Настоящий полковник

Олег Ромоданов: «Мужчина должен меньше говорить и больше делать»

Недавно исполнилось 20 лет с момента создания специального подразделения Управления КГБ по Удмуртии. Его основной задачей была борьба с терроризмом и организованной преступностью. У истоков создания этого отряда стояли бывший начальник Управления ФСБ по УР генерал-майор Николай Арзамасцев и командир отряда Олег Ромоданов. Сейчас полковнику Олегу Ромоданову 63 года, несколько лет назад он вышел в отставку и сейчас занимается бизнесом, за свои боевые заслуги был награжден многочисленными медалями и орденом Мужества. Мы пригласили Олега Ромоданова в гостиную «Московского комсомольца» и попросили его рассказать о том, как бойцы спецподразделения участвовали в боевых операциях и чем полковник занимается на «гражданке».

Олег Ромоданов: «Мужчина должен меньше говорить и больше делать»

«Военная служба учит ответственности»

- Олег Витальевич, сколько лет вашей жизни связаны с военной службой?

- Всего я прослужил 32 года, а в органах КГБ и ФСБ – 28 лет. Конечно, за эти годы было столько много интересного - хватит на целую книгу. Когда я ушел на пенсию, думал, что все – теперь можно писать воспоминания о боевых операциях и о своих товарищах. Но началась совсем другая жизнь. Пока некогда писать мемуары.

- А почему вы решили стать военным?

- Я не скажу, что мечтал стать военным, но в детстве много читал о войне. Видимо, увлечение военной тематикой предопределило мою судьбу. После школы я поступил в Ижевский механический институт на механико-технологический факультет. Закончил его по специальности «инженер-механик» и о военной карьере даже не думал. Так сложилась жизнь, что рядом со мной оказались люди, которые предложили мне служить в КГБ. Больше года ко мне присматривались, проверяли. И только после этого направили учиться в Минскую Высшую школу КГБ. Из нас готовили настоящих контрразведчиков, которые должны были вести разведывательную деятельность на территории страны и выявлять террористов. Это была отличная школа, которая помогла мне в дальнейшей службе.

- То есть вы знаете все секреты разведчиков: как ловить шпионов и предотвращать теракты? А в современной жизни помогает закалка, которую вы получили в школе КГБ?

- Конечно, военная служба учит организованности, дисциплинированности, ответственности. Если ты пообещал, то должен выполнить свое обещание. Мужчина вообще должен мало говорить, а больше делать. После учебы в Минске я вернулся в Удмуртию, девять лет служил в районных подразделениях ФСБ, потом был переведен в центральный аппарат, находился на оперативной работе. В 1994 года мы вместе с генералом Николаем Арзамасцевым организовали новое спецподразделение для сопровождения всех оперативных и следственных мероприятий. Я был командиром этого подразделения, в нем служили 10 человек.

Как «загнать» новичка

- Кого вы принимали в отряд?

 Средний возраст бойцов нашего спецподразделения - 26-28 лет. Все офицеры с высшим образованием, имели спортивные разряды по биатлону, плаванию, рукопашному бою. О качественном составе подразделения может говорить тот факт, что десять его бойцов отбирались в течение шести лет из почти 500 кандидатов. При отборе приоритет отдавался офицерам, служившим в ВДВ, погранвойсках или спецназе.

- Какие требования предъявлялись к спортивной подготовке?

- После собеседования кандидат сдавал спортивные нормативы. Кросс на 3 км нужно было пробежать за 11,5 минуты, стометровку - за 13 секунд, подтягивание на перекладине - 15 раз и т.д. Затем кандидат должен был выстоять в рукопашном поединке с тремя бойцами нашего отряда - по три минуты с каждым без перерыва. Главная цель – «загнать» новичка, то есть довести до предельного утомления, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в этом состоянии.

- Какие занятия проводились в отряде?

- У нас была разработана целая система тренировок. Каждый день мы бегали кросс по 10 километров и занимались в тренажерном зале. Два-три раза в неделю плавали в бассейне по 2 км, занимались рукопашным боем. Один раз в месяц - марш-бросок до 50 км с отработкой тактических действий: засада, налет, выход из окружения, бой в наступлении и отступлении. Была огневая подготовка: стреляли из пистолетов, винтовок, гранатометов. Мы обошли все леса и дорожки вокруг города на марш-бросках и на занятиях. Очень нравилось выезжать в Усть-Бельск, там такие красивые горки, которые напоминают Северный Кавказ. Дважды в год проводилась проверка по 80 нормативам. Среди них, к примеру, были такие: сближение с противником с расстояния 5 метров и надевание наручников – за 4,5 секунды; проникновение в салон самолета - 4 секунды.

Сухой закон

- Чем занимался ваш отряд?

- Поскольку это были «лихие» 90-е годы, когда в стране был разгул преступности, работы у нас было немало: задержание, захваты вооруженных преступников. Наше подразделение было хорошо обучено, экипировано, вооружено. У нас было самое современное оружие ижевского производства, надежная связь, удобная одежда и обувь. Наш отряд два раза в год выезжал в командировки в Чечню, и на фоне подразделений из других регионов мы всегда выглядели вполне достойно.

А вообще я стараюсь избегать рассказов о войне, потому что это грязное дело. Она плохо пахнет. Могу сказать только, что наше подразделение участвовало в реальных боевых действиях. И слава богу, во время спецопераций никто не пострадал. Все наши бойцы остались живы и здоровы благодаря хорошей физической подготовке, современному снаряжению и правильно спланированным действиям.

- И даже никого не ранили?

- Да. Правда, у меня был один случай, когда мы с бойцами попали в засаду боевиков. Завязался бой, во время которого пуля попала в мой бронежилет и застряла там. Эту пулю я сохранил на память, она до сих пор хранится у меня дома в заветном месте.

- Говорят, что вас даже назвали «солдатом удачи».

- Может быть. Я как-то поехал в отпуск и в Ростове в одном из киосков увидел на обложке журнала свою фотографию с надписью «Солдат удачи». Конечно, очень удивился, сразу позвонил в редакцию и поблагодарил за своеобразный подарок ко дню увольнения со службы.

- Вы верите в удачу?

- Для того чтобы пришла удача, нужно много трудиться. Не только руками, но и головой. Ведь в жизни не бывает случайностей. Нужно много думать, рассчитывать свои действия. Например, во время регулярных поездок на войну мы установили некоторые негласные правила, за нарушение которых бойцу грозило увольнение из отряда. Первое - приказ командира не обсуждается. Второе - абсолютный «сухой закон».

Бывших разведчиков не бывает

- Говорят, что бывших разведчиков не бывает?

- Наверное, бывших врачей и учителей тоже не бывает. Все равно этот менталитет, профессиональные навыки, воспитание сохраняются на всю жизнь.

Мы занимались мужским делом. Когда мы были на войне, я говорил своим ребятам: «Мы здесь для того, чтобы сохранить свое мужское достоинство. У нас были разные ситуации, чтобы мы духом не пали и все сделали профессионально. Мы отвечали за безопасность в таком районе, где работали сотрудники милиции, прокуратуры, ФСБ. Ситуации были непредсказуемыми. Утром просыпаешься и думаешь: «Доживу ли до вечера?»

За 32 года я научился общаться с людьми, убеждать их. И мне это всегда помогало в жизни. Ко мне до сих пор обращаются люди за помощью, и я стараюсь разобраться в ситуации, помогаю. Мы до сих пор поддерживаем связь с ребятами, с которыми вместе прошли через спецоперации и боевые действия. Безусловно, я до сих пор много работаю - возглавляю производственную компанию. Кроме того, я являюсь директором фирмы.

«Я почувствовал свободу!»

- Где вам интереснее – на военной службе или на «гражданке»?

- Честно говоря, окунувшись в гражданскую жизнь, я открыл для себя много интересного, чего раньше не замечал. Оказывается, рядом есть люди, которые живут обычной жизнью: работают, занимаются бизнесом, воспитывают детей, путешествуют. Конечно, я и теперь отвечаю за детей, за друзей, за свой бизнес. Но тем не менее я стал свободным человеком. А ведь раньше я даже не мог отлучиться из дома, не поставив в известность своего начальника.

- Чем вы увлекаетесь?

- Я много путешествую на мотоцикле. Например, два года назад объехал всю Европу: был в Австрии, Словении, Италии, Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Вместе с другом мы проехали 10 тысяч километров. Также я объехал всю Россию. Путь от Владивостока до Ижевска я проделал шесть раз – туда и обратно. Помню, как во время такого путешествия у меня в тайге сломалась машина. Я бросил ее и на перекладных добрался до Читы, при этом мне пришлось преодолеть расстояние в 750 км. Я взял «железку», вернулся обратно в тайгу и две недели сам ремонтировал машину. Кстати, тогда меня приютил местный житель, бывший шахтер Георгий Иванович. Это был такой настоящий русский мужик с сильной внутренней энергетикой!

Кроме того, я уже 20 лет я катаюсь на горных лыжах. Объехал все горнолыжные курорты: был в Испании, в Италии, а также на Урале. Кроме того, я много путешествую на своем катере по рекам. Прошел несколько раз всю Каму - от севера Пермского края до самой Волги.

- Любите ходить на охоту?

- Я - очень мирный человек, несмотря на то что я полковник. Наверное, я настрелялся в своей жизни. Поэтому сейчас люблю просто гулять по лесу. Кроме того, каждый день выгуливаю свою собаку - огромного черного пуделя по кличке Анжел. А четыре года назад мы с дочерью завели двух лошадей. Я еще в детстве катался на лошадях в родном Можгинском районе. И теперь часто выезжаю за город, седлаю своего коня Гранда и гуляю с ним по полю.

- Есть у вас какой-то жизненный принцип?

- Человек должен постоянно трудиться и учиться чему-то новому. Праздный образ жизни очень мешает, человек деградирует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру