Беженцы из Украины: «Хотим остаться в России»

В Удмуртию прибыли более 100 украинских беженцев

В деревне Кварса Воткинского района сейчас находятся 102 беженца из Украины, среди них – 35 детей. Они не хотят возвращаться на родину, где идет настоящая война. Журналист «МК в Ижевске» побывала в лагере и пообщалась с украинскими беженцами.

В Удмуртию прибыли более 100 украинских беженцев
Общежитие аграрного техникума дер. Кварса

Поздним вечером 15 июля в Ижевск прибыл специальный борт МЧС из Ростова-на-Дону с беженцами из Украины. В аэропорту их встретили представители Правительства УР, а также сотрудники МЧС и миграционной службы. Беженцев накормили горячим ужином, а затем повезли на автобусах в пункт временного размещения. Их поселили в аграрном техникуме, который находится в поселке Кварса на территории Воткинского района.

Встретили как родных

Аграрный техникум находится на окраине деревни Кварса, прямо за железнодорожным переездом. Люди, измотанные обстрелами и бомбежками, уставшие от дальней дороги, смогут отдохнуть здесь и пожить какое-то время. Место это выбрано не случайно – находится оно вдали от городской суеты и посторонних глаз.

- Беженцы приехали к нам из аэропорта на автобусах в сопровождении ГИБДД и полиции в половине третьего ночи. К нам прибыли102 человека, из них 35 детей, - рассказывает директор аграрного техникума Сергей Яговкин. - Здесь их встречали сотрудники МЧС, МВД, медики. После приезда мы собрали беженцев в актовом зале, где рассказали о том, куда их привезли и в каких условиях они будут жить. Потом мы стали размещать их в общежитии в комнатах по 2-4 человека. Волонтеры помогали им пройти в комнаты, сотрудники МЧС помогали нести сумки. Все желающие могли помыться и попить горячий чай с булочками. Поскольку помыть одновременно более ста человек в душевых комнатах общежития было невозможно, спасатели развернули перед общежитием две большие палатки: одна – раздевалка, вторая - душевые.

Конечно, обстановка в комнатах весьма скромная: кровати, стол и стулья. Настоящее студенческое общежитие. Но беженцы рады и этому, главное, что есть крыша над головой!

- Мы помогаем им, как можем, - продолжает Сергей Евгеньевич, - подготовили две детские комнаты для детей, где они могут играть. Установили плазменные телевизоры, и беженцы постоянно смотрят российские новости о событиях на Украине. Сотрудники Управлений культуры и образования Воткинского района составили план мероприятий для взрослых и детей, чтобы как-то разнообразить их досуг. У нас в техникуме работает медпункт, где дежурит фельдшер. Все прибывшие прошли медосмотр, сделали флюорографию. На днях приехала специальная машина из республиканского диагностического центра, и несколько врачей – специалистов осмотрели малышей.

Сергей Яговкин отметил, что в Кварсу приезжали сотрудники республиканской службы занятости и миграционной службы. Они провели встречи с беженцами, рассказали о том, как получить статус беженца и устроиться на работу.

- Пока они не могут устроиться на работу, потому что у них нет регистрации, - пояснил директор техникума. - После регистрации они смогут свободно перемещаться по стране и искать себе работу. То есть пока наш техникум является временным пунктом размещения. Предварительно, беженцы смогут находиться здесь до 1 сентября.

Сергей Яговкин предложил мне пройти в административный корпус, где находятся столовая, актовый зал и спортивный зал:

- У нас просторная столовая, рассчитанная на 150 человек, – рассказывает он. - В первые дни мы кормили их 3 раза в день. Но сейчас добавили полдник для детей. В меню, как положено: каши, суп, котлеты, салаты и т.д. В день на питание каждого человека выделяется по 250 рублей.

«На Украине - настоящая война»

В спортивном зале техникума развернули настоящий пункт сбора и выдачи гуманитарной помощи. Ее приносят и привозят ежедневно самые разные организации и граждане: большие пакеты, сумки, картонные коробки. Чего здесь только нет: канцтовары (пластилин, карандаши, альбомы, тетрадки), игрушки, одежда, обувь.

Беженцы приходят, меряют, смотрят, берут, что подошло. Волонтерам помогает девушка из Украины Светлана Федорова. Она ведет учет и контроль: записывает в тетрадь, кто и что берет.

- Я сама из города Харцызск Донецкой области, - рассказывает Светлана. – Мы приехали сюда всей семьей - с мужем и двумя детьми.

- Почему вы уехали?

- Потому что у нас начались военные действия в городе. Бомбы разрывались в нескольких метрах от нашего дома. Наш дом уцелел, но стекла потрескались. Мы решили не рисковать и уехали. 14 июля пересекли российскую границу, ночевали в палаточном лагере под открытым небом. Беженцев было очень много. Утром объявили: «Кто хочет поехать в Удмуртию?». Мы сразу согласились, даже не выбирали, лишь бы подальше уехать от тех мест, где идет война.

Здесь же, в спортзале, я познакомилась с шахтером Алексеем Денисовым из Краснодона. Он приехал в Россию с тещей, женой и двумя детьми: мальчикам по 7 и 12 лет.

- На Украине идет настоящая война, - рассказывает Алексей. - В Краснодоне военные действия начались в 20-х числах июня. Вначале шел сильный бой, потом стали постоянно бомбить окрестности. Мы сразу же выехали в Каменское, чтобы переждать. Жили у хороших знакомых, но потом поняли, что возвращаться нам некуда, потому что жизни нам не дадут. Украинские власти вообще против русского населения.

Дальше Алексей рассказал, как из Каменска они долго ехали на автобусах до российской границы. Только добрались до пограничного поста в Гуково, начался обстрел. Снаряды разрывались прямо на территории палаточного городка, который находился на российской земле.

- Нас быстро посадили в автобусы и увезли в безопасное место - на стадион МЧС. Конечно, дети очень испугались, плакали. Потом нас увезли в Ростов, а оттуда отправили в Ижевск на самолете МЧС. В Удмуртии у нас нет ни родственников, ни знакомых, но мы не хотим возвращаться на Украину. Я не хочу, чтобы мои дети жили в стране, где убивают свое же население, - говорит Алексей.

«Луганск стирают с лица земли»

Понятно, что после дальней дороги и всех переживаний беженцам надо прийти в себя, отдохнуть и адаптироваться к новым условиям. Разговаривая с ними, я поняла, что почти все готовы остаться в России. Они не хотят возвращаться на родину, где идут ожесточенные бои, рвутся снаряды, где убивают мирных жителей и разрушают города.

Марина Чубарова из Луганска приехала в Удмуртию вместе с мужем и двумя сыновьями – Ильей и Ярославом. Она вспоминает, как страшно было жить в городе, когда бомбят:

- Каждый день было по четыре или по пять налетов. Бомбы скидывали, куда попало, причем попадали в основном в жилые дома, садики и школы. Город полностью уничтожают. Можно сказать, стирают с лица земли.

- А ваши соседи тоже уехали?

- Конечно, все разъехались – кто куда. Остались только две бабушки, которые не захотели покидать свои дома. Конечно, нам очень жалко было бросать свой дом. Но дальше оставаться там мы не могли.

Марина вспоминает, как они с большими трудностями вырвались из Луганска и приехали в Россию. Они и не думали, что судьба занесет их в Удмуртию, где такое холодное лето.

- Мы хотим остаться в Удмуртии, - говорит Марина. – Нам дали временную прописку, но мы хотим получить статус беженцев, чтобы устроиться на работу.

Сама Марина по образованию педагог, но в Луганске работала на почте, сортировала корреспонденцию. А ее муж – слесарь по металлоконструкциям. Они не унывают. Знают, что в России им обязательно помогут.

Хочет остаться в России и бывший шахтер, а ныне пенсионер Владимир Григорьевич Костенко. Он приехал из поселка Старомихайловка Марьинского района Донецкой области. Вспоминает, как украинская армия начала обстреливать из тяжелой артиллерии районный центр Марьинка на западных подступах к Донецку. Именно там шли сильные бои, и местные жители были вынуждены прятаться в подвалах или покидать родные дома. В Удмуртию он приехал вместе с женой и 13-летним внуком.

- Хочу сказать большое спасибо руководству Удмуртии, что так хорошо нас встретили, обеспечили питанием и жильем. Спасибо людям, которые приносят гуманитарную помощь. Мы хотим получить статус беженцев, а потом и российское гражданство. Я не хочу возвращаться на Украину. Я хочу, чтобы мой внук учился в российской школе. А я, пока есть силы, мог бы работать.

Все беженцы, с кем мне удалось пообщаться, говорили, что они хотят найти работу и остаться в России. Возвращаться туда, где идет война и убивают людей, они не согласны. Скорее всего, это – не последние беженцы в нашей республике. Как заявил и. о. зам. председателя правительства УР Андрей Сивцов, Удмуртия готова принять и разместить 1000 украинских граждан. Они будут обеспечены не только крышей над головой, но также работой и медицинским обслуживанием.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру