Врио Главы УР Александр Бречалов съездил в Малую Пургу, где задавал вопросы и не получал ответов

В ночь с 17 на 18 апреля многим в Малопургинском районе Удмуртии спалось плохо. Но особенно – главе этого муниципального образования Светлане Колодкиной и руководителям организаций, строивших дома для переселенцев из аварийного жилья. 

Врио Главы УР Александр Бречалов съездил в Малую Пургу, где задавал вопросы и не получал ответов

Накануне врио Главы УР Александр Бречалов анонсировал визит в село Кечево, откуда регулярно поступали жалобы почти насильственно переселенных из аварийного жилья людей. Вспомнив, что он не только временно исполняющий обязанности главы региона, но еще и «фронтовик», Бречалов попросил застройщиков не суетиться в ночь перед визитом и плесень не закрашивать. А руки у них наверняка чесались, вот и спали плохо.
Хотя закрашивай – не закрашивай – и так видно, что, строя эти дома, малопургинские строители себя точно не обидели. Жить в этих домах можно разве что летом, избавившись от цветущей плесени. Всю зиму в квартирах, не имеющих центрального отопления, холодно и сыро, о чем жители твердили с 2014 года. «Как квадратный метр в этой халупе мог стоить 28 тысяч рублей?» – удивлялся ровно год назад представитель федерального ОНФ Николай Николаев, но звоночка в Правительстве УР тогда не услышали, а бывший глава республики был занят другими, более важными делами.

Уйти от ответственности
Тем интереснее было наблюдать министров «соловьевского призыва», уже в 2014 году прекрасно знавших, что в домах в Кечево и Малой Пурге жить нельзя, и теперь вновь открывших для себя это знание. У и. о. министра энергетики и ЖКХ Ивана Маринина тут же нашлась заказанная жителями (а не министерством) экспертиза дома № 4 по ул. Железнодорожной в селе Кечево.
Из нее следует, что имеются замечания как к проектным решениям, так и к качеству строительства. Дом отапливается электроприборами, а в качестве утеплителя для него применялся опил с землей. «Данные жилые дома, на наш взгляд, требуют существенной доработки по замечаниям, которые были высказаны жителями, которые были выявлены по итогам двух лет эксплуатации. По оценкам эксперта, стоимость работ должна составить не менее 900 тысяч рублей», – заявил Маринин, тут же сообщив, что есть и другие «косяки», а потому необходимы «более масштабные вложения».
По словам Ивана Маринина, который старательно делал вид, что результаты экспертизы для него «вновь открывшиеся», получалось, что на выявление недостатков при строительстве домов потребовалось два года. Мол, чиновники работали, выявляли – и вот он, результат. Хотя возмущаться люди начали еще в 2014 году. Но эту попытку уйти из-под ответственности не оценил Александр Бречалов: «У нас информация с самого начала была, – заявил он, имея в виду ОНФ, – что полы холодные, что есть трещина… Мы о чем говорим?»

Дайте два миллиона!
Говорить больше Ивану Маринину не дали, а он и не хотел. Иначе неприятные вопросы возникли бы не только к нему, но еще и к и. о. министра строительства Ивану Новикову. Это их сотрудники должны были следить за ходом строительства, анализировать проект. В конце концов, под всеми актами стоят подписи конкретных чиновников, и на ковре перед врио главы должны были стоять не только застройщики, но и те, кто принимал работу от имени государства.
Но чиновников не позвали, и министрам вопросов не задали. Внимания удостоились персоны рангом пониже. Допрос главы Малопургинского района Светланы Колодкиной показал, что она многое понимает: что есть ряд вопросов, что их необходимо решать, что есть понимание и т.д. Не более. Правда, один раз прозвучала цифра: по мнению руководства района, потратить нужно не 900 тысяч рублей, как предлагал эксперт, а 2 млн 200 тысяч.
Когда речь зашла о деньгах, Александр Бречалов повернул разговор в другое русло. Ему вновь захотелось узнать у представителей строительного бизнеса Малой Пурги, построили бы они для себя такое жилье или нет. И тут врио главы напоролся на неожиданное препятствие. Он, не став добивать этим вопросом застройщиков на объекте, дал им подумать. Но, спросив второй раз, вновь натолкнулся на глухое молчание. Оно оказалось прочнее настойчивости Александра Бречалова – ответа он не добился. И это тревожный звонок: молчать в нашей республике умеют, как, пожалуй, нигде.

Фото udmurt.ru

Привет супругам?
Совещание грозило закончиться твердым и убежденным «Будем устранять!». После такой гражданской казни директор ООО «МСО-Сервис» Иван Мелешкин вряд ли мог сказать еще что-то. Но тут врио Главы УР поинтересовался: «У вас кто сейчас учредитель? Морковина? Как-то так случайно получилось, что бывший замглавы администрации Малопургинского района по экономике и строительству Морковин Владимир Георгиевич – супруг. Большой привет передайте учредителю и супругу!»
Напоследок Александр Бречалов пообещал приехать на объекты через месяц. «Учредитель в добром здравии? Хорошо, есть кому задавать вопросы».
И это был, пожалуй, самый важный момент того, что случилось в Кечево и Малой Пурге 18 апреля. Врио главы Удмуртии намекнул, что, если недостатки в домах устранены не будут, он готов покуситься на священное для партхозактива райцентров кумовство. Считая его неизбежным злом, бороться с кумовством в районах предшественники Александра Бречалова отказывались. Или, если ситуация выходила из-под контроля и представлений о том, сколько можно брать, а сколько нельзя, вершили суд в тиши кабинетов. Никогда «разборки» такого рода в публичную плоскость не выходили. Они, как считалось, бросают тень на всю республику и к тому же чреваты кровными обидами, местью, своеволием участников и их последующей работой на выборах против власти.

Будут ли «процессы»?
Но Александру Бречалову то ли бояться нечего, то ли он еще не в курсе возможных последствий. С одной стороны, он «варяг», лично назначенный президентом наводить порядок в регионе, от местных кланов не зависит и может позволить себе докапываться до неприятной сути. С другой – хорошо, посадят одного-двух представителей районного клана, но на то оно и кумовство: их флаги тут же будут подняты зятьями, свекрами или двоюродными тетками. Разрушить эту систему практически невозможно, людей не переселишь и общаться не запретишь. И ладно бы в одном районе, но таких у Александра Бречалова теперь двадцать пять.
Впрочем, обещанного, как известно, три года ждут. Еще не факт, что новый врио Главы УР полезет в дебри внутрирайонных отношений, иначе на все прочее времени у него уже не останется. А если и полезет, то не факт, что публично, в противном случае Удмуртия будет греметь на федеральном уровне не достижениями, а многочисленными «процессами» против «врагов народа» по типу того, что прошел в Малой Пурге 18 апреля: 1-й Як-Бодьинский, 2-й Балезинский и т.д.
Поводов хватит. В том же Малопургинском районе жителей расселяли из «аварийных» домов почти насильственно: въезжайте быстрее или снесем старые дома вместе с вами. И эта спешка объяснялась тем, что на освободившиеся участки кое-кто из районной «элиты» давно положил глаз. Так это или не так, еще предстоит проверить официально. Александр Бречалов попросил главу района Светлану Колодкину подготовить справку, кому переданы земельные участки на месте снесенных домов. Узнаем ли мы обозначенные в ней фамилии – вот в чем главный вопрос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру