Удмуртский машиностроительный кластер обошелся бюджету десятками миллионов выброшенными на ветер

Удмуртский машиностроительный кластер обошелся бюджету десятками миллионов выброшенными на ветер

Удмуртия, знавшая когда-то и относительно благополучные в финансовом плане времена, вынуждена год от года потуже затягивать бюджетный пояс. Регион, отдающий федеральному центру две трети налоговых сборов, получает все меньше дотаций и, чтобы худо-бедно свести концы с концами, вынужден увеличивать и без того огромный госдолг. Власти республики твердят о том, что вынуждены считать каждую копейку, но слова у них слишком часто расходятся с делом. Как выяснила проверка Государственного контрольного комитета, под крылом Минпромторга УР неплохо живет, безрезультатно осваивая десятки миллионов республиканских и федеральных рублей, сразу несколько организаций.

2 миллиона на ветер

Львиная доля (98 процентов) бюджета Удмуртии – территории с высокой концентрацией промышленного производства – идет на финансирование 28 государственных программ. Одной из важнейших, учитывая специфику региона, является курируемая Минпромторгом УР программа «Развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности».

За три года, с 2014 по 2016, на реализацию этой программы Удмуртия потратила больше 380 млн. рублей, в том числе 55 млн. рублей федеральных средств. Больше трети этих расходов – 157,5 млн. рублей – были отданы на подпрограмму «Развитие обрабатывающих производств». Налогоплательщики, то есть мы с вами, субсидировали промышленным предприятиям проценты по кредитам и лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов, потратив на это 136,2 из 157,5 млн. рублей, отданных на реализацию подпрограммы.

И каков же результат? Начнем с малого. 423,9 тыс. рублей получила на «Расширение производства женской легкой одежды и верхней одежды» индивидуальный предприниматель Чечкина А. Л. Разумеется, потратила их, и бюджет республики был вправе рассчитывать на дополнительные налоговые поступления от ее деятельности. Однако не то что дополнительных, даже плановых налоговых поступлений "инвестор" обеспечить не смогла, обеспечив только 36,8 процента налоговых поступлений.

Чуть больше, 590 тыс. руб. получило из бюджета республики ООО «Ижавтоторм» на организацию цеха по производству систем выпуска отработанных газов для автомобилей. Но что-то у предприятия пошло не так, и в итоге оно проинвестировало только 66 процентов от суммы. Результат, чего и следовало ожидать, вышел отрицательным: только 52,5 налоговых поступлений и 0 созданных новых рабочих мест.

А вот и рекордсмен – ОАО «НИТИ Прогресс», получившее больше 1 млн. рублей на расширение производства стальных панельных радиаторов отопления. Дело, конечно, хорошее и полезное, но батареи-батареями, а план по налоговым отчислениям не выполнен, бюджет республики потерял, а не приобрел, субсидируя это производство.

Минпромторг УР взыскивать с предприятий-нарушителей деньги почему-то не стал, пустив на ветер 2 млн. бюджетных рублей. Впрочем, и эффективность прочих субсидий, по которым отчиталось министерство, под большим сомнением. Дело в том, что государственную поддержку получает менее 1 процента предприятий Удмуртии (87 из 4 тысяч), а потому оценить эффективность 157-миллионных суммарных затрат не представляется возможным.

От портных – к кластерному развитию

Когда-то в Удмуртии существовало ОАО «Удмуртбыт». Занималась эта известная еще с советских времен организация подготовкой портных, закройщиков, парикмахеров, предоставлением населению разнообразных услуг, а также сдачей в аренду многочисленных помещений.

В 2015 году организацию «бытовиков» переименовали в… АО «Управляющая компания «Удмуртский машиностроительный кластер». Этот неожиданный поворот в судьбе «Удмуртбыта» состоялся потому, что руководство республики неожиданно загорелось идеей «кластерного развития» всего и вся: от туризма до машиностроения. Адепты «кластерного развития» на многочисленных презентациях, сессиях, коворкингах и общественных обсуждениях сулили неисчислимые блага, которые гарантируют республике кластеры, чиновники согласно кивали – модное словосочетание им очень нравилось.

Сотрясание воздуха продолжалось два года. Правда, ни о каких значимых успехах в сфере машиностроения за это время не сообщалось. Не исключено, что это обстоятельство и заставило Государственный контрольный комитет обратить внимание на деятельность «Удмуртского машиностроительного кластера».

Как выяснилось в ходе проверки, эта организация за два прошедших года суммарно получила ни много ни мало 54 млн. рублей, из которых 41,8 млн. – средства федерального бюджета.

34,2 млн. рублей от этой суммы были потрачены на главный проект «Удмуртского машиностроительного кластера» - создание в республике регионального центра подготовки кадров. Еще 2 млн. рублей потребовались на создание центра цифрового моделирования и аддитивных технологий.

Суперкомпьютер на «ответственном хранении»

И снова начнем с малого. В декабре 2016 года АО «Управляющая компания «Удмуртский машиностроительный кластер» заключила договор с ООО НИИ «Высоких технологий» на разработку, создание и внедрение модифицированного графического суперкомпьютера. Подрядчику были проавансированы 1,8 млн. рублей, всего же стоимость контракта составила 2 млн. рублей.

Весной того же года работы были выполнены, о чем свидетельствует акт приемки. Однако никаких документов, подтверждающих создание приемочной комиссии и проведение испытаний суперкомпьютера, в природе не существует. «Оборудование Управляющей компании не передано, в эксплуатацию не введено, на цели развития Машиностроительного кластера не используется», - говорится в акте проверки.

Где же теперь находится суперкомпьютер, который обошелся республиканскому бюджету в 2 млн. рублей? Он пылится, а может, и кем-то тихонько используется в личных целях, но официально числится как сданный на «ответственное хранение». Но что самое интересное, по мнению организаций-участников Машиностроительного кластера, этот суперкомпьютер в таком виде им не нужен, поскольку не обеспечен режим секретности и конфиденциальности обрабатываемой на нем информации, да и уровень технических возможностей этого оборудования им не известен.

Фото: udmurt.media

На картинках у машиностроительного кластера все красиво...

Нет центра, нет миллионов

Но история с суперкомпьютером – это цветочки. Ягодки ждали представителей Контрольного комитета, когда они познакомились с тем, как создавался региональный центр подготовки кадров.

Центр должен был обучать будущих специалистов по четырем программам: оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), наладчик станков с ЧПУ, компьютерная подготовка станков с ЧПУ и принципы, методы и инструменты «бережливого» производства. В принципе, обучать можно было и на базе какого-нибудь профильного техникума, оснастив его соответствующей аппаратурой, но в Удмуртии мыслят масштабно, и просят денег сразу на региональный центр.

Получив от государства средства, Управляющая компания заключила договор с ООО ИЦ «СпецТехнологии», который и должен был создать центр и оснастить его оборудованием. Это случилось еще в декабре 2015 года, а в августе 2016-го работа была принята. «СпецТехнологии» изготовили 5 единиц оборудования, но сотрудников «Удмуртского машиностроительного кластера» никто не учил. Да и зачем, если сразу же после приемки было… передано в аренду для оказания инжиниринговых и консультационных услуг. Станки достались все тем же «СпецТехнологиям», а сканирующий комплекс – ИжГТУ.

Что с этим оборудованием делают там, остается загадкой. Изначально предполагалось, что и «СпецТехнологии», и ИжГТУ получат соответствующие лицензии на оказание образовательных услуг, а потом обучат по программе 30 человек, но лицензии так и не получены, а образовательная деятельность не ведется.

Итог ясен – никакого регионального центра подготовки кадров не создано. 33,8 млн. рублей потрачены впустую.

Одни вопросы

2 млн. рублей государственных убытков от выданных субсидий. Еще 2 млн., потраченных на никому не нужный суперкомпьютер. 33,8 млн. рублей за несуществующий региональный центр. Итого – сомнительная деятельность Минпромторга УР и прекраснодушных мечтателей о «кластерном развитии» обошлись бюджету Удмуртии в бездарно потраченные 37,8 млн. рублей.

Кто будет нести ответственность за эти бессмысленные траты?

Кто будет возвращать деньги в бюджет республики?

До каких пор из бюджета будут кормиться сомнительные организации, как попало тратящие деньги налогоплательщиков?

Редакция газеты «МК в Ижевске» просит считать этот материал официальным запросом в Правительство УР и правоохранительные органы.

Фото: снимок экрана сайта Удмуртского машиностроительного кластера

Судя по сайту машиностроительного кластера - закупленное оборудование успешно работает в учебном центре.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру