Какую цену заплатит Удмуртия за принятие закона о сокращении числа депутатов Госсовета?

Какую цену заплатит Удмуртия за принятие закона о сокращении числа депутатов Госсовета?
ФОТО: Пресс-служба Госсовета
Вопрос о численности депутатов регионального парламента с удивительной регулярностью беспокоит власти Удмуртии. Впервые количество народных избранников было сокращено с 200 до 100 в 1995 году, после того, как был упразднен Верховный Совет УР. С этого времени и до 2000 года мандат депутата Госсовета ценился невероятно высоко, поскольку именно депутаты избирали высшее должностное лицо республики.
Когда-то думал по-другому
С введением в Удмуртии поста Президента ценность мандата несколько девальвировалась, но все равно оставалась достаточно высокой. Республиканский Госсовет был не только законодательным органом, но и своеобразным закрытым политическим клубом, членство в котором многое давало владельцу депутатской корочки и значка.
В 2009 году федеральный центр установил для регионов верхнюю и нижнюю планки по количеству депутатов в законодательном собрании. Удмуртии позволялось иметь не менее 35 депутатов и не более 90. Одним из главных сторонников максимально возможного количества народных избранников был тогда спикер Госсовета УР Александр Соловьев. В декабре 2009 года он заявил о том, что в Удмуртии должно быть 90 депутатов:
ФОТО: Пресс-служба Госсовета
«Если их будет меньше, то дойти до избирателя им будет значительно труднее. А люди ждут таких встреч, личного приема и жалуются на депутатов, не выполняющих свои обязанности».
 
В том же духе будущий Глава Удмуртии высказывался и летом 2011 года, когда принималось окончательное решение о численности депутатов Госсовета. «Я думаю, что 90 человек депутатов - это нормально для нашего парламента. И я думаю, что все избиратели будут довольны. Все-таки депутатов будет 90, и они будут встречаться с избирателями и вести работу», - заявлял тогда Александр Соловьев.
Всего пять лет спустя он резко изменил точку зрения на оптимальную численность депутатов республиканского парламента. «Я не думаю, что это количество депутатов будут хуже работать. Я думаю, что лучше и эффективнее. В Госсовете будут работать самые подготовленные, с точки зрения партий, депутаты, имеющие необходимый профессиональный опыт», - заявил Глава республики, вынудив Госсовет УР пойти на сокращение депутатского состава.
Место для дискуссий
Причины, побудившие Александра Соловьева резко изменить свою позицию, очевидны. За три года, прошедших со дня назначения его и.о. Главы Удмуртии, Александр Соловьев несколько раз сталкивался с нежеланием депутатов голосовать за уже принятые им решения. Наиболее ярким случаем стал отказ Госсовета УР согласовывать кандидатуру Рафиса Касимова. Но были и другие – республиканский парламент неожиданно превратился в «место для дискуссий», и дискуссий крайне неприятных как для самого Главы УР, так и для членов сформированного им Правительства.
Назвать нынешний состав Госсовета «оппозиционным», конечно, нельзя. Большинство в нем по-прежнему имеют «единороссы», но и среди них, как оказалось, множество тех, кто не согласен с действиями Правительства и политикой Главы республики. И не факт, что в следующем созыве таких не будет еще больше, отсюда, по всей видимости, и желание Александра Соловьева сократить число парламентариев – контролировать большинство от 60 легче, чем от 90.
Таков один из главных, но далеко не единственный мотив сокращения числа депутатов. Республиканские чиновники несколько раз намекали на то, что стремления Главы УР совпадают с пожеланиями Москвы и аппарата полпреда Президента России в Приволжском округе. У них свои резоны сокращать численность депутатов законодательных собраний, и, как выяснилось, свои причины есть для этого и у некоторых представителей внутриреспубликанской политической «элиты».
Сходство интересов
Первым о необходимости уменьшить количество депутатов Госсовета заговорил один из самых влиятельных людей республики – олигарх и депутат Андрей Осколков. Сделал он это еще в 2014 году, однако поддержан не был, руководство Удмуртии тогда предпочло не комментировать предложение бизнесмена.
А его резоны, в общем понятны. Да, и сам Андрей Осколков, и его соратник, генеральный директор ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов, и некоторые другие бизнесмены публично заявляли о том, что баллотироваться в новый состав Госсовета УР они не будут. Однако ничто не мешает им проводить туда в необходимом количестве нужных людей, тем более что все возможности для этого есть. Битва за каждое депутатское кресло ожидается нешуточная, затраты на предвыборные кампании резко возрастут, и, соответственно, позволить себе иметь «карманных» депутатов Госсовета смогут крупные предприятия и крупные бизнес-структуры, такие, например, как «КОМОС ГРУПП».
Кроме того, сокращение числа депутатов Госсовета с 90 до 60 резко сократит влияние в республиканском парламенте политических партий. Если не будет понижен порог прохождения в Госсовет, в каждой фракции будет меньшее количество людей, что не критично для «Единой России», но весьма болезненно воспринимается коммунистами, ЛДПР и «справороссами». 
И это тоже в интересах как нынешнего руководства Удмуртии, так и крупного бизнеса. Не случайно, отстаивая идею сокращения, Андрей Осколков намекнул на то, что избирать в республиканский парламент можно только по одномандатным округам, якобы делать этого никто не запрещает.
Однако настаивать на введении мажоритарной системы Андрей Осколков настаивать не стал, и ясно почему. В Москве, например, действует мажоритарная система выборов в Мосгордуму, и принята она была потому, что столица, как правило, обеспечивает «Единой России» меньший процент голосов. В Удмуртии процент голосования за «Единую Россию», в отличие от Москвы, стабильно высокий, и менять смешанную систему на мажоритарную «партии власти» совсем не выгодно.  
Нас ждет дестабилизация?
Прямо накануне состоявшейся 29 ноября сессии депутат Госсовета Наталья Кузнецова заявила о том, что рассмотрение законопроекта о сокращении количества депутатов может быть перенесено. Тем самым она подтвердила слухи о том, что кулуарные переговоры с депутатами положительного результата не дают.
А переговоры действительно шли, народных избранников вызывали «на ковер» к спикеру Госсовета Владимиру Невоструеву. Об этом заявил на сессии лидер фракции КПРФ Владимир Чепкасов. Некоторые депутаты также подтвердили «МК в Ижевске», что на этих встречах им сулили места в списках «Единой России» на будущих выборах в Госсовет.
Правда, этих мест в списках и округах не хватит даже на тех 65 депутатов, которые все-таки проголосовали за законопроект. Они прекрасно понимают, что кому-то все равно придется подвинуться, что не может не создавать в Госсовете весьма напряженную обстановку. Об этом и говорила накануне сессии Наталья Кузнецова.
ФОТО: Пресс-служба Госсовета
«Я очень беспокоюсь о том, что изменение количества депутатов может повлиять на отношения депутатов внутри государственного совета. Нам работать меньше года, по июнь будут проходить сессии, и мне очень важно, чтобы за проекты законов голосовали очень объективно. Многие беспокоятся о том, что его уже не видят среди депутатов, кто будет баллотироваться в 2017 году. И у него может быть иное отношение к мотивации голосования по каким-то вопросам», - заявила Наталья Кузнецова.
Прогнозы Натальи Кузнецовой имеют все шансы оправдаться. И хорошо, если все ограничится кулуарной «охотой на ведьм», 11 депутатов, проголосовавших против законопроекта. Куда хуже, если незадолго до выборов начнется война «всех против всех», а Госсовет из органа законодательной власти превратится в банку с мечтающими выжить пауками. Ценой принятия законопроекта может стать дестабилизация ситуации в республике, и как будет действовать в этой ситуации слабая и обескровленная кадровыми потерями исполнительная власть, остается только гадать.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру