Удмуртские этноусадьбы - краткий курс дауншифтинга

Огромной популярностью у туристов в Удмуртии стали пользоваться этноусадьбы

Наряду со знакомством с деревенским бытом и досугом гостям предлагают познакомиться с удмуртской традиционной культурой. Мы оставим в стороне экономическую выгоду развития этнотуризма и взглянем на это с другой – этической – точки зрения.

Огромной популярностью у туристов в Удмуртии стали пользоваться этноусадьбы
фото Дом Дружбы Народов

Что влечет туристов в этноусадьбы? Жители городов ненадолго погружаются в сельскую жизнь – краткий курс дауншифтинга для начинающих. В удмуртских этнотуристических комплексах к этому добавляются удмуртские элементы – кухня, различные мастер-классы, песни и танцы, обряды… Иностранцев, интересующихся коренными народами, привлекает прежде всего это. Но даже для жителей Удмуртии удмуртская составляющая может оказаться экзотикой. Интерес к удмуртской культуре не может не радовать, и этнотуризм в какой-то степени способствует популяризации удмуртского языка. Но, как известно, у всего есть обратная сторона.
Культура каждого народа – это сложная семиотическая система, и каждый элемент культуры является знаком, транслирует некую идею. Каждый обряд и все его составляющие: жест, движение, слово, напев – неслучайны, они несут в себе верования народа, его мудрость. Сейчас и для большинства удмуртов значения элементов традиционной культуры уже скрыты, а инсценируемые для туристов обряды, когда-то имевшие сакральный смысл, превращаются в обычный аттракцион в парке развлечений, где вместо сахарной ваты покупают перепечи. Освященная каша (например, на удмуртском празднике Гербер) приравнивается к попкорну, который механически поглощают, пока смотрят представление-обряд, как фильм. Так культура и превращается в товар.

фото Дом Дружбы Народов

Конечно, практически каждый народ заинтересован в том, чтобы монетизировать свою культуру. В конце концов, в наше время весь мир покрыт этикетками. «И пространство торчит прейскурантом…» – пишет русский поэт. Чтобы быть на виду, нужны бренды, нужна реклама, вот удмуртский поэт и пишет: «Эн си Milky Way, перепеч тон си!» Не является ли знакомство с культурой через этнотуризм разглядыванием обертки? И интересует ли кого-то собственно содержание, скрытое под этикеткой? В каждой стране большинство туристов видят лишь верхушку айсберга, снимают сливки культурного наследия: Эйфелева башня, Красная площадь, Колизей, гора Фудзи. Все это – достояние того или иного народа, будь то важный исторический объект или сакральное место, для большинства туристов превращается в фон для фотографии. Удмурты же, не имея каких-то выдающихся достопримечательностей, предлагают свои обрядовые традиции, впускают в самое сердце своей культуры. Священные рощи предков, ритуальные блюда, старинные напевы – не слишком ли интимные вещи для выкладывания на прилавок для привлечения туристов? Я не суеверный и не верующий человек, но все же от разыгрываемых сценок-обрядов становится немножко не по себе. Словом, все это – культурный эксгибиционизм.
Делясь своей культурой, мы, возможно, получаем больше, чем отдаем. Нельзя жить в футляре, и стремление укрыться за стенами в нашем глобализованном мире выглядит абсурдно. Но, как у каждого человека есть в жизни что-то такое, чем он делится только с близкими, так же, возможно, что-то личное должно быть (есть?) у народа.

 

Сюжет:

Ижкар

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Сколько стоит ритуальная каша?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру