Увольнение бывшего главы Удмуртии стало показательной поркой для коррупционеров

Арест и заключение под стражу Главы Удмуртии Александра Соловьева выглядели показательной поркой

В сентябре 2014 года Александр Соловьев получил на выборах Главы Удмуртии 84% голосов избирателей. Три года спустя он был арестован за получение взятки в размере 140 млн. рублей.

Арест и заключение под стражу Главы Удмуртии Александра Соловьева выглядели показательной поркой
фото архив редакции

Спасти союзника

Политическая карьера Александра Соловьева могла закончиться, не начавшись, еще в конце 90-ых – начале 2000-ых. Будучи начальником «Удмуртавтодора», он стал тогда объектом пристального внимания правоохранительных органов. Причиной стали, как писала тогда пресса, махинации, связанные с Ижевским нефтеперерабатывающим заводом (ИНЗ) и выводом за рубеж какой-то части средств «Удмуртавтодора».
Скандал в ту пору вышел громким, но судебных последствий не имел. Молва утверждает, что от уголовного дела Александра Соловьева тогда спас его тезка Волков, которому нужны были союзники в борьбе за президентское кресло. Александр Соловьев таковым и был, но, как это обычно случается, до поры до времени. Должность председателя Госсовета УР, полученная им в 2007 году, его полностью устраивала. Черная кошка между бывшими союзниками пробежала, когда в апреле 2013 года Александр Волков буквально вынудил Соловьева уйти в Совет Федерации. Предчувствуя скорую отставку, он пытался отправить потенциальных конкурентов куда-нибудь подальше. Но именно из сенаторского кресла Александр Соловьев в феврале 2014 года благодаря  Владимиру Путину пересел в кресло и. о. Главы Удмуртии. Других кандидатов на освободившуюся должность у Президента России тогда не нашлось.

Я здесь власть

Назначение Александра Соловьева и.о. Главы Удмуртии было воспринято с некоторым удивлением. Все-таки почтенный возраст, былые «заслуги», о которых еще помнили, не самая однозначная репутация. Да и сам Соловьев признавался, что к этой должности не рвался, давая понять, что особо держаться за нее не будет. Но очень скоро он вошел во вкус, и, судя по всему, очень нравился себе в роли Главы. А уж когда за него на фоне усталости от 20-летнего правления Волкова проголосовало 84% пришедших на выборы избирателей, и вовсе почувствовал себя хозяином положения. «Я здесь власть», - неоднократно давал понять Александр Соловьев, начав ревизию «тяжелого наследства», доставшегося ему от предшественника. Правда, настоящей ревизии не получилось, ее просто некому было проводить – не имея своей, Александр Соловьев опирался на команду предшественника. Ко всему прочему, как оказалось, новый Глава УР, щедро раздавая обещания, категорически не выполнял взятых на себя обязательств. Заигрывая с «оппозицией», он закрывал глаза на действия близких ему финансовых воротил, получавших землю под точечную застройку. Сетуя на огромный госдолг республики, продолжал брать кредиты. Обещая должности просителям, через неделю-другую не узнавал их в упор. Декларируя вхождение дорог Ижевска «в десятку лучших в стране», отдавал подряды на их строительство и ремонт близким ему организациям, не интересуясь качеством выполненных работ.

«Дело дорожников»

Примерно к середине 2015 года стало ясно, что Александр Соловьев не заручился безоговорочной поддержкой каких-либо социальных групп. Даже чиновники, которым по должности положено «любить» Главу, признавались в частных беседах: сдаст в любую минуту.
Из этого правила было одно исключение – дорожники. Очевидно, понимая, что является временной фигурой на посту Главы УР, Александр Соловьев, несмотря на острейший бюджетный дефицит, вливал в дорожную сферу огромные деньги – по 4-5 млрд. в год. Контролировала и распределяла эти деньги большая «семья» Главы: дочь Юлия Башкова, являющаяся замминистра транспорта и дорожного хозяйства УР, Захар Милостивенко, бывший директор ОАО «Автодормостпроект» - предприятия, которому отдавались самые «жирные» проектные заказы, а также министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев, его заместитель Александр Соловьев (маленький), депутат Госсовета УР Александр Мурашов, начальник ГУП «Удмуртавтодор» Александр Корепанов.
Расследование так называемого «дела дорожников» еще впереди. Но, как минимум, половина названных лиц уже являются его фигурантами. Замминистра дорожного хозяйства Александр Соловьев (маленький) уже сидит под домашним арестом, и, как утверждают люди, знакомые с ходом следствия, активно дает показания на своего старшего товарища. Допрошен начальник ГУП «Удмуртавтодор» Александр Корепанов. Прошли обыски в домах Александра Мурашова и Юлии Башковой, а также в помещении ОАО «Автодормостпроект».

Спасибо Путину за это

Какие схемы «прокручивали» в Минтрансе УР, начиная с 2014 года, предстоит выяснить следствию. Это дело вполне может быть объединено с «делом Камского моста», по которому и был взят под стражу Глава Удмуртии. Некоторые его подробности уже стали достоянием общественности, изложим их вкратце: якобы Александр Соловьев получил в общей сложности почти 140 млн. руб. взяток за «обеспечение внеочередной и незамедлительной оплаты выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, а также выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси».
В этом деле фигурирует уже хорошо знакомый следствию бывший замминистра Александр Соловьев (маленький), а также гендиректор «Мостстрой-12» Александр Забарский, а также некто Сергей Полевиков и Рустам Валеев. Всех их объединяла давняя дружба с Главой УР Александром Соловьевым и совместные проекты, связанные не только со строительством Камского моста, но и других мостовых переходов на территории Удмуртии.
И тут обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Проблемы у Главы УР, республиканских дорожников и концессионеров начались сразу же после визита в Ижевск Владимира Путина в сентябре минувшего года. Тогда предполагалось, что он отправится «открывать» мост через Каму, но планы главы государства резко изменились: ему сообщили, что мост не готов, и со сдачей его в эксплуатацию есть большие проблемы. Не удивительно, что Владимир Путин был возмущен тем, что его именем пытаются «прикрыть» недостроенный мост, и, судя по всему, дал отмашку на расследование, которое и завершилось арестом Главы УР. И тут возникает вопрос: если бы не сорвавшийся визит главы государства на Камский мост, что было бы с теми, кто сегодня проходит по громкому уголовному делу и обвиняется в многомиллионных взятках? Ничего?

Первая жертва

Арест и заключение под стражу Главы Удмуртии Александра Соловьева выглядели показательной поркой. Губернаторов арестовывали и раньше, но в этом случае впервые все было сделано так, чтобы обстоятельства ареста увидело как можно больше людей: и оперативные комментарии силовиков, и онлайн-трансляция из зала суда, и видео из Следственного комитета РФ. Очень похоже на то, что теперь уже бывший Глава УР пал жертвой начинающейся предвыборной кампании: коррупционеров теперь будут арестовывать громко, и, не исключено, массово. Первая жертва уже есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Соловьев. Хроника падения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру