Россияне будут покупать отечественные авто

Ситуация в российском автопроме близка к кризисной.

 Ситуация в российском автопроме близка к кризисной. Об этом заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в ходе одного из заседаний правительства РФ в марте этого года. Премьер-министр дал ряд поручений министерствам для решения ситуации.

Ситуация в российском автопроме близка к кризисной.
Фото: архив редакции

 В результате была принята госпрограмма РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (прим. - Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328), где прописаны меры поддержки отечественного автопрома. Среди них - стимулирование развития российских организаций автомобилестроения; обновление парка автотранспортных средств; поддержка реализации пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы и даже расширение использования природного газа в качестве моторного топлива. Также Медведев одобрил запуск обновленной программы льготного автокредитования, которая начала свое действие с 1 апреля 2015 года.

Фаза замедления

Автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления - часть мировых автопроизводителей сообщили об уходе с российского рынка на время до «стабилизации курса рубля» и других хороших макроэкономических новостей. Большинство экспертов считают, что ближайшее время будет очень тяжелым, не исключено, что продажи автомобилей будут продолжать падать.

- Эксперты прогнозируют, что объем продаж автомобилей в 2015 году сократится примерно на 40 процентов по сравнению с 2014 годом, и, возможно, продлится в 2016 году – сообщает нам генеральный директор Ижевского автозавода Михаил Рябов. - Конечно, это не означает, что спрос на автомобили исчезнет совсем; очевидно, рынок меняется вместе с изменением потребительских предпочтений.

Согласно пресс-релизу, опубликованному Ассоциацией европейского бизнеса, за I квартал 2015 года в России продан 383 691 новый автомобиль. В марте продажи сократились на 42,5 процента, продано на 103 482 автомобиля меньше. В Удмуртии за первые три месяца рынок сократился на 47,56 процента, по данным «ИТС-Авто»продано на 2 874 автомобиля меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Несмотря на значительное сокращение емкости, российский автомобильный рынок все еще является одним из значимых для глобальных автопроизводителей – объясняет Олег Радионов, министр промышленности и торговли УР. - Это связано с сохраняющимся значительным потенциалом, выраженным в низком уровне автомобилизации населения России. По данным Агентства «Автостат» в 2014 году российский рынок занимал 8 место в мире или 3 процента от мирового авторынка.

Ситуация в автопроме республики не сильно отличается от ситуации страны в целом.

- Автомобильный рынок Удмуртии является неотъемлемой частью российского рынка и поэтому претерпел за последние годы абсолютно такие же изменения, как и автомобильный рынок России – подтверждает глава Минпромторга УР. - В частности, в структуре продаж новых автомобилей укрепились позиции «иномарок» российского производства, теперь они играют ключевую роль и их доля составляет около 60 процентов, отечественные бренды - LADA, UAZ, GAZ еще больше сдали свои позиции и их доля составляет не более 15 процентов, оставшуюся нишу заполняет импорт, вес которого изменился незначительно.

Слова чиновника подтверждают и данные статистики за I квартал 2015 года. Стоит отметить, что в первой десятке производителей только те, кто имеет производственные площадки на территории РФ.

Если говорить о продажах конкретных марок автомобилей, то большинство наших экспертов считает, что наиболее стабильным спросом пользуются автомобили премиум-класса. Причина этому: стабильная платежеспособность покупателей данной категории автомобилей вне зависимости от экономической ситуации в стране.

Автомобили же эконом-класса будут пользоваться спросом при господдержке или при нормализации экономического положения, считает Борис Ломаев, председатель РОО «Автомобилисты Удмуртии».

Заграница нам поможет

Итак, для отечественного автопрома сформировалась благоприятная среда. Российские автозаводы, производящие как отечественные, так и иностранные автомобили с высоким уровнем локализации имеют все шансы занять освобождающуюся нишу, включаясь тем самым в процесс импортозамещения, в частности, Михаил Рябов, обозначил, что его предприятие готово использовать эту ситуацию, чтобы занять освобождающуюся нишу.

- Ситуация кардинально изменилась. Российские автозаводы, производители тех моделей, локализация которых произошла в пользу отечественных поставщиков, будут занимать освободившиеся ниши, но, прежде всего, потому, что смогут обеспечить качество, за которое «рублем проголосует» потребитель, – говорит глава «ИжАвто».

Актуальной «автомобильной» темой последних двух месяцев стала, безусловно, ситуация с уходом крупнейших мировых марок, таких как американского автогиганта General Motors, приостановки поставок корейской машиностроительной компании Ssang Yong. Олег Радионов связывает выход нескольких иностранных брендов с российского рынка со слабыми конкурентными позициями в части формирования цены/предложения. Глава Минпромторга УР считает, что конкуренция в современном мире все более становится конкуренцией логистических цепей, а не отдельных производителей. В этой связи, в условиях ослабления курса рубля к евро и доллару, в ценовой борьбе выиграет тот, кто смог в максимальной степени организовать производство из российских комплектующих, которым не так страшны колебания курсов валют.

По данным, предоставленным нам Минпромторгом УР, уровень локализации свернувшего свое производство OPEL в России не превышал 15 процентов, при этом, по данным Pricewaterhouse Coopers, текущий уровень локализации АВТОВАЗа составляет 74 процента, УАЗ – 66, Renault – 55, GM-AVTOVAZ – 51, Hyundai-KIA – 48, VW – 42, Nissan – 38, Ford – 37, PSMA – 20, AVTOTOR – 15, Toyota – 10. В складывающихся условиях ведомство ожидает усиление рыночных позиций Альянса RENAULT-NISSAN-AVTOVAZ, частью которого является Ижевский автомобильный завод.

- Дополнительным драйвером роста для Ижевского автозавода может стать выход на рынок, самого ожидаемого российского автомобиля – LADA Vesta, производство которого будет организовано в Ижевске, - говорит Олег Радионов. - В этой связи нельзя не отметить особую, положительную для Удмуртской Республики, роль в принятии решения о производстве на Ижевском автозаводе этого автомобиля Президента ОАО «АВТОВАЗ» Бо Инге Андерссона.

- Многие автобренды на фоне так называемого экономического кризиса повысили стоимость своей продукции, а сейчас что происходит? – рассказывает Борис Ломаев. - Происходит то, что те автобренды, которые и так слабо держались на нашем рынке, по тем или иным причинам, очень громко заявляют об уходе из России, а те, кто всегда обращал внимание на внутренние инвестиции, качество и объективную стоимость, остаются! И тенденция складывается в сторону понижения цены на свою продукцию.

Почем Opel для народа?

Наши эксперты поделились своим мнением и об изменении цен на автомобили.

- Цена любого товара – это не произвольная величина, назначаемая по чьему-либо усмотрению, – объясняет генеральный директор «ИжАвто». - Автомобильный рынок – это высококонкурентный рынок с весьма требовательным потребителем, поэтому цена автомобиля формируется из множества факторов, главными из которых являются себестоимость автомобиля, уровень соответствия потребностям клиентов, наличие программ поддержки и многое другое. Задача, которую, в первую очередь, ставит перед собой Ижевский автозавод, состоит в том, чтобы обеспечить нахождение себестоимости автомобиля на максимально низком уровне. И это напрямую зависит от высокого качества продукции, уровня локализации, высокой производительности, снижения издержек и оптимизации производства.

- Если автомобиль произведен иностранной компанией внутри России, то я не думаю, что он должен серьезно подорожать, - говорит руководитель «Автомобилистов Удмуртии». - Почему? Потому что условия для открытия завода предполагают его максимальное производство составных частей внутри страны с привлечением отечественных компаний. А те «автогиганты», которые занимаются только экспортом, возможно, не выдержат конкуренции.

- Падение стоимости валюты в некотором смысле стабилизирует положение отрасли, тем не менее, мы не видим предпосылок для снижения стоимости автомобилей в ближайшие два квартала, - говорит директор ООО «ИТС-Авто» Михаил Попов. - Данная ситуация не приводит к росту маржинальных доходов дилеров, так как стоимость автомобилей за последний год выросла в гораздо меньшей степени по сравнению со стоимостью валюты. В текущих условиях мы идем навстречу нашим клиентам, разрабатывая долгосрочные выгодные предложения по покупке и кредитованию автомобилей с импортером и банками-партнерами.

Ожидаем рост

Минэкономразвития РФ спрогнозировало рост рынка автопрома в России в 2016 году, сообщили РИА Новости. По данным министерства, в случае смягчения санкций и роста цен на нефть в 2017–2018 годах, рост рынка может вернуться к уровню 2013 года, но для достижения таких результатов необходимо участие государства в рамках применения различных механизмов поддержки, в том числе в рамках антикризисных мер.

- Для того чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие российского автомобильного рынка необходимо учесть множество факторов, которые оказывают на него влияние, – объясняет Олег Радионов. - Это, конечно, реальные доходы граждан, покупательская уверенность, цены на автомобили и стоимость владения автомобилем, модельный ряд и стратегии брендов, обновление автопарка и т.д., которые в свою очередь также складываются из целого ряда факторов. От того, в каком векторе будут изменяться эти факторы, положительном или негативном, соответственно, в таком направлении и будет изменяться автомобильный рынок России. Конечно, при таких условиях делать какие-либо прогнозы - дело, как известно, неблагодарное. Вместе с тем очевидным является тот факт, что государство принимает самое активное и непосредственное участие в формировании благоприятных условий для роста как российского автомобильного рынка, так и российской экономики в целом.

Таким образом, очевидно, что если не все, то большинство факторов сейчас играют на развитие отечественного автопрома. Посмотрим, насколько эффективно будет «использован момент».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Жмет на газ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру