Александр Городилов: «Пассажир голосует билетами»

Полетят ли ижевские самолеты в Турцию?

 Уже этим летом самолеты из Ижевска могут полететь в Анталью. Поскольку международного аэропорта у нас пока нет, то планируется, что посадка будет в Краснодаре. Насколько эти планы реальны, нам рассказал генеральный директор ОАО «Ижавиа» Александр Городилов.

Полетят ли ижевские самолеты в Турцию?

 - Александр Викторович, в народе «Ижавиа» до недавнего времени называли компанией одного рейса: Ижевск-Москва-Ижевск. В последнее время мы такого уже не слышим. За счет чего вам удалось увеличить количество рейсов и географию полетов?

- Начнем с того, что, когда я принимал предприятие - в декабре 2011 года, - мы не летали ни в Санкт-Петербург, ни в Екатеринбург, ни в Казань. За эти три года нам удалось расширить географию полетов в несколько раз. Сейчас охват авиапредприятия составляет 12 областей. «Ижавиа» осуществляет перевозки в южном и других направлениях для Кировской, Челябинской, Пензенской, Самарской, Калининградской областей, Пермского и Краснодарского краев, Республик Татарстан и Башкортостан, а также в интересах газовиков и нефтяников по всей стране.

Пассажир голосует билетами – эта истина известна всем, кто трудится в авиации. Сегодня рейсы «Ижавиа» загружены «под завязку», особенно московское и питерское направления. Количество пассажиров увеличилось в два раза. Так, если в 2011 году мы перевезли 168 тыс. пассажиров, то уже в 2014 году - почти 328 тыс. пассажиров. То есть темп роста составил 195 процентов. 200-тысячного пассажира последний раз перевозили в 1998 году, а о ежегодно перевезенном 300-тысячном сведений не сохранилось вовсе. 

Что касается увеличения количества рейсов и географии полетов, то добиться этого удалось за счет того, что мы повернулись лицом к пассажиру: повысили качество сервиса на борту (ввели горячее питание на всех рейсах), отреставрировали аэровокзал (расширили накопитель), обновили интерьер и экстерьер воздушных судов.

- Когда речь заходит об «Ижавиа», то у жителей Удмуртии, как правило, появляются две претензии – старые самолеты и дорогие билеты. Что можете ответить?

- За последние три года мы капитально отреставрировали восемь воздушных судов – на них было заново нанесено лакокрасочное покрытие, что позволяет экономить по два процента стоимости топлива в год за счет лучшей обтекаемости самолетов.

Что касается большого срока эксплуатации – это тоже неправда. Назначенный ресурс воздушного судна - 40 тыс. часов. У нас же самый большой налет на сегодняшний день - 31 тыс. часов, причем это воздушное судно в 2015 году будет заменено на более молодое. Средний возраст воздушных судов у нас 23,5 года. Для сравнения: в компании «Трансаэро» - 17.

Кроме прочего, когда я пришел на авиапредприятие, то из имеющихся 90 единиц наземной техники больше половины нуждались в замене. За 2013-2014 годы мы смогли заменить 30 единиц, и работа еще продолжается.

Обеспечение безопасности - приоритетная задача предприятия. За три минувших года общее количество авиационных инцидентов снижено с пяти в 2011 году до трех в 2014-м. Коэффициент безопасности полетов, отражающий количество инцидентов на 1000 часов налета, в 2014 году составил всего 0,28 при установленной «Руководством по безопасности полетов» норме не выше 0,5. Таким образом, достигнутый уровень безопасности полетов впервые за последние шесть лет выше запланированного.

Что касается тарифов, то при расчете мы учитываем рост индекса потребительских цен. В списке «потребностей» авиапредприятия не только авиакеросин, но и электроэнергия, плата за газ, метеообеспечение, аэронавигация и аэропортовое обслуживание, питание пассажиров, страховые взносы и т. д. 47 процентов стоимости билета - это затраты на топливо. Мы заключаем до 7,5 тыс. договоров в год. На фоне инфляции и роста индекса потребительских цен затраты на содержание растут так же, как и цифры в «платежке» за квартплату.

- В связи с декабрьским скачком курса валюты, некоторые авиакомпании оказались в предбанкротном состоянии. Долги исчисляются миллиардами…

- Да, за аналогичный промежуток, по сравнению с 2013 годом, расходы нашей компании увеличились на 118 млн рублей. Это цифра, от которой мы опешили. Конечно, мы закладывали определенную сумму, понимая, что будут расти цены и инфляция. Но все наши контрагенты подняли цены от 3 до 20 процентов. А мы закладывали всего лишь 10. В итоге на сегодняшний день убытки компании составили 53 млн рублей. Но согласитесь, это ведь не всем известные 125 миллиардов рублей убытков крупного перевозчика «Трансаэро» и 2 миллиарда долларов неплатежей за лизинг самолетов у авиаперевозчика «Ютэйр».Причин такого положения у коллег может быть много, и мы не лезем в их кухню. Но и продажа билетов по цене ниже себестоимости (в погоне за привлечением пассажира)могла быть одной из многих причин сегодняшнего, по сути, предбанкротного состояния этих уважаемых авиакомпаний. А про дешевые билеты - судите сами. Стоимость купе Ижевск-Москва в праздники составляла около 8 тысяч рублей, плацкарт - 3,5. В обычные дни купе – около 6, плацкарт – 25,-3 тысячи. Но априори билет на самолет никак, по определению, не может быть дешевле или равняться железнодорожному. Например, стоимость рейса Ижевск-Москва-Ижевск - 1,5 млн рублей.

- Какие планы у компании на следующий сезон?

- В расписании появится новое направление – Ижевск-Симферополь. Три раза в день мы будем летать в Москву, три раза в неделю - в Санкт-Петербург. А по южным направлениям расписание будет такое: два раза в неделю в Сочи, Два - в Анапу, два - в Симферополь и один раз в планах - в Анталью через Краснодар. Несмотря на текущую экономическую ситуацию, всегда останется часть граждан, которые будут летать в отпуск в Турцию. Это достаточно распространенное и дешевое направление. Сейчас пока все находится на стадии переговоров. Мы нашли туроператора, достаточно надежного, уже встречались с ним и обговаривали этот вопрос. Если все решится, то уже к лету сможем заключить договор и самолеты из Ижевска полетят в Турцию.

- Насколько я понимаю, для осуществления такой схемы полета международный терминал не нужен. Согласно первичному проведенному анализу порядка 15 тысяч жителей региона ежегодно вылетают на отдых в направлении тех же Турции и Египта, только пока делают это «на перекладных», например через Москву или Казань. Давно ведутся разговоры о том, что в Ижевске все же необходим международный терминал. Как продвигается работа в этом направлении?

- Мы заинтересованы в том, чтобы в ижевский аэропорт прилетало как можно больше воздушных судов. Аэропорт на этом зарабатывает. Но в данный момент организовать здесь международный терминал нельзя по нескольким причинам.

Первое - по новым правилам на расстоянии ближе 400 км от Ижевска не должно быть ни одного международного аэропорта. А как известно, на расстоянии 300 км от нас находится пермский аэропорт с международным сообщением, в 180 км от нас - Бегишево.

Второе - состояние аэродрома. Сегодня ремонта требуют взлетно-посадочная полоса, места стоянок воздушных судов, находящиеся в федеральной собственности. Отремонтировать их за свой счет либо за счет республиканского бюджета предприятие не вправе. На данный момент только рулежная дорожка у нас в нормальном состоянии. И пока весь аэродром не будет отремонтирован, ни о каком международном терминале, увеличении числа самолетов, которые аэропорт должен принимать, говорить не приходится. С этой проблемой мы с главой республики Александром Соловьевым ездили в Москву. Наша цель - в ближайшее время постараться вернуть федеральную целевую программу, несправедливо перенесенную с 2013 года сначала на 2015-й, а затем и на 2018-й. Она предполагает реконструкцию взлетно-посадочной полосы, мест стоянок и светосигнального оборудования. Современные воздушные суда появятся у нас только тогда, когда будет реконструирована взлетно-посадочная полоса.

Кроме прочего, в очереди - реконструкция стоек регистрации, установка ленточного транспортера для выдачи багажа, приобретение 10 единиц наземной техники, 4 из которых уже находятся в строю. По примерным подсчетам, подготовка к открытию международного сектора обойдется в 150 млн рублей. Мы рассчитываем, что это будут как республиканские, так и наши средства.

Вместе с тем у нас есть ряд других важных факторов и преимуществ в пользу открытия международного сектора - это и мощный промышленный потенциал Удмуртской Республики, необходимость привлечения инвестиций, Ижевский автозавод с иностранными партнерами, крупнейший трамплинный комплекс в городе Чайковский, где проводятся десятки соревнований международного уровня. С учетом этого глава Росавиации и Глава УР пришли к единому мнению - о необходимости прямого обращения к Президенту РФ о принятии индивидуального решения о разрешении открытия международного аэропорта в Ижевске.

Мы планируем управиться со всем этим за два года с момента официального разрешения. Для сравнения: Липецк шел к этой цели пять лет, а Череповец – семь.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру