Денис Мацуев: «Для меня счастье играть Чайковского на его родине!»

Известный пианист обещал помочь талантливым детям Удмуртии

 2 апреля в Воткинске состоялось открытие 58-го музыкального фестиваля «На родине Чайковского», организованного при поддержке Главы и Правительства Удмуртии. С сольным концертом в Воткинске выступил всемирно известный пианист, народный артист России Денис Мацуев. А на следующий день он дал еще один концерт в Ижевске.

Известный пианист обещал помочь талантливым детям Удмуртии
Фото: Андрей Поздеев

 Имя Дениса Мацуева приводит в трепет всех поклонников классической музыки. Этот 39-летний музыкант покоряет зрителей не только своей виртуозной техникой игры на рояле, но и необыкновенной энергетикой. Денис Мацуев, родившийся в семье музыкантов, с четырех лет начал играть на фортепьяно. Когда ему исполнилось 15 лет, в Иркутск, где он жил с родителями, приехали руководители Международного благотворительного фонда «Новые имена». Отцу стоило немалых усилий уговорить сына сходить на отборочный концерт вместо игры в футбол. Денис поразил жюри, и его пригласили в Москву учиться в музыкальную школу при Московской консерватории. Вскоре его имя стало известно во многих странах мира. Он много гастролирует, выступает с известными оркестрами и дирижерами.

В Удмуртию Денис Мацуев впервые приехал в 1999 году, сразу после победы на международном Московском фестивале имени Чайковского. К сожалению, после этого он ни разу не приезжал на родину композитора. И поэтому с большой благодарностью Денис принял приглашение организаторов фестиваля приехать в Удмуртию на юбилейные торжества, посвященные 175-летию со дня рождения Чайковского.

- Я прекрасно помню, как приехал впервые в Воткинск после победы на Московском фестивале имени Чайковского, - вспоминает Денис Мацуев. - И я до сих пор помню атмосферу и публику, которая была здесь в первый мой приезд. Теперь я снова сыграл концерт в Воткинске и получил огромное наслаждение. Особенно меня поразила та тишина, которая была в зале. Далеко не во всех местах мира можно встретить такую понимающую тишину. И я понял, что эта публика дорогого стоит. Естественно, я не мог не зайти в Дом-музей Чайковского и даже поиграл немного на рояле, который стоит в этом доме более 170 лет. Это огромное счастье для меня - играть Чайковского на его родине. Конечно, Чайковский – это наше достояние, наш бриллиант, наша гордость. Каждый день его музыка звучит практически во всех странах мира. Я обожаю играть музыку нашего великого русского гения, в том числе «Времена года». Это мой любимый цикл, несмотря на то что он – один из самых сложных. Но я его играю по всему миру.

- Как так получилось, что именно вы выбирали рояль Steinway& Sons для Удмуртии?

- Я подсчитал, что за последние два года по просьбе глав регионов и меценатов я помогал в выборе около 50 таких роялей. И для меня это большая гордость. Все мы прекрасно помним, на каких инструментах нам приходилось играть в 90-е годы. А недавно образовалось некое «рояльное движение». И покупка рояля Steinway - это некая планка культурного уровня региона. Например, две недели назад я был в Оренбурге, где глава Юрий Берг за последние полгода купил 9 новых роялей. Причем их установили даже в районных центрах. И так хочется, чтобы это «рояльное движение» продолжалось и дальше. Но одно дело купить рояль, а другое - его содержать. В каких условиях он будет находиться, как с ним будут работать - тоже очень важно.

- Каким образом простым людям, далеким от музыки, научиться понимать классику?

- Я прикладываю большие силы, чтобы новая публика попала не только на мои концерты, но и вообще на концерты классической музыки. Я считаю, что поход на такой концерт обладает терапевтическим эффектом, тем более в наше очень неспокойное время, когда от новостей идет одно напряжение, публика держится в постоянном стрессе. А концерт классической музыки лечит, одухотворяет и очищает. На мои концерты в Японии много лет привозят инвалидов. Я разговаривал с японскими врачами, и они говорят, что после моих концертов больным становится гораздо легче. Если меня приглашают выступить, я всегда соглашаюсь. Могу лететь 14 часов, приземлиться, за полчаса доехать и выбежать на сцену. Бывает, что у меня болезненное состояние, температура, это очень опасно, но сцена лечит. Она лечит всех: кто находится в зале и тех, кто на сцене. С чего начать слушать классическую музыку? Безусловно, нужно увлекать публику. Но поход на концерт классической музыки – это не развлечение, а работа. Это не экшн, когда ты съел попкорн и выкинул. У тебя должно остаться что-то внутри. Безусловно, надо начинать с популярной классической музыки – Первый концерт Чайковского, концерты Рахманинова, Моцарта, симфонии Бетховена. Но до этого нужно что-нибудь почитать, посмотреть и послушать записи. Хотя ни одна запись не дает такого ощущения, которое наступает, когда ты слушаешь «живую» музыку в зале.

- Как вы относитесь к «виртуальному» концертному залу?

- Это абсолютный прорыв в классической музыке, потому что человек, находясь в небольшом поселке, где есть Wi-Fi, может нажать кнопку и посмотреть в прямом эфире концерты из Московской консерватории или из Нью-Йоркской филармонии. Это здорово! В свое время я не вылезал из Интернета по ночам, да и сейчас тоже. Конечно, в социальных сетях есть много плохого, но у них есть уникальные возможность мгновенно узнать любую информацию. А если мы говорим о человеческих отношениях, то я предпочитаю сказать что-то в лицо человеку, глядя в глаза. Даже иногда я по старинке пишу письма и кладу их в почтовый ящик, а потом жду ответа. И книга должна быть книгой, чтобы полистать страницы.

- Есть устоявшийся стереотип о мечтах. Актеры мечтают сыграть Гамлета, оперные певицы - спеть Кармен, скрипачи - сыграть на скрипке Страдивари. А какая мечта есть у вас?

- Я хочу остаться на сцене на долгое время. Вот это самое важное, без этого невозможно. Огромное счастье, когда ты выходишь на сцену и встречаешься со своей публикой. Ради таких моментов я готов не спать, летать каждый день. А что касается репертуара, то у меня огромные планы: новые концерты Брамса, Прокофьева, Шопена, Шумана, камерная музыка и новая программа из произведений Баха.

- С 2008 года вы являетесь Президентом благотворительного общественного фонда «Новые имена». Как вы помогаете молодым талантливым музыкантам?

- Благотворительный общественный фонд «Новые имена» - это наша гордость. И сам я оттуда. Когда уже Советский Союз находился на грани развала, Иветта Николаевна Воронова проехала по стране и собрала команду молодых исполнителей. Фонд «Новые имена» - это конкурсы и фестивали, мастер-классы, покупка музыкальных инструментов, летняя творческая смена в Суздале, это постоянная практика на сцене. Когда я приехал в Москву из Иркутска в 1991 году, то с «Новыми именами» объездил 40 стран мира. Мы играли у Папы Римского, у английской королевы, в штаб-квартире НАТО, в ООН в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. Все это продолжается до сих пор. И мы обсудили нашу совместную работу с Главой Удмуртии Александром Соловьевым. Первое мое предложение было привезти сюда лучших педагогов из Московской консерватории. Здесь будут мастер-классы для одаренных детей вашего региона, по итогам которых мы будем вручать стипендии и принимать в нашу семью членов новой команды. И я убежден абсолютно, что здесь есть настоящие искорки. Я в этом не сомневаюсь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру