Русские мигранты рассказали о кардинально разных впечатлениях от выборов в США

Главными мировыми новостями остаются первые шаги нового президента США Дональда Трампа. Его обсуждают в кафе, на улице, перед телевизором, в социальных сетях. Причем споры за и против Трампа в России порой не менее острые, чем в самой Америке. Интересно, что думают люди, недавно или достаточно давно уехавшие в Америку, какие у них сложились социально-политические взгляды и почему. Корреспондент «МК» в Ижевске» побеседовала на эту тему с  тремя жителями Штатов, двое из которых раньше жили в Удмуртии. 

Русские мигранты рассказали о кардинально разных впечатлениях от выборов в США
Фото : Salvatore Di Nolfi

Предложили помощь

фото: Николай Суворов

Бывший глава муниципального образования «Хохряковское» Николай Суворов весной 2016 года переехал в Америку, оставив государственную службу в Удмуртии. Это вызвало много ехидных пересудов среди чиновников, однако среди населения Николай Алексеевич оставил о себе хорошие воспоминания, как человек работящий и простой в общении. Суворов был единственным чиновником в Удмуртии, который отказался от служебного автомобиля, выходил на митинги против коррупции, плохих дорог, поддерживал спорт и всегда лично вел прием граждан. Не боялся открыто ездить в Москву на митинги оппозиции и стоять в одиночном пикете на Красной площади.
– Николай Алексеевич, до апреля 2016 года вы никогда не были в Америке. Каковы были ваши первые впечатления?
– По прилете в Америку я в первую очередь попросил таксиста завезти меня к ближайшему оператору мобильной связи, чтоб купить sim-карту для своего сотового. Цена 70 долларов слегка шокировала. Следующим шоком оказались цены в гостиницах: самая дешевая – 125 долларов в сутки. Дешевле оказалось переночевать в палатке на берегу океана, хотя многие мне потом говорили, что и штрафы за самовольное размещение палатки тоже могут шокировать. Поскольку мой знакомый улетел к больной маме, а других знакомых в Нью-Йорке не было, я обратился к темнокожей продавщице телефонов с вопросом, где лучше разместиться. При моем начальным уровне английского она с напарником около получаса объясняла мне, как добраться до Брайтона, где проживает много русскоязычных.
Самым большим потрясением стало для меня невероятное количество русскоязычных в одном из крупнейших районов Нью-Йорка – Бруклине. Русские магазины с русскоговорящим персоналом, рынки, рестораны и кафе, где все на русском. А на Брайтоне английской речи практически не слышно вообще. Было ощущение, что я и не уезжал из России, а просто переехал в соседний с Ижевском город. Один раз в метро встретил нью-йоркских бомжей, запах был в вагоне очень выразительный, но они вышли на одной из станций. Потом видел их, когда было тепло на улицах, спящих и бодрствующих, в том числе в элитном районе Нью-Йорка – Манхэттене. Было удивительно: почему их не забирают полицейские, которые проезжают и проходят рядом? Мне объяснили, что в отличие от России здесь любой человек неприкосновенен, если не нарушает законы, независимо от того, бомж он, мигрант без всяких документов или знаменитость. Полиция никогда не остановит авто просто для проверки документов, без серьезных оснований. Впечатлили меня штрафы – по российским меркам очень большие. Не убрал на газоне за своей собакой – штраф 250 долларов, неправильная парковка авто или не убрал авто во время санитарной уборки улиц – от 100 долларов.
- Какие профессии востребованы?
 Очень высокий уровень жизни у врачей и учителей, которые здесь считаются элитой общества, ведь они работают с самым ценным ,что есть в Америке- с человеком. У них высокая зарплата, от 5 тысяч долларов начинающие и около10 тысяч в среднем с опытном.
Хотя конечно с медициной остаются большие проблемы. У меня другу делали срочную операцию, тромб удаляли,100 тыс. долларов остался должен. 
– Год назад вы выступали на митинге против плохих дорог в Ижевске. А как дороги в Америке?
– Про качество дорог общеизвестно. Не только реконструкция и ремонт дороги, но и любого дома – под жестким контролем неподкупных инспекторов, поэтому все строится очень добротно, на века. Применять стараются стройматериалы американского производства, как гарантии качества, хотя китайские товары, конечно, тоже все заполонили.
– А как вы себя ощущаете в городском пространстве?
– Удивило количество парков в Нью-Йорке. В районе, где я живу, несколько парков. И людей немного, за исключением Центрального парка в Манхэттене, конечно. А земля же очень дорогая – сотни тысяч долларов за небольшой клочок для строительства.
– Как к вам отнеслись в вашем трудовом коллективе?
– Русскоязычных настолько много, что никто и вопросов не задает. Сальвадорские строители только однажды, спросив, откуда я, начали изображать дикаря с автоматом Калашникова, стреляющего во все стороны.
– По Удмуртии скучаете?
– Думаю, конечно, и об Удмуртии, ведь я работал в системе власти десять лет, являюсь гражданином России и Удмуртии, а не Америки. Почему мы не можем жить, как Америка или как родственная Финляндия? Выход один – только полный демонтаж совковой системы власти, доходы бюджетов должны распределяться 50 на 50 процентов. Люди у нас неглупые, работящие, поэтому и здесь ценятся намного больше, чем мексиканцы и прочие многочисленные приезжие латиноамериканцы.
– Вы не имели права голоса, но все же активно следили за выборами президента США. Кого вы поддерживали?
– Я был за Трампа и даже поучаствовал в некоторых предвыборных мероприятиях. Мне всегда не нравилась семейственность в политике, а уж тем более в госслужбе или муниципальной службе. Кто была бы Клинтон и кто бы ее знал без мужа – бывшего президента? Большинство местных бизнесменов, с которыми я общался, очень негативно относится к деятельности Обамы. Это неприятие его в целом, как никчемного руководителя, который только умеет красиво говорить, но ничего не делает, кроме повышения налогов, в том числе для бизнеса. Это огромный приток нелегалов, в основном мексиканцев, арабов и т.д. Из-за политики Обамы появилось огромное количество приезжих, да и частично американцев, живущих на государственные пособия и не стремящихся работать из-за боязни потерять право на пособия.
– А что для вас представляет из себя политика Трампа?
– Трамп сделал себя сам, построил бизнес-империю и по определению не может стать плохим руководителем государства. Его некоторые ляпы, конечно, слегка пугают, но это все же, надеюсь, ошибки начинающего политика, болезнь роста. Вот если бы Россию возглавил бизнесмен, построивший свой бизнес без бюджетных вливаний и не за счет связей и родственных отношений с госчиновниками, это была бы другая страна. Пишут, что Трамп глубоко верующий человек, и в этом значительно больше положительного, чем отрицательного, я думаю. Не зря на самой сильной валюте мира написано: «Мы верим в Бога».

Фото: Малка Шахер

«Меня ненавидели за то, что я поддерживала Трампа»
- Малка Шахар, психолог по образованию, уехала из России по политическим мотивам 12 лет назад. При поддержке Республиканской партии выдвинулась в 2016 году в Ассамблею Нью-Йорка по 47 округу. Ее оппонентом был представитель демократической партии, который в итоге набрал 88% процентов. По словам Малки за ее плечами 15 избирательных кампаний в России. Она не только работала на кампаниях, но и была членом партии Союза Правых Сил. Долгое время работала в Ленинградской области, стояла у истоков общественной организации «Лига избирательниц», которую Минюст внес в реестр иностранных агентов. 
Как рассказала Малка, за последнюю неделю из-за ее открытой поддержки Трампа с ней произошли большие неприятности: она была вынуждена уволиться с работы и на ее сына было совершено нападение. Трое неизвестных разбили стекла в машине сына рядом с домом, а сам молодой человек подвергся избиениям. 
- Почему вы уволились с работы?
- Мои коллеги, афро-американцы меня очень травили. Накидывались на меня, доводили до приступов сердечных. Меня ненавидели за то, что я поддерживала Трампа. Я предпочла уйти с работы. Они загнали меня в угол. Утром, когда я пришла на работу от меня требовали покаяния. Чтобы я отказалась за кусок хлеба от своих политических взглядов, отказалась защищать Трампа. Трамп стал президентом, и могущественная коррупция, которая сковала весь мир, не только Россию, но и Америку, она не позволяет вторгаться в политическое поле. И любые сторонники Трампа преследуются сегодня. Я даже в России себе такого не могла представить, что на работе могут угрожать. Бороться с этой системой очень сложно. Чтобы идти в суд мне нужен хороший адвокат, но у меня сейчас нет на это денег. 

- Вы сообщили об этом давлении вашим соратникам по партии?
- Мир охвачен политической коррупцией и у Трампа очень тяжелое положение сейчас. 
Я член консервативной партии Нью-Йорка (традиционно эта партия поддерживает кандидатов Республиканской партии – прим. редакции) я им сообщила о произошедшем и они должны меня защищать. Но реально они меня ничем не защитили, они не выходят на связь и последний случай меня окончательно убедил, что республиканская и демократическая партия срослись в этом коррумпированном союзе. Те, кто сегодня в республиканской партии они часть той же коррупции. Поэтому Трамп никому кроме собственной семьи доверять не может. Республиканская партия ставила ему палки в колеса и что они сейчас делают? Они уничтожают сторонников Трампа. Но я буду бороться, потому что от моей борьбы зависит благополучие целой планеты, как бы громко это не звучало. 
- И все-таки, за что вы боретесь? 
Сейчас Америка поделена на здравый смысл и на коррупцию. А простые люди понимают, что им просто надо выжить. Трамп придя к власти отстаивает будущее своих детей и внуков. 
-Русские среди вашего окружения голосовали за Трампа?
- Не все, мы разделились. С кем-то мы рассорились из-за того, что я отстаивала Трампа, а они Клинтон. Эмигранты последних лет очень активно поддерживают Клинтон. Российская оппозиция считает высшим писком кинуть камень в огород Трампа. Почему? Только от своей глупости. Российская оппозиция делает большую ошибку связывая Трампа с Путиным.
- Вы говорили, что в Америки нет свободы слова?
Да. Я с этим сталкиваюсь на каждом шагу. Последний пример «Дэвидсон радио». Под одной из тем я оставила свой комментарий, что это не очень хорошая идея вести свои передачи на этом радио республиканцам, на радио, которое уничтожила не мало русских республиканцев. Что вы думаете они сделали с моим постом? Они мой комментарий удалили, а меня заблокировали. Когда я вела свою кампанию избирательную, для меня были закрыты все СМИ. Даже там где я могла купить площадку для агитации.
- Что хочет сделать Трамп для людей? Как вы понимаете политику Трампа?
Мы никогда вдвоем не разговаривали с Трампом, но я знаю об этом человеке много. Я слышала рассказы очень близких к нему людей. И у меня на основе этих рассказов сложилось впечатление о нем как о честном, чистом человеке. Наблюдая то, что сейчас происходит в Америке - он не видит будущего для своих внуков. Как бизнесмен он видит, что страна катится вниз. Я отстаиваю здравый смысл и человеческое достоинство и право человека быть свободным. И Борис Немцов и Трамп для меня это лидеры, чьи интересы я отстаиваю. Борис Немцов пытался быть конкурентоспособным без поддержки коррупции. Трамп делает то же самое. Он самостоятельная фигура и я верю этим людям. Я поддерживаю попытки Трампа наладить отношения с Россией. Кто такой Путин Трамп быстро разберется. И Трамп Путина быстро поставит на место. Люди выбрали Трампа. Те, кто выводит людей на эти митинги они разжигают огонь вражды. Это может быть очень опасно вплоть до гражданской войны.

фото: meduza.io Женский марш

«В шоке и в негодовании»
Ксения П. – молодая женщина, бывшая жительница Удмуртии, участница Женского марша против нового президента США Дональда Трампа. Из-за возможных угроз преследования попросила не раскрывать ее настоящего имени. Живет в Америке больше 10 лет.
– В России с большим вниманием следили за американскими СМИ, которые транслировали Женский марш. Кто вышел на марш?
– Для начала хочу уточнить, что среди протестующих в Женском марше были не только женщины и представители ЛГБТ-сообщества (аббревиатура, возникшая в английском языке для общего обозначения четырех сексуальных меньшинств. – Прим. ред.), но также много и гетеросексуальных мужчин. На улицы вышли целыми семьями, поколениями, организациями, музыкальными оркестрами, школами. Я была на марше в своем городе, который собрал примерно 60 тысяч людей. И город-то совсем небольшой!
– Могли ли за участие в марше раздаваться деньги?
– Какая нелепость по поводу платы за участие! По крайней мере половина Америки в шоке и в негодовании, что Трамп стал президентом. Он (о чем, возможно, в российских новостях умалчивают) не победил в общенародном голосовании и прошел лишь за счет устаревшей системы коллегии выборщиков.
– Какая была атмосфера на марше?
– Марш был дружный, мирный, полный солидарности и уверенности в том, что мы не остановимся. Женским он назывался потому, что женщины были во главе организации и на лидирующих позициях в марше, что кажется мне очень важным, так как многие высказывания Трампа очень сексистские (от «сексизм» – дискриминация оп гендерному признаку. – Прим. ред.) и унижающие достоинство женщин. По плакатам и баннерам было очевидно, что все, кто пришли, были против избрания Трампа президентом. При этом было много разных требований.
– Каковы были требования марша?
– Были люди с плакатами против избрания жадных глав корпораций в качестве администрации президента. Многие протестовали против нелепых и жестоких угроз Трампа по отношению к американцам, проповедующим ислам, и иммигрантам. Было много плакатов, поддерживающих окружающую среду. Дело в том, что администрация Трампа не признает глобального потепления и уже прилагает попытки, чтобы ограничить действие Агентства защиты окружающей среды (Environmental Protection Agency – сокращенно EPA. – Прим. авт.). Также Трамп готов продолжать строительство опасной нефтяной трубы, которая пройдет под рекой Миссури, что угрожает отравлением воды – ресурса для огромного количества людей, в том числе и коренного населения. Были люди, протестующие против расистской и фашистской идеологии Трампа и его сторонников. Мой плакат гласил: «Apathy is Not an option» – «Апатия – это не вариант», – что значит, что мы не можем сидеть сложа руки, пока правление Трампа разрушает нашу страну.
– В вашем окружении больше сторонников Клинтон или Трампа?
– Среди русскоязычных иммигрантов моего круга очень многие не любят Трампа и понимают, что он неумелый, нарцисстичный и фашистский президент. Может мне просто повезло, что у меня такое окружение. К тому же я предпочитаю с русскоязычными поклонниками Трампа не иметь дела.
– Можно ли Америку считать образцом демократии?
– Я считаю, что Америке далеко до демократии, особенно сейчас. Тем не менее мне всегда нравится, какие активные у нас люди: быстро мобилизуются, готовы бороться за свои права, участвовать в различных организациях, звонить своим сенаторам – официальным представителям и выражать недовольство по поводу некоторых законов. В 20 веке в Америке было много освободительных движений, сегодняшние протесты и активность – это их наследие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Три истории политического выбора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру