ВИЧ-инфекцией заражен каждый 200-й житель Удмуртии

Население России оставляет более 146 млн человек, из них с ВИЧ живут около 820 тысяч человек. Каждые пять минут в России этой инфекцией заражается один человек. Недавно эпидемию объявил соседний с Ижевском Екатеринбург. Как дела обстоят у нас? Об этом "МК в Ижевске" рассказал главный врач Удмуртского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Олег Борисович Горбунов.

ВИЧ-инфекцией заражен каждый 200-й житель Удмуртии


– В настоящий момент, по официальным данным, ВИЧ-инфекцией заражен каждый 50-й житель Екатеринбурга. Там была объявлена эпидемия. Какая ситуация у нас, есть ли повод для паники?
– Существенно лучше ситуация складывается у нас: заражен не каждый 50-й, а каждый 200-й житель Удмуртии, если сравнивать с ситуацией в Екатеринбурге. Если привести сухие цифры статистики, за весь период у нас ВИЧ-инфекцией были инфицированы 8 тысяч 800 человек, из них по разным причинам (подчеркну: не только от СПИДа) умерло 1800 человек. Главный же показатель – это показатель пораженности, это число живых людей, пораженных ВИЧ, проживающих на территории Удмуртии. У нас таких 430 человек на 100 тысяч населения, среднестатистическая цифра по Приволжскому округу примерно на 30 человек выше – это 550 или 570 человек на 100 тысяч населения.
– Кто чаще всего болеет сейчас?
– Группы риска те же самые, не меняются – это потребители инъекционных наркотиков и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, без средств индивидуальной защиты.
Изначально чаще всего путь передачи был гомосексуальный и частично – половой. С началом нулевых годов в связи с всплеском употребления внутривенных наркотиков у нас на первое место вырвался наркотический путь, и более 90% были заражения через иглу. Затем большую часть наркопотребителей мы выявили, и эпидемия несколько пошла на спад, и начал превалировать половой путь, как я люблю говорить. Это именно тот путь, который и выбрала природа для распространения этой эпидемии. В 2014 – 2015 годах снова начал выходить на первое место наркотический путь, связанный с распространением уже солевых наркотиков, а в этом году мы снова фиксируем чаще всего половой путь передачи.
– Как вы выявляете ВИЧ-инфицированных?
– Пациенты выявляются по разным причинам. При обращении за медпомощью или при эпидемиологическом расследовании, когда мы уже обследуем контактных с ВИЧ-инфицированным лиц, при этом ВИЧ-инфицированные люди имеют право не называть свои контакты. Тут очень тонкая грань, есть юридический нюанс: очень трудно разграничить частную жизнь и поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией другого лица – это уже статья в УК. У нас было несколько дел, связанных с такими нюансами, но все же люди чаще идут на то, чтобы раскрыть свои контакты.
В настоящее время чаще всего подвержена инфицированию основная группа населения – это люди от 25 до 40 лет, то есть в самом активном возрасте, когда чаще всего реализуется половой путь.
– Раньше Удмуртия была в авангарде ВИЧ-инфицированных, а теперь у нас все хорошо? Неужели всех удалось излечить? Возможно ли скрыть истинные цифры?
– В авангарде, то есть в лидерах, мы никогда не находились, заболеваемость у нас была средней по России. И хотя показатели у нас ниже среднестатистических сейчас, мы отмечаем, что в 2015 и 2014 годах темпы прироста у нас были высокие, выше, чем по России. В этом году у нас прирост 8%, это уже средняя цифра, но никто не называет их благополучными. Каждую неделю у нас в республике выявляется 20 – 25 человек ВИЧ-инфицированных. Сейчас лидеры по заболеваемости Камбарка, Глазов и Ярский район. Эти сведения замолчать невозможно, это данные государственной статистики. Они мониторятся разными надзорными органами.
– Есть ли повод для паники?
– Для паники нет обоснованных причин, чего бы это ни касалось. В Екатеринбурге объявили эпидемию! И вот тут нужно провести ликбез: 
эпидемия – это превышение случаев той или иной болезни для данной территории. Что касается ВИЧ-инфекции, то слово «эпидемия» мы могли бы применить уже при первом инфицированном, потому что привычная заболеваемость для данной территории – это ее отсутствие.
В Удмуртии первый ВИЧ-инфицированный был зарегистрирован в 1997 году. Можно сделать вывод, что эпидемия у нас началась именно в 1997 году. Для примера и сравнения скажу, что объявить эпидемию сейчас – это все равно, что в середине февраля, когда на улице минус двадцать, сказать, что зима началась!
Эпидемии ВИЧ и гриппа нельзя сравнивать. В отношении ВИЧ-инфекции различают несколько стадий, есть стадии концентрированные и генерализованные. Между ними тонкая грань – 1% инфицированного населения. Вот в Екатеринбурге этот порог был перейден. У нас в Удмуртии болезнь находится в концентрированной стадии, поражены 0,43% населения, а в Екатеринбурге сейчас поражены ВИЧ 1,5 – 2%.
– ВИЧ – это приговор?
– Люди часто путают понятия «СПИД» и «ВИЧ». Конечно, они взаимосвязаны, но это не одно и то же. ВИЧ-инфицирование – это сам процесс передачи, а СПИД – это уже конечная стадия, которая непременно наступит без лечения через 5, 10, 15 лет. Все зависит от состояния иммунной системы человека. У кого оно неудовлетворительное, то такая стадия наступает раньше.
СПИД объявили чумой 20 века, и преуспели тут средства массовой информации. И мы до сих пор пожинаем плоды этого штампа. Я имею в виду нашу толерантность. Вот объявили чумой – и к пациентам нашим стали относиться, как к чумным, и до той толерантности, как в западных странах, нам далеко.
А между тем ВИЧ не приговор: оставаясь неизлечимым, заболевание давно уже перестало быть смертельным. Эти понятия надо разграничить. В настоящее время есть целый арсенал препаратов, который применяет лечащий врач. Эти препараты действуют на те или иные этапы размножения вирусов в крови, и они добиваются того, что человек начинает жить нормальной жизнью и физическое здоровье у них улучшаются. Лечение одного ВИЧ-инфицированного обходится в зависимости от нужной ему терапии в среднем от 70 до 300 тысяч рублей в год. Это деньги федерального бюджета. В среднем на больного уходит 80 – 100 тысяч рублей.
У нас есть пациенты, которые находятся на терапии, и показатели иммунитета у них даже выше, чем у неинфицированных людей. Но, опять же, есть и тонкая грань. Оговорюсь, что все-таки жить без ВИЧ-инфекции намного приятнее и лучше, чем с инфекцией. Препараты очень тяжелые, их нужно принимать пожизненно по несколько таблеток в день, при этом ВИЧ-инфекция в корне меняет человека.
– Каковы симптомы? Может ли человек почувствовать сам, что болен?
– Почувствовать может только специалист. У ВИЧ-инфекции характерных симптомов не существует. После заражения существует инкубационный период, когда инфекция еще не определяется в крови лабораторным методом. Она длится от двух недель до трех месяцев, и затем начинается острая фаза ВИЧ-инфекции. Вот тогда у человека возникает непонятно откуда лихорадка (небольшое повышение температуры тела), диарея, увеличение лимфоузлов, при этом они безболезненные и через некоторое время боль проходит. Если вдруг появились такие симптомы и был элемент рискованного поведения, нужно обратиться к врачу. Обычно люди, которые без средств индивидуальной защиты допустили элемент рискованного поведения или употребляли наркотики, бегут сдавать анализ на следующий день. Так вот: такая проверка ничего не даст! Нужно провериться через две-три недели и затем через три месяца.
– Где сдать кровь? Сохраняется ли анонимность, если анализ положительный?
– Анализ на ВИЧ делается бесплатно. Если с вас в поликлинике попросили денег за этот анализ, то это незаконно. Сдать можно у нас в Центре СПИД по адресу: улица Труда, 17а. Обследование делается анонимно и бесплатно, но если у человека выявлено заболевание и если он хочет лечиться за государственный счет, то он должен будет назвать свое имя. По поводу частоты сдачи крови для выяснения своего ВИЧ-статуса скажу: это не грипп, которым можно нечаянно заразиться в транспорте, когда кто-то чихнул.
ВИЧ-инфицированию всегда предшествует элемент рискованного поведения или употребление наркотиков, и каждый человек сам должен понять, идти ему сдавать кровь или нет.
– Презервативы на 100% защищают от инфицирования? Насколько можно им доверять?
– Даже самый плохой и дешевый презерватив снижает риск заражения в 20 тысяч раз при правильном его использовании. А самый действенный способ не заразиться – это исключить элементы рискованного поведения из своей жизни.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Эпидемия объявлена?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру