Плоды «больного ума»

Андрей Фурсенко «бросил камень» в собственный огород

Современная литература отличается крайне низким качеством русского языка, заявил бывший министр образования, а ныне помощник президента РФ Андрей Фурсенко. По его мнению, необходимо писать книги на «нормальном русском языке».

Андрей Фурсенко «бросил камень» в собственный огород

В конце прошлого года помощник президента РФ Андрей Фурсенко негативно высказался о качестве современной литературы. Он заявил, что нынешние произведения нельзя использовать как инструмент воспитания школьников.

- Я не хочу никого обидеть, - видимо, у меня уже не хватает современной культуры, но чтение многих современных произведений - оно о чем угодно, но не о русском языке. Если мы не будем писать книги на нормальном русском языке, мы и учить никого не можем. Не надо спрашивать у учителя, почему только ХIХ век, почему нет современных пьес. Да потому, что современные пьесы не про то, - заявил он.

Помощник президента добавил, что не против существования тех произведений, что сейчас есть, но он хочет, чтобы «и другое присутствовало». Первый замминистра культуры Владимир Аристархов с Фурсенко полностью согласен. По его мнению, под видом современных пьес часто «проталкиваются плоды больного ума или коммерческие подделки».

Андрей Фурсенко, напомним, занимал пост главы Минобрнауки с 2002 по 2012 год. Он являлся большим сторонником установления ЕГЭ и продвижения России в Болонский процесс, за что неоднократно подвергался критике.

В связи с такими громкими заявлениями мы решили узнать у наших читателей, действительно ли все так плохо с современной литературой?

Елена Лапина, заместитель министра по делам молодежи УР, начальник отдела госслужбы и организационно-кадровой работы:

- В целом к современной литературе я отношусь положительно. У нас демократическое общество, где каждый может выбирать, что читать. То, что происходит сейчас на литературной арене, - это своеобразное новое течение, и для развития нации такие процессы необходимы. Да, я согласна с тем, что качество русского языка снижается, но все это результат изменений в сфере образования, которые как раз и были внесены самим Фурсенко. Русскому и литературе обучают в первую очередь в школах и университетах, где система преподавания отличается от прежней, не говоря уже о том, что в школах хотят объединить русский и литературу в единый предмет русской словесности, на котором дети не смогут получить обширных знаний о нашем языке и творчестве писателей. Результаты такого обучения влияют и на качество литературы. И отсюда напрашивается вопрос: а чего же вы, интересно, ждали?

Николай Малышев, главный редактор литературного журнала «Луч»:

- Сейчас литература далеко не та, да и общество изменилось. Люди сейчас не так нуждаются в ней, у них есть много других интересных занятий. Все чаще говорят, что произведения написаны неграмотно и нелитературным языком, а если посмотреть на телевидение или зайти в Интернет, то разве там мы увидим что-то другое? Сейчас не стало хороших писателей. Романы пишутся за каждым углом, а все потому, что исчезли критерии оценки литературы и ориентиры, на которые обращали внимание писатели. Я понимаю, что правительству некогда изучать литературу, но если они поднимают этот вопрос, то нужно отметить, что книжная сфера плохо финансируется и завлечь хороших, стоящих писателей нечем. В настоящее время литература уже не религия и не воспитатель, она стала просто досуговым чтивом.

Людмила Орлова, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и редактирования ИСК УдГУ:

- В моей практике был случай, когда студенты заявили, что не хотят изучать современную литературу, в которой они сначала увидели только отрицательные моменты. Я не исключаю такого случая, что Фурсенко могла попасться на глаза одна из некачественных книг нашего времени, и он сделал такой глобальный вывод. Но стоит заметить, что есть книги для уже подготовленных читателей, которые следят за литературным процессом. Если с такого автора вы начнете знакомство с современной литературой, то вы разочаруетесь в ней. К тому же нельзя сразу оценивать произведения, они должны прожить время, и только спустя годы критика будет уместна.

Елена Бучкина, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры издательского дела и редактирования:

- Пусть дети и дальше читают классику, если хотят красиво говорить и грамотно писать. Что касается современной литературы, то она на самом деле низкого качества, и, в частности, в этом виновато литературное сообщество. Они сами выдают премии писателям, которые употребляют нецензурные выражения в своих произведениях. В этом же виновато и министерство образования. Нам надо брать откуда-то молодых авторов, а Фурсенко сначала убирает письменный экзамен по литературе, то есть вообще отучает всех связно мыслить, а после ждет умных писателей. Уровень нашей современной литературы низкий, особенно если сравнить ее с индийской или китайской, где она очень качественная, а у нас ее можно считать третьесортной. И самим литераторам до этого нет дела. При подведении итогов мы видим, что сначала мы ничего не делаем, чтобы хоть удержать ценных авторов, а потом удивляемся, что нам нечего читать.

Александра Регеда, главный библиотекарь Национальной библиотеки УР:

- На полках книжных магазинов нам представлено все разнообразие литературы, в том числе и современной. Если вспомнить мой опыт как читателя, то с легкостью можно сказать, что есть как неудачные, так и удачные произведения. Сложно сказать, в каком процентном соотношении они находятся. Одним из ориентиров при выборе книги для меня служат литературные премии, которые присуждаются авторам. Среди них можно назвать «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и другие. Хотя не всегда их лауреаты оправдывают ожидания. Бывает, когда, наоборот, начинаешь задумываться, почему эту книгу оценили. Так было с произведением Елены Колядиной «Цветочный крест», где много используется нецензурных выражений. Чаще всего пока не прочитаешь, то и не сможешь оценить творчества писателя. Как говорил Высоцкий: «Надо читать правильные книги».

Ирина Гильмутдинова, заведующая библиотекой № 24:

- Работая в библиотеке, мы сталкиваемся с разными читателями, и мы можем сделать несколько выводов о предпочтениях взрослых посетителей. Классику берут очень редко, только если это книга участвует в выставке на какую-нибудь знаменательную дату либо студентам задают читать по программе. Люди, наоборот, интересуются новыми тенденциями в литературе. Все ее разнообразие мы можем разделить на несколько видов. Например, досуговая литература, то есть различные книги о кулинарии, про вышивание и другое. Затем детективы, которые очень пользуются спросом, за ними женские романы – их берут только женщины, в отличие от детективов. Фантастика занимает отдельный пласт в литературе и считается в наше время очень популярной как среди молодежи, так и среди взрослых. Берут читать прозу, а вот поэзия неоцененных писателей тяжелым грузом лежит на полках. Сами читатели отмечают, что много произведений, которые забываются сразу же после прочтения. Многие любят читать о жизненных ситуациях, которые всегда будут актуальны. Так раньше и писали классики, поэтому о том, что написано давно, применимо и сейчас. Кто знает, может, кто-то и из современных авторов напишет вечное произведение.

А вот что об этом думают горожане

Ирина Черных:

- С литературой современных писателей я знакома не так давно, однако могу сказать, что она не похожа на классику. Поэтому перед знакомством с творчеством незнакомого автора я предпочитаю получить чью-либо рекомендацию либо положительный отзыв. Так уже надежнее, что ты не возьмешь неудачное произведение из всей массы литературы.

Павел Моисеенко:

- Современное общество – новые реалии. Жизнь стремительно развивается, вместе с ней модернизируются и культура, и язык. Бесспорно, классика останется бессмертной во все времена. Но надо понимать, что общество диктует тенденции в творчестве. Отвернувшись от современной литературы, мы отворачиваемся от наших реалией, от того, что нас окружает. Как человек может создать что-то новое, не узнав настоящего? Язык классической литературы для многих является эталоном культуры и чистоты речи. Современная литература – наша действительность. Привнести величие русского языка в действительность сможет только тот, кто разбирается в старом и новом.

Алина Музафарова:

- Сейчас русская литература переживает далеко не лучший свой период. Достаточно привести в пример то, что лауреатом премий «Лучшая книга года» и «Худшая книга года» смог стать автор с одним и тем же произведением. Современные русские авторы в большинстве своем безлики, их тяжело отличить друг от друга, да и сюжеты их книг не блещут оригинальностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру