Ввод в эксплуатацию Камского моста в очередной раз перенесли

Достраивать мост будут, когда потеплеет

Еще в июле этого года власти Удмуртии не сомневались, что мост через Каму в районе Камбарки будет сдан в сентябре. «Осталось подождать совсем немножко», – уверял глава республики, не обращая внимания на тревожные звоночки. А они уже вовсю звенели: в марте, требуя выплаты заработанного, бунтовали рабочие, летом ходили упорные слухи о недофинансировании и проблемах с разрешительной документацией. Но Александр Соловьев, якобы еженедельно инспектировавший строительство Камского моста, сохранял оптимизм и даже пригласил на торжественное открытие президента России.

Достраивать мост будут, когда потеплеет

Владимир Путин приехал в Ижевск 20 сентября, но единственный в республике проект, реализующийся в рамках частно-государственного партнерства, его не заинтересовал. Это уже был не тревожный звоночек, а самый настоящий набат: стало окончательно ясно, что со строительством Камского моста дела плохи настолько, что требуется вмешательство федеральных властей.
12 октября полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич вызвал в Нижний Новгород Александра Соловьева, представителей надзорных органов и подрядчика. Тогда-то впервые на официальном уровне и было признано, что «существуют отдельные проблемные вопросы по запуску транспортного движения из-за того, что до настоящего времени не завершен ряд строительных работ».

Не без уголовщины
Наверняка уже тогда, в начале октября, в руководстве Удмуртии знали о масштабе проблемы. Но председатель правительства Виктор Савельев пытался сохранить лицо: «Миндортранс, мы все этот месяц должны активно потрудиться по поводу моста, по согласованию со всеми необходимыми контрольно-надзорными органами. Это задача номер один. У нас к 1 ноября по концессионному соглашению мост должен функционировать», – заявил он на аппаратном совещании 3 октября.
Но проблема была, как выяснилось позднее, не только в отсутствии разрешительной документации. Строительство моста привлекло внимание правоохранительных органов, и 14 октября сотрудниками Управления ФСБ по УР на своем рабочем месте был задержан замминистра транспорта и дорожного хозяйства УР Александр Соловьев. В тот же день он был арестован Октябрьским судом Ижевска, 24 октября законность ареста чиновника подтвердил Верховный суд УР.
Именно тезка главы Удмуртии и отвечал в министерстве за строительство Камского моста. И, судя по всему, именно с этой стройкой и связаны предъявленные ему обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями и причинении тяжких последствий, наступивших вследствие превышения должностных полномочий.

Где деньги?
После ареста Александра Соловьева ответственным за ввод в эксплуатацию моста стал министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев. Это выяснилось на прошедшей на минувшей неделе сессии Госсовета УР. Депутаты потребовали от министра объяснений – и получили подробности, свидетельствующие о том, что ситуация с достройкой Камского моста намного сложнее и запутаннее, чем казалось на первый взгляд.
«Подрядные организации приостановили работы из-за возникновения задолженности по зарплате, также на участке заканчиваются материалы для выполнения работ. На сегодняшний день необходимо выполнить монтаж трансформаторных подстанций, работы по укреплению дамб, откосов, конусов, закончить лестничные своды и устройство водоотводных сооружений. По мосту через Буй те же самые работы. Ситуация с замедлением темпов работ связана с финансированием проекта», – заявил Виктор Вахромеев.
Как выяснилось, никто из участников строительства моста (за исключением федерального инвестиционного фонда) не выполнил свои финансовые обязательства. На данный момент работ выполнено на сумму 12 млрд 380 млн рублей, но получено только 11 млрд 77 млн рублей. В стройку еще предстоит вложить около 3 млрд рублей, но, откуда им взяться, непонятно. Бюджет республики, уже вложивший в стройку чуть больше 1 млрд рублей, должен еще 300 млн, но выплатит их только по факту выполненных работ. Банк «ВТБ» должен около 600 млн рублей, но это, как заявил министр, отложенный платеж. Больше всех – почти 2 млрд рублей – должен концессионер – ООО «Региональная инвестиционная компания». Но финансовые счета концессионера арестованы, и о том, когда он найдет необходимую сумму, никто в Правительстве УР не знает. Да и достраивать Камский мост сейчас некому. Иногородние рабочие, которым в общей сложности должны около 80 млн рублей, разъехались, на объекте работает всего около 100 человек.
Кроме этой задолженности, существуют и другие: своих денег так и не дождались студенческие отряды (765 тыс. рублей) и УФСИН (800 тыс. рублей), которое, видимо, привлекало на стройку осужденных. Рассчитаются ли с ними до весны, большой вопрос. Если этого не произойдет, 500 – 600 человек, необходимых для завершения всех работ, в марте будет не найти – в долг работать вряд ли кто-то захочет.

Хотели, как лучше…
Премьер республиканского правительства Виктор Савельев, ранее заявлявший, что по концессионному соглашению Камский мост должен быть сдан в эксплуатацию 1 ноября, не нашел в происходящих событиях поводов для паники. Он опроверг сам себя, сообщив, что никаких сроков сдачи строители не нарушили: «Мы хотели сдать раньше срока, но погодные условия, сложности с финансированием и кризис (он все равно сказывается и на этой отрасли) не позволили нам его в полной мере запустить», – заявил он. И сообщил, что, поскольку первая выплата по концессионному соглашению состоялась только летом 2014 года, у строителей есть как минимум восемь месяцев. Если мост не будет сдан в июне 2017 года, штрафные санкции будут составлять 2 млн рублей в сутки.
«Безусловно, нам не нравится позиция концессионера. Я понимаю, что у него сейчас арестованы все счета, но в любом случае двигаться надо», – заявил премьер, анонсировав совещание с участием всех заинтересованных сторон у и. о. вице-премьера Рафиса Касимова.
Это совещание состоялось 10 октября, однако ни о каких положительных результатах по его итогам говорить не приходится. Представители «ВТБ» на него так и не прибыли, а концессионера и подрядчика (ООО «Мостстрой–12») представляли люди, судя по всему, не принимающие самостоятельных решений в серьезных вопросах.
Как отметил и. о. вице-премьера Рафис Касимов, республика настаивала на открытии рабочего движения по мосту уже сейчас. Но, как заявил заместитель генерального директора компании «Мостострой–12» Анатолий Евсеев, соответствующее решение должно принять ООО «Региональная инвестиционная компания». «У них и у нас есть непосредственные руководители, с которыми мы созвонились, и они нам сказали ни в коей мере такой акт не подписывать», – сообщил он. Представитель концессионера Михаил Андреянов также отказался на месте решать этот вопрос. Не смогли представители ООО «РИК» и «Мостострой-12» сообщить и о том, как будут решаться финансовые вопросы и когда строители получат заработанные деньги.

До весны
Создается впечатление, что инициаторы провели это совещание для очистки совести, надеясь продемонстрировать, что республика в проблемах Камского моста не виновата. Но эффекта они добились прямо противоположного: стало ясно, что мнение властей Удмуртии сейчас никого не интересует и что все попытки административного давления на концессионера и подрядчика ни к чему не приведут. Судя по всему, вопрос с запуском рабочего движения по Камскому мосту будет решаться не в Ижевске, а на более высоком уровне, возможно и на федеральном. И не в ноябре, а, скорее всего, весной, когда, не исключено, найдутся деньги и можно будет приступать к завершающим работам.
А пока ситуация остается в замороженном состоянии. Камский мост почти достроен, но ездить по нему официально нельзя. Концессионер несет ощутимые финансовые потери, но еще большие потери – репутационные – несут республиканские власти, от которых теперь ничего не зависит: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Замороженный мост

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру