Власти Удмуртии не ожидают резкого повышения цен из-за ввода системы "Платон"

Дальнобойщики перевозят продукты питания, стройматериалы и многое другое, значит ли это, что часть расходов, связанная с "Платоном", будет включена в стоимость перевозимой продукции?

Введение в действие системы взимания платы «Платон»  с большегрузов не сходит  с информационного поля страны.  Каждый день появляются новые данные: должностные лица самого высокого уровня дают свои оценки происходящему, вносят поправки в Постановление Правительства РФ, признают ошибки, проводят «разъяснительные работы» с представителями грузоперевозчиков, но отменять нормативный акт или вводить на него мораторий не собираются.  

Дальнобойщики перевозят продукты питания, стройматериалы и многое другое, значит ли это, что часть расходов, связанная с "Платоном",  будет включена в стоимость перевозимой продукции?
Фото - kprf.ru

А между тем, «Платон»- проблема не точечная,  введение системы может повлечь за собой ряд  серьезных социальных проблем – ведь, дальнобойщики перевозят продукты питания, стройматериалы и многое другое, а значит, часть расходов  будет включена в стоимость перевозимой продукции. К тому же, не исключены спекуляции недобросовестных предпринимателей  в преддверии новогодних праздников. Так ожидать ли нам повышения цен на товары?

Налог на экономику страны

"Непроработанным и неоднозначным" назвала решение Правительства РФ о введении платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам спикер Совет Федерации Валентина Матвиенко (прим. Федеральное агентство новостей). Действительно, нововведение начали дорабатывать на «ходу» на фоне протестов дальнобойщиков.  К примеру, еще 3 ноября, за 12 дней до начала действия инициативы, было решено ввести новую «таксу» за километр:  до конца февраля 2016 года по цене 1,5 руб., а с 1.03.16 г. – 3,06 руб. и с 01.01.18г. – 3,8 рублей.  Напомним, что изначально большегрузы свыше 12 тонн должны были оплачивать  3,73 руб. за каждый пройденный по федеральной трассе километр (прим. Постановление Правительство РФ РФ от 14.06.2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»).

И это было только начало. В начале декабря депутаты сначала нижней, а затем и верхней палаты парламента приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Изменения предполагают  снижение почти в 100(!) раз штрафа за отсутствие у дальнобойщиков систем, отслеживающих путь и устанавливающих размер оплаты – с 450 тыс. до 5 тыс. рублей.

Кроме того, вице-премьер России Аркадий Дворкович озвучил дату, когда  грузоперевозчики получат возможность постоплаты по системе - 15 апреля будущего года. При этом, Дворкович отметил, что «по «Платону» изменения происходят постоянно» (прим.  по данным Агентства ТАСС).

Автоперевозчики Удмуртии уверены, что последствия введения новой системы взимания платы для экономики РФ не были просчитаны в полной мере исходя из реалий политической и экономической ситуации в стране (прим. из обращения автоперевозчиков к депутатам Госсовета УР) . Отмечая, что еще до введения системы оплачивали 3 налога: транспортный, на трудовую деятельность, а также акциз на топливо, который в свое время должен был отменить транспортный.

- Вводя оплату за пользование дорогами, нас принуждают оплачивать одно и тоже 4 раза, - считают представители отрасли.

Протест

Как известно, протесты дальнобойщиков в той или иной форме проходят по всей стране. В нашей республике подобные акции состоялись 11 и 19,29 ноября этого года. Кроме того,  автоперевозчики Удмуртии провели свою акцию 24 ноября перед зданием Госсовета УР. 

- Столь высокая активность граждан говорит о том, что очередная дополнительная финансовая нагрузка сегодня воспринимается как чрезмерная, излишняя, а для некоторых – просто критическая, - убежден руководитель депутатской фракции «КПРФ» в Госсовете УР Владимир Чепкасов.

Правда, стоит отметить, что эти митинги не были многочисленными. К примеру, 29 ноября на Центральной площади Ижевска  собралось по разным оценкам от 250 до 300 человек, вместо ожидаемых 2 тыс., как было опубликовано в республиканских СМИ.

Несмотря, на уступки в тарифах, дальнобойщики не останавливаются в своем протесте и продолжают проводить свои акции в регионах страны, добиваясь отмены Постановления или ввода на мораторий системы.

Стоит отметить, что официальных данных о том, как жители столицы Удмуртии относятся к данным протестам нет, но подобное исследование провели специалисты аналитического центра  «Левада-центр»  в столице Россия. Согласно данным, опубликованным 9 декабря, в общей сложности 71 % москвичей, так или иначе, поддерживают грузоперевозчиков в их протестном движении.

Малый и средний

Между тем, существует и другая сторона медали. Последствия введения «Платона» напрямую влияют на экономическую ситуацию в стране и республике. Автоперевозчики Удмуртии обращают внимание на то, что решение Правительства ставит под удар предпринимателей, в то время как  «Президент поставил задачу не допустить дополнительных налоговых нагрузок на малый и средний бизнес, в связи с непростой политической и экономической ситуацией в России».

Грузоперевозчики на одной из встреч с представителями федеральной власти акцентировали внимание на экономических трудностях представителей малого бизнеса, сообщает пресс-служба Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Ответы получили также весьма конкретные. К примеру, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев отметил, что многие частные перевозчики малого бизнеса «создали самостоятельно для себя такое затруднительное положение», а потому им «необходима перестройка привычных рабочих процессов». Решением вице-президент Российского автотранспортного союза видит переход на прямую работу по договору с грузоотправителями, отказавшись от использования  посредников - диспетчерских служб.

Риск роста

Вполне вероятен риск роста стоимости продукции. Это стройматериалы, товары народного потребления, а также продукты питания и многое другое. Об этом предупредили в начале декабря  премьер-министра Дмитрий Медведев производители продовольствия и представители розничной торговли. Обращение подписали 20 организаций — среди них Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компаний розничной торговли, Союз независимых сетей.  Выход из ситуации подписавшие письмо организации видят в установке тестового режима работы «Платона» с нулевым размером платы за проезд фур (прим. по данным «Коммерсант»).

- Учитывая сложную экономическую ситуацию, складывающуюся в России последние 2 года, рост цен на продукты питания, услуги ЖКХ и другие товары и услуги введение данного сбора, еще больше усилит негативные тенденции в экономике страны и ухудшит и без того бедственное положение многих граждан, - делает неутешительные прогнозы Владимир Чепкасов.

Однако, это мнение не разделяет заместитель министра промышленности и торговли УР Галина Трегубова, которая считает, что в Ижевске, городе с количеством торговых площадей в 2 раза превышающим норму, где продуктовые магазины находятся в шаговой доступности, конкуренция достаточно жесткая. Потому ожидать сильного повышения цен на продукты не приходится.

- Более того, отдельные группы товаров продаются с отрицательной рентабельностью, - добавляет замминистра Минпромторга УР.

Поддерживает данное мнение и руководитель Удмуртского отделения УФАС России Михаил Маренников. Глава ведомства считает, что новый налог  не должен привести к существенному росту стоимости услуг грузоперевозчиков и, соответственно, росту цен на продукты питания, поскольку это не основная часть расходов логистических компаний.

И тем не менее спекуляции недобросовестных предпринимателей, особенно в преддверии новогодних праздников, не исключены.  Галина Трегубова считает, что порой это происходит из-за нагнетания ситуации, в том числе СМИ.  Однако сейчас «предпринимателям приходится считать свои расходы» и искать возможности для снижения расходов. Из ситуации выходят, к примеру, перевозя товары на грузовиках грузоподъёмностью менее 12 тонн.

- В настоящее время жалобы по указанному вопросу в Удмуртское УФАС России не поступали, - заверил Михаил Маренников. Также чиновник добавил, что его ведомство готово к рассмотрению подобных случаев.

Глава Росавтодора Роман Старовойт также не видит угрозы ощутимого роста цен.

- Ситуация находится под контролем транспортников и профильных ведомств, - сообщает слова своего руководителя пресс-служба Росавтодора. -  Экономические основания для существенного роста тарифов на автомобильные грузовые перевозки и изменений стоимости перевозимых товаров в связи с запуском на федеральных трассах системы «Платон» отсутствуют. Для контроля за возможными отдельными спекуляциями на рынке мы будем продолжать работу с привлечением антимонопольных служб.

….

Валентина Матвиенко убеждена, что подобные «Платону» законопроекты, перед их внедрением, должны проходить широкое общественное обсуждение с участием независимых экспертов, некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. Система работает, консультации, обсуждения и изменения внедряются «в процессе». Мнения полярны: грузоперевозчики требуют отмены Постановления, власти с этим категорически не согласны. К чему в итоге приведет ситуация пока прогнозировать сложно. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Платон: доработка на «ходу»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру