План действий

Общественное обсуждение плана действий до 2020 года завершилось в Удмуртии

В республике завершилось обсуждение проекта «Приоритеты развития Удмуртской Республики. План действий на 2015-2020 годы «Удмуртия. Перемены к лучшему!». По его итогам состоялась оценка бизнес-проектов и проектов государственно-частного партнерства, представленных муниципальными районами и городскими округами.

Общественное обсуждение плана действий до 2020 года завершилось в Удмуртии

Люди, идеи, ресурсы

В настоящее время в Удмуртии идет активная работа по формированию очередного Плана мероприятий по реализации Стратегии развития республики до 2020 года – Плана практических действий. Это новый механизм системы стратегического планирования.

Движущей силой реализации Плана должны стать три составляющие: люди, идеи, ресурсы. То есть в рамках Плана планируется сохранить и приумножить основное конкурентное преимущество республики – человеческий капитал. Создать комфортные для жизни и развития условия, в которых каждый человек имеет высокий уровень благосостояния, перспективы и возможности для реализации своих материальных и духовных потребностей.

С первого дня формирования Плана в его обсуждении приняли участие представители городской общественности, бизнес-сообщества, ученой общественности, простые граждане нашей республики. Для этого были созданы 12 рабочих групп по отраслевым направлениям. На их заседаниях обсуждались приоритеты развития каждой отрасли, обеспечивалась гласность проводимой работы.

На сайте каждого республиканского министерства созданы и работают соответствующие интернет-ресурсы с функцией «Обратной связи». Ход разработки Плана постоянно освещается на сайтах ответственных структур.

Итоговым этапом формирования Плана стали его общественные обсуждения с 6 по 14 августа во всех муниципальных образованиях республики. Рассмотрение проекта Плана действий на 2015-2020 годы в муниципальных образованиях было посвящено определению перспективных направлений в развитии реальных секторов экономики.

Общее количество участников мероприятий составило порядка 5500 человек.

Всего в процессе обсуждения рассмотрено 193 проекта на сумму 275,8 млрд рублей, в том числе по направлениям: обрабатывающие производства – 40, агропромышленный комплекс – 63, инфраструктура и строительство – 31, социальная сфера – 26, туризм – 25, малый бизнес – 8.

Кроме этого, к рассмотрению было предложено 10 инвестиционных площадок под размещение проектов. Самые интересные и перспективные проекты, которые, по нашему мнению, могли бы войти в План мероприятий по реализации Стратегии, мы решили рассмотреть на страницах «МК в Ижевске».

Проект: Строительство фермы по переработке мяса индейки

Агропромышленный комплекс Удмуртии является одним из основных, формирующих продовольственную безопасность России. Даже в период кризиса он неизменно демонстрировал рост по основным показателям относительно предшествующих периодов. Эксперты все увереннее называют агропром Удмуртии инвестиционно-привлекательным сектором экономики.

Она, как известно, складывается складывается из трех факторов: государственная поддержка агропроизводства, государственная политика развития сельских территорий, активная позиция предприятий по повышению конкурентоспособности.

Кроме существующих субсидий на снижение затрат производства и установление равнозначных цен, значительной государственной поддержкой можно считать модернизацию и техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, формирование кадрового потенциала

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности республики активно внедряют современное отечественное и зарубежное оборудование, осваивают передовые энергосберегающие технологии. Повышая конкурентоспособность, постоянно работают над расширением ассортимента выпускаемой продукции, повышением ее качества, используют новые методы упаковки, расширяют фирменную торговую сеть.

Пищевые предприятия сертифицировали свою продукцию по стандартам качества ISO (ИСО) и HACCP (ХАСП) и сейчас переходят к сертификатам по новейшим стандартам систем менеджмента пищевой безопасности (FSSC 22000), что способствует укреплению связей с крупнейшими мировыми ритейлерами.

Кроме того, начинают развиваться новые направления в сельском хозяйстве и производстве продуктов.

Немаловажным, а порой единственным инструментом повышения конкурентоспособности является комплексное территориальное развитие. Решаются вопросы газификации.

За последнее десятилетие почти каждый второй (построенный, реконструированный или капитально отремонтированный) социальный объект был введен в сельской местности.

В качестве приоритетных задач перед АПК ставятся следующие: концентрация инвестиций в наиболее перспективных проектах; создание условий для возникновения новых источников инвестиций и кредитных ресурсов; финансовые инструменты государственной поддержки агропроизводства (возмещение за счет средств бюджета республики части процентной ставки по коммерческим инвестиционным кредитам); активное позиционирование возможностей и перспектив сотрудничества в агропроизводстве.

Один из первых

Напомним, Удмуртия – один из базовых регионов, формирующих продовольственную самостоятельность России, находится в десятке основных российских производителей мясо-молочной продукции, производя более двух процентов российского молока, мяса, яиц. По продуктивности в животноводстве республика среди регионов Приволжского федерального округа занимает: 1-е место по яйценоскости кур-несушек и 3-е место по надою на фуражную корову.

В Удмуртии сформирован высокоэффективный продовольственный комплекс, включающий производство сельскохозяйственной продукции, в том числе промышленным способом, производство пищевых продуктов, логистику, производство техники и оборудования, подготовку кадров, выполнение научных прикладных и фундаментальных исследований, селекционных, племенных, сертификационно-испытательных, информационных и консультационных работ.

Качество пищевых продуктов Удмуртии соответствует высоким требованиям. В производстве применяется только натуральное, экологически чистое сырье.

Агрокластер

Профилирующая отрасль агрокластера Удмуртии – животноводство традиционных направлений: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Профилирующая отрасль сельского хозяйства – животноводство традиционных направлений: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Динамичное развитие молочного скотоводства базируется на повышении продуктивности животных за счет увеличения племенного поголовья, внедрения современной техники, технологий, оборудования нового типа для первичной переработки молока, автоматизации технологических процессов, а также стимулируется прогрессивным развитием предприятий молочной промышленности.

Интенсивно развивается свиноводство. С 2005 года производство удвоилось. В республике успешно функционируют 11 свиноводческих комплексов и специализированных хозяйств. В отрасли птицеводства - 5 птицефабрик яичного и 1 - бройлерного направления.

Что к чему

С одной стороны, все это может стать показателем сельскохозяйственной направленности нашей республики, но с другой – мы не можем предложить настолько разнообразный ассортимент товаров, чтобы считаться полностью аграрной.

И вот нам предложили грандиозный проект – строительство в Удмуртии индюшиной фермы стоимостью 600 млн рублей. Построить ее планируют в Можгинском районе республики на базе закрывшегося свинокомплекса «Пычасский».

Бизнес-план проекта предусматривает создание на площади 45 тыс. кв. м масштабного производства с объемом готовой продукции 6 тыс. тонн в год (с возможностью расширения в перспективе до 7 тыс. тонн в год). Ориентировочная стоимость этого инвестиционного проекта составляет 600 млн рублей. На данный момент даже выделен земельный участок, где будут располагаться производственные помещения.

По словам и.о. министра сельского хозяйства Удмуртии Алексея Стрелкова, подобные крупные проекты по индюшатине сейчас реализуются лишь в двух регионах Поволжья. В Удмуртии пока это ценное диетическое мясо получают лишь мелкие хозяйства и фермеры.

Комплекс включает в себя: комбикормовый завод, инкубатор, площадку по доращиванию молодняка, площадку по откорму взрослой птицы, завод по убою, глубокой переработке мяса, утилизации отходов.

Объем инвестиций 1 763,5 млн руб.

Ориентировочный объем инвестиций из средств бюджета Удмуртской Республики на финансирование строительства энергетической и инженерной инфраструктуры составит 27,5 млн руб.

Срок реализации проекта: 2013-2017 гг.

Срок окупаемости проекта: около 3 лет.

Предполагаемый эффект от реализации проекта

● Создание на территории региона современного конкурентоспособного агропромышленного предприятия федерального значения.

● Повышение качества жизни местного населения за счет прямого и косвенного создания новых рабочих мест (225 рабочих мест).

● Увеличение поступлений в консолидированный бюджет региона и Можгинского района.

● Обеспечение загрузки отдельных секторов строительной отрасли.

● Обеспечение местным сырьем предприятий мясоперерабатывающей промышленности и предприятий по производству полуфабрикатов.

● Увеличение объемов качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширение производства зерновых и кормовых культур, тем самым стимулирование развития растениеводства.

● В зоне убоя в рамках комплекса предусмотрено предварительное охлаждение и упаковка охлажденной продукции.

● В цехе глубокой переработки - выпуск колбас, буженины, помещения для хранения мяса индейки.

Как известно, реализация проекта уже началась. Так, например, уже введен в эксплуатацию комбикормовый завод производительностью 40 тыс. тонн в год, начато строительство фермы для выращивания индюков и завода по убою.

Ежегодный объем выручки от проекта (после выхода на проектную мощность) должен составить 2,3 млрд руб.

Основные ожидаемые результаты

Планируется, что в результате реализации проекта будет создан первый современный птицеводческий комплекс по выращиванию, убою и переработке мяса индейки как в Удмуртской Республике, так и в соседних регионах, способный быть первым на региональных рынках с новым востребованным товаром. По проекту планируется создание 225 рабочих высокооплачиваемых рабочих мест. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составят более 550 млн рублей. Выпуск продукции может быть начат уже в 2015 году.

Реальные действия

В связи с реализацией этого проекта и по поручению врио Главы Удмуртии Александра Соловьева Министерством экономики УР подготовлены и заключены инвестиционное соглашение на строительство газопроводов и линии электропередач и дополнительное соглашение о совместной реализации и финансировании регионального проекта «Организация современного производства древесно-стружечных плит».

Советом по инвестиционной деятельности в республике были одобрены решения о предоставлении средств инвестиционного фонда УР на реализацию вышеназванных проектов в части строительства инфраструктурных объектов.

В рамках проекта «Организация современного производства ДСП» за счет средств бюджета будут возмещены затраты инвестора на строительство дороги в пос. Ува, необходимой как для нужд предприятия, так и для местного населения. В ходе реализации проекта будет создано порядка 100 высокооплачиваемых рабочих мест. Прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики при выходе на проектную мощность составит 100 млн рублей.

По проекту выращивания и переработки мяса индейки средства будут направлены на строительство газопровода и линии электропередач в п. Уральский Сарапульского района и газопровода в с. Пычас Можгинского района.

Все инфраструктурные объекты будут переданы в собственность муниципалитетов в соответствии с планами-графиками реализации инвестиционных проектов.

Мнение

Михаил Зайцев, и.о. министра экономики УР:

- Агропромышленный комплекс нашей республики входит в десятку лучших и самых динамично развивающихся по России. И это несмотря на не очень удачные для благоприятно развивающегося сельского хозяйства условия: у нас не такой мягкий климат, как это необходимо, дожди, заморозки. И тем не менее мы себя полностью обеспечиваем почти всеми продуктами питания: молоком, мясом, картофелем, овощами. Вся наша продукция хорошо упакована, производители хорошо взаимодействуют с международными торговыми сетями.

Однако до сих пор у нас нет собственного мяса индейки, хотя для этого есть все условия. На прилавках вы можете увидеть только башкирскую индюшатину. После успешной реализации представленного проекта, на пару с башкирской индюшатиной, жители Удмуртии смогут кушать наше мясо, проверенное, на чистом зерне выращенное, весь необходимый контроль пройденное.

Кроме того, это даст нам существенное преимущество на всех уровнях экономики. Так, если говорить про макроуровень, то благодаря реализации проекта Удмуртия получит продовольственную безопасность, и мы с вами сможем ни от кого не зависеть, что достаточно важно в сегодняшних условиях.

На микроуровне для субъекта мы можем получить дополнительные налоги в бюджет, новые рабочие места, собственный имидж, новые рынки сбыта. Для обывателя это индюшатина по оптимальной цене, потому что производиться она будет здесь, и мы сможем предлагать покупателю конкурентную цену без учета транспортных расходов. Кроме того, покупатель получит экологически чистый продукт, потому что пока до нашей республики технологии вживления гормона роста не дошли. Я напомню, что стимулятор роста активно используют при производстве свинины, все зарубежные компании и ни один из производителей мирового свиного мяса без него не обходится. Наша же республика обходится без него. Мы кормим зерном, травой, используем комбикорм, но не делаем никакие уколы. Поэтому любой житель Удмуртии может быть спокоен за здоровье своих детей и внуков.

Раиль Галиахметов, доктор экономических наук, профессор:

- Мы можем долго спорить по другим отраслям и видам товаров – промышленным, производственным, но продуктами питания мы должны себя обеспечивать сами. Это аксиома. И текущие санкционные мероприятия еще раз подтвердили этот факт. Почему-то мы по всему миру ищем различные продукты, хотя теми же яблоками можем себя обеспечить сами. Также сами можем делать хорошие и качественные сыры. Во многом мы просто утеряли изначальную технологию производства.

Абсолютно не радуют сложности, которые есть в международном сообществе, в частности политические. Но именно это и заставит нас задуматься о собственном производстве и собственных технологиях, подготовке кадров.

С данной точки зрения проект по производству и переработке мяса индейки очень нужный, ведь кроме говяжьего мяса, свиного, рыбы, надо учитывать, что есть довольно большая прослойка населения, которой нельзя курятину или свинину. Индюшатина для них будет весьма полезна, поскольку является диетическим мясом. Ну и для здорового населения это разнообразие ассортимента продукции.

Кроме того, ферму такого масштаба строят не для того, чтобы обеспечить продукцией население одного района, города или даже республики, а чтобы в том числе выходит и на межрегиональные рынки. Ведь чем масштабнее производство, тем лучше. Если делать такое производство и рассчитывать, что оно будет конкурентоспособно, конечно, нужно говорить и о больших объемах. Нужны внешние рынки сбыта. Чем выше объем продукции, тем она дешевле. Кроме того, деньги если вложены, то они должны возвращаться. У нас много регионов, где нет такого количество птицефабрик и свинокомплексов, как у нас. Есть регионы, где будет спрос на это мясо. Я за инвестиции в республику, поскольку данный проект может дать отдачу даже в стадии первичной реализации, – это наш кирпич, бетон, наша рабочая сила.

Андрей Голохвастов, генеральный директор группы компаний «Агриконсалт»

- Вообще масштаб проекта для первой фазы 6 000 тонн нормальный. Если претендовать на федеральный уровень, потом нужно будет ориентироваться еще и на вторую, и на третью очередь - чтобы сравниться по масштабу с лидерами рынка и поставлять продукцию в федеральные сети. Если ориентироваться только на местный рынок, то можно поставить и меньший объем, скажем 1000-2000 тонн в год, но тогда будут другие каналы сбыта. К тому же индейка - недешевое мясо, соответственно, оно больше востребовано в крупных городах, где больше людей со сравнительно высоким доходом.

Возникает вопрос к предприятию, насколько реализуем данный проект в Удмуртской республике. Насколько оно финансово устойчиво, может привлечь необходимые немалые средства, или это только желание? Например, если в первый год банк прокредитует, например, миллиард рублей под 15 процентов годовых, то предприятие должно будет заплатить через год 150 млн. рублей процентов, пока идет стройка и проектирование, и нет продукции - они у него есть? А выплата субсидий процентной ставки может и задержаться....

Что касается в целом спроса на мясо индейки, он, безусловно, есть. Это отрасль растущая и развивающаяся. В России производится около 70 тыс. тонн индейки что составляет 2 процента всего производства птицы (3,4 млн. т). Спрос на индейку растет, соответственно, емкость рынка будет расти. В целом по России рынок индейки ненасыщен (по разным данным, потребление составляет от 0,64 до 0,9 кг/человека в год). Для сравнения, в Евросоюзе (в среднем по 27 странам) потребление индейки - 3,8 кг на душу населения за год. Данное потребление неравномерно – в мегаполисах типа Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов, потребление гораздо выше. В небольших городах и сельских поселениях продукция из индейки представлена в гораздо меньших количествах, или не представлена вообще.

Привлекательность же индейководства не только и не столько в относительно коротком периоде возврата вложений, но и в максимальной перспективности этого бизнеса, особенно по сравнению с другими аналогичными. Эта ниша пока еще полностью не занята, здесь есть широкие возможности для развития и экономической экспансии.

В целом, любое новое производство сельхозпродукции в нашей стране это плюс, минусов нет, если проект будет реализован. А вот возможных проблем, которые могут помешать реализации проекта - сколько угодно, например, где возьмут персонал, знающий современные технологии необходимые финансовые вливания и многое другое.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру