Десятки млн рублей выбросил на ветер Минпромторг УР, финансируя машиностроительный кластер

Удмуртия, знавшая когда-то и относительно благополучные в финансовом плане времена, вынуждена год от года туже затягивать бюджетный пояс. Регион, отдающий федеральному центру две трети налоговых сборов, получает все меньше дотаций и, для того чтобы худо-бедно свести концы с концами, вынужден увеличивать и без того огромный госдолг. Власти республики твердят о том, что вынуждены считать каждую копейку, но слова у них слишком часто расходятся с делом. Как выяснила проверка Государственного контрольного комитета, под крылом Минпромторга УР неплохо живет, безрезультатно осваивая десятки миллионов республиканских и федеральных рублей, сразу несколько организаций.

Десятки млн рублей выбросил на ветер Минпромторг УР, финансируя машиностроительный кластер

Два миллиона на ветер
Львиная доля (98%) бюджета Удмуртии – территории с высокой концентрацией промышленного производства – идет на финансирование 28 государственных программ. Одной из важнейших, учитывая специфику региона, является курируемая Минпромторгом УР программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
За три года, с 2014-го по 2016-й, на реализацию этой программы Удмуртия потратила больше 380 млн рублей, в том числе 55 млн рублей федеральных средств. Больше трети этих расходов – 157,5 млн рублей – были отданы на подпрограмму «Развитие обрабатывающих производств». Налогоплательщики, то есть мы с вами, субсидировали промышленным предприятиям проценты по кредитам и лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов, потратив на это 136,2 из 157,5 млн рублей, отданных на реализацию подпрограммы.
И каков же результат? Начнем с малого.
423,9 тыс. рублей получила на «Расширение производства женской легкой одежды и верхней одежды» индивидуальный предприниматель Чечкина А.Л. Разумеется, потратила их, и бюджет республики был вправе рассчитывать на дополнительные налоговые поступления от ее деятельности. Однако не то что дополнительных – даже плановых налоговых поступлений инвестор обеспечить не смогла, обеспечив только 36,8% налоговых поступлений.
Чуть больше – 590 тыс. рублей получило из бюджета республики ООО «Ижавтоторм» на организацию цеха по производству систем выпуска отработанных газов для автомобилей. Но что-то у предприятия пошло не так, и в итоге оно проинвестировало только 66% от суммы. Результат, чего и следовало ожидать, вышел отрицательный: только 52,5% налоговых поступлений и ноль созданных новых рабочих мест.
А вот и рекордсмен – ОАО «НИТИ Прогресс», получившее больше 1 млн рублей на расширение производства стальных панельных радиаторов отопления. Дело, конечно, хорошее и полезное, но план по налоговым отчислениям не выполнен, бюджет республики потерял, а не приобрел, субсидируя производства.
Минпромторг УР взыскивать с предприятий-нарушителей деньги почему-то не стал, пустив на ветер 2 млн бюджетных рублей. Впрочем, и эффективность прочих субсидий, по которым отчиталось министерство, под большим сомнением. Дело в том, что государственную поддержку получает менее 1% предприятий Удмуртии (87 из 4 тысяч), а потому оценить эффективность 157-миллионных суммарных затрат не представляется возможным.

От портных – к кластерному развитию
Когда-то в Удмуртии существовало ОАО «Удмуртбыт». Занималась эта известная еще с советских времен организация подготовкой портных, закройщиков, парикмахеров, предоставлением населению разнообразных услуг, а также сдачей в аренду многочисленных помещений.
В 2015 году организацию «бытовиков» переименовали в… АО «Управляющая компания «Удмуртский машиностроительный кластер». Этот неожиданный поворот в судьбе «Удмуртбыта» состоялся потому, что руководство республики неожиданно загорелось идеей «кластерного развития» всего и вся, от туризма до машиностроения. Адепты «кластерного развития» на многочисленных презентациях, сессиях, коворкингах и общественных обсуждениях сулили неисчислимые блага, которые гарантируют республике кластеры.
Сотрясание воздуха продолжалось два года. Правда, ни о каких значимых успехах в сфере машиностроения за это время не сообщалось. Не исключено, что это обстоятельство и заставило Государственный контрольный комитет обратить внимание на деятельность Удмуртского машиностроительного кластера. Как выяснилось в ходе проверки, эта организация за два прошедших года суммарно получила ни много ни мало 54 млн рублей, из которых 41,8 млн – средства федерального бюджета. 34,2 млн рублей от этой суммы были потрачены на главный проект Удмуртского машиностроительного кластера – создание в республике регионального центра подготовки кадров. Еще 2 млн рублей потребовалось на создание центра цифрового моделирования и аддитивных технологий.

Суперкомпьютер на «ответственном хранении»
И снова начнем с малого. В декабре 2016 года АО «Управляющая компания «Удмуртский машиностроительный кластер» заключила договор с ООО «НИИ высоких технологий» на разработку, создание и внедрение модифицированного графического суперкомпьютера. Подрядчику были проавансированы 1,8 млн рублей, всего же стоимость контракта составила 2 млн рублей.
Весной того же года работы были выполнены, о чем свидетельствует акт приемки. Однако никаких документов, подтверждающих создание приемочной комиссии и проведение испытаний суперкомпьютера, в природе не существует. «Оборудование Управляющей компании не передано, в эксплуатацию не введено, на цели развития Машиностроительного кластера не используется», – говорится в акте проверки.
Где же теперь находится суперкомпьютер, который обошелся республиканскому бюджету в 2 млн рублей? Он пылится, а может, и кем-то тихонько используется в личных целях, но официально числится как сданный на «ответственное хранение». Но что самое интересное, по мнению организаций – участников Машиностроительного кластера, этот суперкомпьютер в таком виде им не нужен, поскольку не обеспечен режим секретности и конфиденциальности обрабатываемой на нем информации, да и уровень технических возможностей этого оборудования им неизвестен.

Нет центра – нет миллионов
Но история с суперкомпьютером – это цветочки. Ягодки ждали представителей Контрольного комитета, когда они ознакомились с тем, как создавался региональный центр подготовки кадров.
Центр должен был обучать будущих специалистов по четырем программам: оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), наладчик станков с ЧПУ, компьютерная подготовка станков с ЧПУ и принципы, методы и инструменты «бережливого» производства. В принципе, обучать можно было и на базе какого-нибудь профильного техникума, оснастив его соответствующей аппаратурой, но в Удмуртии мыслят масштабно и просят денег сразу на региональный центр.
Получив от государства средства, Управляющая компания заключила договор с ООО ИЦ «СпецТехнологии», который и должен был создать центр и оснастить его оборудованием. Это случилось еще в декабре 2015 года, а в августе 2016-го работа была принята. «СпецТехнологии» изготовили пять единиц оборудования, но сотрудников Удмуртского машиностроительного кластера никто не учил. Да и зачем, если сразу же после приемки оборудование… было передано в аренду для оказания инжиниринговых и консультационных услуг. Станки достались все тем же «СпецТехнологиям», а сканирующий комплекс – ИжГТУ. Что с этим оборудованием делают там, остается загадкой. Изначально предполагалось, что и «СпецТехнологии», и ИжГТУ получат соответствующие лицензии на оказание образовательных услуг, а потом обучат по программе 30 человек, но лицензии так и не получены, а образовательная деятельность не ведется.
Итог ясен – никакого регионального центра подготовки кадров не создано. 33,8 млн рублей потрачено впустую.

Одни вопросы
2 млн рублей государственных убытков от выданных субсидий. Еще 2 млн рублей, потраченных на никому не нужный суперкомпьютер. 33,8 млн рублей – за несуществующий региональный центр. Итого: сомнительная деятельность Минпромторга УР и прекраснодушных мечтателей о «кластерном развитии» обошлась бюджету Удмуртии в бездарно потраченные 37,8 млн рублей.
Кто будет нести ответственность за эти бессмысленные траты?
Кто будет возвращать деньги в бюджет республики?
До каких пор из бюджета будут кормиться сомнительные организации, как попало тратящие деньги налогоплательщиков?
Редакция газеты «МК» в Ижевске» просит считать этот материал официальным запросом в Правительство УР и правоохранительные органы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Кластеру под хвост

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру