Ижевчанка стала победительницей на Неделе дизайна в Санкт-Петербурге

Студентка четвертого курса Елизавета Степанова не только самостоятельно работает со сложными глазурями, но и делает чайные сервизы.

«Лиза родилась с карандашом в руке, – говорит Наталья Леонидовна Степанова о своей средней дочери – студентке четвертого курса факультета национальной художественной культуры Российского государственного гидрометеорологического университета. – Однажды, помню, встала на спинку дивана и на потолке паучка нарисовала. Совсем маленькая была – как дотянулась, не понимаю. Поэтому ее решение стать керамистом не стало для нас неожиданностью». Помимо постижения секретов искусства керамики, Елизавета Степанова учится разбираться в тонкостях авангардной живописи.

Студентка четвертого курса Елизавета Степанова не только самостоятельно работает со сложными глазурями, но и делает чайные сервизы.
Панно "Жизнь"

Тягу к прекрасному Лиза Степанова унаследовала от отца, большого любителя кисти и холста. Милиционер в отставке, прошедший горячие точки, Михаил Петрович Степанов с юности абстрагировался от суровой реальности написанием натюрмортов, передавая изображение так сочно, с такой прорисовкой деталей, что не восторгаться его искусством было просто невозможно. А потом его работы развешивались по всей квартире, и маленькая Лиза могла вволю ими налюбоваться. Была у нее возможность понаблюдать и за процессом работы, поэтому совсем неудивительно, что в школе она училась в классе с изоуклоном, а старшеклассницей окончила курсы при факультете «Реклама и дизайн» в ИжГТУ. Стать студенткой Ижевского технического университета могла запросто, но душа рвалась в Санкт-Петербург. Хотелось совсем иной планки, совсем иной высоты, да и красота города манила.
В вуз поступила с легкостью… и впряглась в тяжелую работу. Дело в том, что до учебы Лиза не занималась керамикой углубленно. Нет, конечно, азы знала, но вот особенностей глины, законов, по которым нужно работать с этим материалом, механизмов ее взаимодействия с красочным покрытием не знала. Не догадывалась Лиза и о том, какого труда требует изготовление даже элементарной чашки.
Сегодня студентка четвертого курса Елизавета Степанова не только самостоятельно работает со сложными глазурями, но и делает сервиз на четыре персоны, куда входят чашки, чайник и сахарница. Все в авторском стиле, глазурованные. Вместе с однокурсниками Лиза участвовала в создании большого декоративного панно «Жизнь», ставшего одним из победителей на Неделе дизайна в Санкт-Петербурге в прошлом году. Вот здесь пришлось поработать. Панно было огромное, как два письменных стола, с пышным цветком посередине, живописно расписанное. В процессе изготовления Лиза узнала много секретов, тонкостей, которые в теории никогда не раскроешь. К примеру, что перед обжигом нужно непременно отмывать дно изделия от глазури или о тонкостях ее покрытия. Поэкспериментировав с глазурью, поняла, как она непредсказуема, укрощается только опытом и как прекрасна. Практическим путем ей удалось добиться создания глазурей сложных цветов, их глубины. Получать даже «следы» на керамике, что сложно технологически. А главное, почувствовать вкус к керамике, такой изменчивой, такой живой, такой реальной.
Для того чтобы стать настоящим керамистом, студенты проходят массу сопутствующих предметов. Учатся, к примеру, сваривать металл, плести гобелены, писать маслом. Уроки живописи помогли ищущему художнику не только лучше узнать законы живописи, проникнуть в ее суть, в чем-то стать даже докой, но и лучше понять себя, узнать, какая манера письма ей близка. Несмотря на то что писать ей приходилось с подробной прорисовкой деталей (такими оказались заказы – Лиза делала работы, написанные со старых фотографий), стремится она к освоению свободной, раскрепощенной манеры, в которой пишут студенты «мухинки». В ней она еще не творила, но тяга есть, есть желание, а главное, чувство, что эта манера – ее зеркальное отражение, помощник в выражении себя самой.
Два раза в неделю Лиза занимается авангардной живописью у известного питерского художника, ученика Владимира Стерлигова – носителя традиций русского авангарда 1910-х – 1930-х годов, являющегося, в свою очередь, учеником самого Казимира Малевича. Геннадий Герасимович Зубков придерживается изречения Сезанна о том, что все в природе стремится к геометрической форме. Своих учеников он учит видеть и чувствовать этот миропорядок, передавать быстро меняющийся образ мира с помощью света и цвета, выражать его предметно. Лиза, впитывая эту философию, не только старается взглянуть на мир глазами художника-авангардиста, но и применить впитываемое в керамике. Тем более что и дипломная работа не за горами. По совету все того же Геннадия Герасимовича выполнять ее она наверняка будет в стилистике керамики Пикассо, в которой мастер только и делает, что выходит за тесные рамки определенного вида искусства: в бронзу вводит цвет, а в живописные работы - обрывки газет. Экспериментирует с формой, цветом, изображением.
Какой окажется Лизина дипломка, покажет будущее, а пока художница находится в состоянии поиска. Дух мятежности, сомнения не покидает ее, и хорошо бы он присутствовал всегда – без этого творческий рост ведь невозможен. Ищет тот стержень, ту основу основ, которая присуща только ей и больше никому. Вырабатывает свой авторский почерк, который в искусстве всегда играет первостатейную роль. Пожелаем же Лизе сказать свое слово в искусстве и внести тем самым в мир нотку красоты!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2016

Заголовок в газете: Дотянуться до вершины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру