Испортили отдых
Затронули все эти проблемы с туроператорами и жителей Удмуртии. Сообщается о 500 пострадавших из нашей республики. Больше всего сложностей возникало у компаний, предлагавших туры от «Лабиринта».
Череда несчастий для туристов началась 16 июля, когда прекратила свою работу петербургская турфирма «Нева». Тогда пострадало 23 тыс. человек. В качестве причин краха назывались сокращение прибыли компании на 25 процентов, новые правила выезда за границу госслужащих и общая неблагоприятная экономическая ситуация. 25 июля о крахе заявил небольшой московский оператор «Роза ветров - Мир». Компания сама смогла вывезти из-за границы всех туристов. Далее о свой несостоятельности заявили «Экспотур», «Интаэр», «Нордик стар» и «Ветер странствий». Однако больший резонанс вызвало крушение «Лабиринта» и «Идеал тура». В качестве причин банкротства «Лабиринта» назывался долг перед «Оренбургскими авиалиниями» на 1,5 млрд рублей, «Экспотура» - провалившийся на рынке новый продукт (круизы по Черноморскому побережью), а «Нордик стар» и ранее хотел прекратить свою деятельность.
К настоящему моменту всех туристов обанкротившихся компаний уже вывезли из мест отдыха. Однако легче людям, собирающимся на заграничные курорты в августе и сентябре, от этого не стало. Где гарантия, что они не столкнутся с похожими проблемами и им не испортят таким образом отпуск, на который они копили несколько месяцев?
Как отмечает директор турагентства «Караван путешествий» Татьяна Рябова, от таких событий страдают не только туристы, но и все участники рынка:
- Когда прекращают деятельность такие крупные туроператоры, то сразу возникает вопрос: а какие компании действительно надежны? С этими вопросами к нам обращаются клиенты. Мы работали с «Лабиринтом», и на прошлой неделе за рубежом еще оставалось 6 наших туристов.
По словам Рябовой, несмотря на дурные вести, снижения потока обращений они не наблюдают. Жители Ижевска, так же как и раньше, стремятся провести свой отпуск за рубежом.
Неблагонадежные операторы
Впрочем, опытные компании на рынке, оказывается, подозревали о возможных сложностях «Лабиринта».
- Мы про ситуацию с трудностями «Лабиринта» знали с весны, поэтому с мая не совершали продажи их туров, но надеялись, что он до осени все-таки протянет, - рассказывает директор турагентства «Золинг» Татьяна Одинцова. - Тревожным звоночком был случай с нашими туристами, ездившими с «Лабиринтом» в начале мая. Их не селили в отель. Потом, правда, ситуация разрешилась, для них нашли гостиницу, и они тогда благополучно вернулись.
По словам Одинцовой, в среде крупных турагентств уже составлен негласный список неблагонадежных туроператоров, с которыми они стараются не работать, однако называть компании из этого списка она отказалась. По ее сведениям, в ближайшее время могут прекратить свою деятельность еще ряд фирм.
Однако Андрей Попов, директор по развитию турагентства «ЗаграНицца» уверяет, что никаких «черных» списков туроператоров вообще не существует:
- Списки ненадежных (предбанкротных, уже покатившихся, сомнительных и проч.) туроператоров стали появляться в Интернете сразу же после ухода с рынка компаний «Роза ветров» и «Нева», - говорит специалист. - Их авторство приписывалось Ростуризму, который, по распространенной теории заговоров, в курсе всего и вся. Понятно, что ведомство, даже не наделенное контрольными функциями, не могло знать о будущих ЧП.
Как подчеркивается в заявлении на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) со ссылкой на сам Ростуризм, «перечни компаний составлены не ведомством, а недобросовестными конкурентами. Никаких «черных списков туроператоров» Ростуризм не составлял и не планирует составлять.
В едином федеральном реестре туроператоров на сегодняшний день числится 4361 туроператор. В основном это стабильно и успешно работающие на российском и международном рынках компании.
Исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отметила:
- Сейчас рынок лихорадит, агентства получают какие-то «подметные» рассылки, которые порочат деловую репутацию порядочных компаний. При этом не указываются никакие факты или цифры. В сложившейся ситуации любую компанию можно утопить. Один из способов убедиться в надежности компании – рекомендации партнеров, которые подтвердят, что спокойный отдых российских туристов гарантирован.
Среди основных причин возникновения проблем у туроператоров опрошенные участники рынка в Ижевске называют три. Во-первых, по сравнению с прошлым годом снизился поток туристов. В среднем, по оценкам турфирм, путевок было продано на 14-20 процентов меньше. Отчасти на это повлиял другой фактор – запрет отдыхать за границей силовикам. По новому законодательству отдыхать они могут только на территории России. Свою роль сыграли и санкции Запада, из-за которых чиновники не рискуют без особой надобности выезжать за границу. Третьим фактором называют колебания курса рубля по отношению к доллару и евро, из-за чего в целом отдых за рубежом стал дороже для россиян.
Для готовящихся отдохнуть
Опрошенные участники рынка советуют выбирать туры крупных операторов. Кроме того, стоит избегать операторов, предлагающих не свои туры, а путевки, купленные у других компаний. Перекупщики не могут в полной мере гарантировать, что организатор тура позаботится об оплате перелета, проживания в отеле, экскурсионной программы.
Как правило, более опытные турагентства могут качественнее проконсультировать клиентов, они тщательнее отслеживают ситуацию на рынке. Можно также застраховаться от невыезда в той страховой компании, в которой вы оформляете медстраховку.
Также советуют не вестись на низкие цены. Часто именно скупость становится главной причиной, из-за которой некоторые отдыхающие сталкиваются с проблемами за рубежом.
- К примеру, один крупный оператор предлагает тур за 80 тысяч рублей, а другой – поменьше, за 50 тысяч. Здесь у людей должен возникнуть вопрос, почему такая большая разница в цене. Нормальная разница -5-7 тысяч, - говорит Татьяна Одинцова. - Некоторые операторы из-за высокой конкуренции демпингуют, выбирают авиакомпании и гостиницы подешевле, заказывают крупным оптом, а затем не могут в полной мере оплатить выкупленные места и номера.
Как говорят эксперты, необходимо установить жесткий контроль над туристическим рынком. В частности, планируется наделить Ростуризм правом надзорно-контрольных функций, которое позволит проверять туркомпании и в случае необходимости исключать их из реестра. Ведомство сможет проводить проверки сомнительных туроператоров, запрашивать финансовую информацию и итоги аудита, который Ростуризм предлагает обязать турфирмы проводить регулярно.
Чиновники также хотят увеличить ответственность турфирм вплоть до временного запрета на занятие профессиональной деятельностью.
Советы пострадавшим
Что касается клиентов обанкротившихся туроператоров, то они могут вернуть свои деньги. Каждый туроператор обязан застраховать свою ответственность в страховой компании. Вернуться на родину «застрявшим» за границей россиянам активно помогают Ростуризм и МЧС.
- На самом деле помощь туристам за рубежом оказывалась хорошая. По максимуму работала организация «Турпомощь», туроператоры старались оказать поддержку, некоторые отели позволяли туристам бесплатно дожить до конца путевки, - рассказывает Одинцова.
Однако многие отели выселяли туристов. Дело в том, что туроператоры, как правило, бронируют номера в гостиницах, а оплачивают их позднее. Оплата происходит оптом за всю группу во время проживания или уже после отъезда отдыхающих. Владельцы отелей, понявших, что денег от туроператора им не видать, поскорее попытались выселить их клиентов. Уточнить, проплачен ли номер или он только забронирован, можно предварительно в турагентстве.
Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте Управления Роспотребнадзора по Удмуртии касательно прекращения деятельности «Лабиринта», его ответственность перед клиентами застрахована.
Вообще в законе об основах туристской деятельности определен порядок выплаты страхового возмещения, если туроператор приостанавливает свою деятельность. Обладатели путевок могут сами обратиться для выплаты страхового возмещения к страховщику. Заявление о возврате денег пишется в произвольной форме, главная причина – неисполнение туроператором обязательств по организации тура.
В требовании туриста указываются его персональные данные, информация о купленной путевке, размер компенсации за понесенные расходы.
На возмещение ущерба по испорченному отпуску у страховщика есть не более 30 календарных дней после дня получения требования с приложением всех необходимых документов.
Если суммы страховки не хватает на удовлетворение требований всех пострадавших туристов, то возмещение ущерба производится пропорционально всем.
Кроме того, у туриста, уже заключившего договор с этим туроператором, есть право расторгнуть договор в одностороннем порядке до начала путешествия. Турист может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом фактически понесенных турфирмой расходов.
Так что пострадавшим туристам стоит запастись терпением, собирать необходимые документы для возмещения ущерба и надеяться, что в следующий раз они в такую ситуацию не попадут. Государство уже готовит некие меры защиты, а прокуратура и следственный комитет проверяют деятельность некоторых туроператоров. Тему ситуации в туристической отрасли мы продолжим в следующем номере «МК в Ижевске».