, и если пообещали им что-то, значит, выполняем свои обещания. Но денег не остается ни на инвестиции, ни на развитие. И эта ситуация характерна не только для Удмуртии. Это характерно для всей России.

Дмитрий Мусин, главный федеральный инспектор по УР:

- Бюджет носит социальный характер. Дорожные карты, которые приняты и в Удмуртии, очевидно, направлены на развитие социальных проектов. Это повышение зарплат бюджетникам. Но это не означает, что у нас нет тенденции к развитию и нет ресурсов к развитию. Как правильно отстроить эти экономические процессы – другой вопрос. К сожалению, на мой взгляд, у нас прослеживается слабая ориентированность бюджета. Еще есть над чем поработать депутатам и где найти точки роста. Это могут быть инновационные проекты, образовательные, производство, сельское хозяйство, строительство. Над чем поработать есть, где найти – тоже есть. Можно создавать условия, чтобы появились инвестиции, пришли бизнесмены, и декларативно это не происходит.

Юрий Бычков, депутат Госсовета УР:

- Бюджетом развития у нас и не пахло в течение уже многих лет, потому что даже те деньги, которые мы берем в кредит, остаются. Получается большая разница между доходами и расходами. Не создается экономическая основа, базис. Нужно менять подходы, заниматься доходной частью бюджета с теми, кто создает эту часть бюджета, то есть с предприятиями. Нужно садиться с ними за стол переговоров и понимать, что им на самом деле нужно. То есть не в том плане, что «ну-ка давайте-ка, ребята, налогов нам в два раза больше». А в том плане, что «чем вам помочь, чтобы вы лучше работали?». Если такого диалога не будет, если не будет ответственности министров конкретных за эти отрасли, конкретной ответственности, то мы не будем двигаться вверх.

Газета «МК в Ижевске» будет следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру