Что стоит за попытками сократить депутатский корпус?

Рискнет ли республиканское руководство дальше продавливать сокращение депутатов или все-таки побоится развивать конфликт с Госсоветом Удмуртии?

Как рассказал председатель республиканского парламента Владимир Невоструев, в Государственном Совете УР шестого созыва количество депутатов может сократиться до 60. При этом пропорция депутатов от партий и одномандатников сохранится и составит 50 на 50.

Рискнет ли республиканское руководство дальше продавливать сокращение депутатов или все-таки побоится развивать конфликт с Госсоветом Удмуртии?

В Госсовете Удмуртии 90 мест (это является максимумом по законодательству, минимум – 35), 45 депутатов распределялись по одномандатным округам, еще 45 – по партийным спискам.
Первые предложения сократить депутатский корпус начали поступать еще в 2015 году. Депутат Госсовета и известный бизнесмен Андрей Осколков в интервью «Известиям» впервые выдвинул данную инициативу.
«В этом тоже есть логика – если хочешь иметь влияние в виде «своих» депутатов, то гораздо проще (и даже в конечном счете дешевле) проводить меньшее количество депутатов, но по более крупным округам – конкуренция в связи с увеличением суммы на кампанию однозначно падает, а с теми кто остался, гораздо проще кулуарно договариваться», – отмечает член Градостроительного совета Ижевска Тимофей Клабуков.
Тогда эту идею обсудили и забыли.

Внезапно
21 июня на 25-й сессии Государственного Совета УР пятого созыва произошло невиданное доселе событие – депутаты, вопреки решению фракции, имеющей абсолютное большинство в республиканском заксобрании, проголосовали против предложенной им кандидатуры зампреда правительства Удмуртии. И в этой ситуации даже не столько важна личность неодобренной кандидатуры, сколько сам факт того, что депутаты «ослушались», проявили самостоятельность, показали, что такое настоящий парламент.
Буквально через два дня как будто бы случайно был поднят вопрос, который, казалось, уже благополучно забыли полгода назад, о сокращении депутатского корпуса. По традиции инициатива эта подавалась под видом благих намерений – с намеком на «оптимизацию», сокращение бюджетных расходов. Но даже для мало-мальски знакомого с устройством законодательной власти в Удмуртии очевидно, что никакой экономии бюджетных средств это не дает, так как из 90 депутатов Госсовета на освобожденной основе работают (то есть получают зарплату) всего около 10% – это спикер, заместители, председатели комиссий. Если просто сократить количество депутатов, при этом не меняя саму структуру Госсовета (сокращение количество замов, объединение смежных профильных комиссий), то никакой экономии не выйдет. Так что же все-таки реально может стоять за сокращением количества депутатов?
Во-первых, сокращение количества депутатов означает укрупнение избирательных округов. Очевидно, что это может стать новым заградительным барьером для «независимых» депутатов и, как следствие, вызовет уменьшение количества малых фракций. Так, если на прошлых выборах выбирали бы не 90, а 60 депутатов, то во фракциях ЛДПР и КПРФ депутатов было бы в три раза меньше. Во-вторых, в связи с укрупнением округа усиливается влияние административного ресурса на результат выборов: кандидат уже чисто физически не сможет лично проводить кампанию, а действующие депутаты, которые загодя «окучивают» свои округа, могут получить результат в виде перенарезанного округа.
По словам председателя парламента, работа по данной инициативе начнется в сентябре и закон об изменении Госсовета Удмуртии рассмотрят на сессии в этом году. При этом не исключен перенос и на 2017 год, до объявления выборов.
Между тем первый президент Удмуртии Александр Волков выступает против сокращения количества депутатов Госсовета УР, называя это «нерациональной мерой».
«Задача депутатской деятельности не в экономии, а в том, чтобы каждый человек мог прийти к нему и рассказать о своей проблеме. Сокращения не повлияют на количество депутатов на постоянной основе, то есть тех, кто получает зарплату за работу в Госсовете. Большинство народных избранников работают на освобожденной основе. Это неправильное предложение. Но решать будут депутаты. Я уже в этом не участвую. Но свое мнение я обязательно скажу. Не там мы ищем деньги, которые нужно сэкономить», – подвел итог сенатор.
Если посмотреть на мнение депутатов, которым они охотно делились со СМИ, то практически все либо против, либо не определились с выбором (скорее всего, просто не спешат открыто высказывать свою позицию, идущую вразрез с авторами и лоббистами идеи), что вполне понятно: кто захочет пилить сук, на котором сидит?
Интересно, рискнет ли республиканское руководство дальше продавливать сокращение депутатов или все-таки побоится развивать конфликт с Госсоветом Удмуртии, который может привести к окончательной потере взаимопонимания и открытому конфликту. Не стоит также забывать, что депутаты Госсовета вправе поднимать вопросы вплоть до снятия этого самого руководства. О дальнейшем развитии событий узнаем осенью.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: 90, 60 или опять 90?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру