Сергей Сороколет: «Нужно не фантазировать, а считать»

О привлечении инвестиций и бизнес-климате в Удмуртии

16 августа 2017 в 10:42, просмотров: 1573
Сергей Сороколет: «Нужно не фантазировать, а считать»
Фото из архива героя публикации

– Сергей, пожалуй, главное событие этого месяца в республике – прошедшая в августе презентация руководством региона Карты инвестиционных возможностей. На мероприятие съехались как федеральные чиновники, так и потенциальные инвесторы. Будет ли, на ваш взгляд, какой-то результат?
– Обычно эти мероприятия приносят хорошие дивиденды. Но в нашем случае я так не думаю. Должно пройти время, за которое потенциальный инвестор сможет понять, выгодно ему вкладывать деньги в тот или иной проект или нет. А сделать это можно, проанализировав ситуацию в регионе на основе достоверной информации, а не по бодрым отчетам чиновников и не по картинке, которую рисуют перед участниками презентации. Тем более что прошедшее мероприятие – это все-таки междусобойчик, оно было организовано для «своих». Я знаю предпринимателей, которые обращались к организаторам с просьбой об участии. Им отказывали, говоря: вы не подходите под формат нашего мероприятия. Так что реальной целью презентации были не инвестиции, а демонстрация высокому начальству кипучей деятельности в регионе. А параллельно, быть может, кому-то из «своих» и с привлечением инвестиций помогли. Поэтому я не думаю, что мероприятия в таком формате серьезным образом скажутся на инвестиционном климате республики.
– Тем не менее, в отличие от прежних руководителей региона нынешнее руководство ведет диалог с бизнес-сообществом. Недавно был создан Общественный совет по развитию предпринимательства…
– Первое заседание Совета было, как бы деликатнее выразиться… забавным мероприятием. Максима Коновалова, владельца холдинга Welcome Group, включили в совет без его ведома. И после первого заседания он опубликовал в сети свои впечатления, под которыми я готов подписаться.
Выступали на совете только силовики, то есть те, кто, собственно, и противодействует развитию бизнеса. Ни одному предпринимателю на первом заседании слова не дали. О развитии предпринимательства, улучшении бизнес-климата не было сказано ни одного слова. По сути, бизнесу попытались вновь указать его место в нынешней иерархии: определять все, как и раньше, будут чиновники, распоряжающиеся бюджетом, который наполняет в том числе и бизнес. О каком диалоге между властью и предпринимателями в таком случае может идти речь?
– А что, по-вашему, нужно делать Александру Бречалову? Все-таки он ставит задачу удвоения налоговых поступлений в бюджет от предпринимательской деятельности…
– Давать непрошеные советы – дело неблагодарное. Его назначили исполняющим обязанности главы Удмуртии не за красивые глаза, он сам должен понять, как ему поступать дальше.
Что же касается удвоения налоговых поступлений, то, уж простите мне эту аналогию, выходит, как с той свиньей из анекдота, которой отрезали одну ногу ради холодца (не убивать же!), а теперь собираются отрезать и вторую. Без двух она наверняка помрет и сама, но это никого почему-то не беспокоит.
К бизнесу в республике, да и в большинстве регионов тоже, относятся, как к этой свинье. Из нее выжимают максимум, не понимая, что выгоднее заботиться о ней, чтобы давала приплод. Не об удвоении налоговых поступлений надо говорить, а о создании благоприятной среды, в которой появятся новые бизнесы, а уже существующие будут развиваться эффективнее.
– И все-таки что конкретно нужно сделать руководству Удмуртии?
– Александр Бречалов – заложник ситуации. Я его не оправдываю и оправдывать не буду, но не вина его, а беда в том, что наши чиновники, зная, что получат аванс и зарплату в конкретные дни, давят на бизнес, как только могут. И никто им не объясняет элементарных вещей: что деньги в бюджете появляются благодаря бизнесу, что давить на него, «кошмарить», как говорил наш президент, глупо.
Наши чиновники, увы, не готовы вести диалог с бизнесом, у них свой менталитет, своя система ценностей. Перестроить их, заставить думать по-другому, убедить в том, что необходим баланс между интересами бизнеса и государства, – сложная задача, но ее решением никто не занимается. Александр Бречалов мог бы проявить твердость, сказать чиновникам: хватит давить, не зарывайтесь! В конце концов мог бы наказывать, увольнять особо «отличившихся». Но пока, к сожалению, этого не видно.
– В Правительстве УР уже пообещали, что следующее заседание Совета по предпринимательству пройдет в другом формате. Кстати, вы можете объяснить, почему за последнее время создано невероятное количество разнообразных общественных советов, занимающихся всем на свете?
– Я для себя это просто объясняю: общественные советы занимаются следствиями, а не причинами. У любого явления может быть сколько угодно следствий, вот чуть ли не по каждому и создают то общественный совет, то рабочую группу, и нет им числа. Вместо того чтобы создать один такой орган, занимающийся непосредственно причиной.
Не общественные советы по любому поводу надо создавать и декларации о намерениях. Правительству нужна ключевая идея, связанная с развитием бизнеса вообще в нашем регионе, на основе которой можно строить конкретную программу действий. Как пример – ввести региональный мораторий на налоговые проверки и посмотреть, что получится. Спору нет, кто-то воспользуется этим в незаконных целях, но кто-то же, наоборот, начнет свой бизнес, а кто-то, уже начавший, спокойно вздохнет и будет работать еще лучше. Кого будет больше – первых или вторых, и нужно выяснить.
– Может быть, все изменится после сентября, когда из правительства Удмуртии, не исключено, уйдут люди, занимающиеся экономикой?
– Здоровая кадровая ротация правительству, конечно, необходима. Сейчас министерства и ведомства, в том числе курирующие бизнес-сферу, делают то, что им говорят. А говорят им то, что попросту давно устарело, уже неэффективно, поэтому не работает, а, напротив, даже вредит.
Необходимо переформатировать ситуацию. Пригласить в правительство тех, кто понимает, что нужно работать на перспективу. Люди, приехавшие в Удмуртию вместе с Александром Бречаловым, увидели, что, по сути, в республике работают предприятия ВПК и «нефтянка», а в других сферах денег мало, там ничего принципиально не меняется.
Это как с садом: хороший садовник не только снимает урожай с плодоносящих деревьев, но и всегда помнит, что рано или поздно они состарятся, и садит заранее новые. То же самое происходит и у нас – «плодоносят» предприятия ВПК и «нефтянка», но о том, что будет через пять-десять лет, никто не думает, хотя очевидно, что наполнять бюджет к тому времени должен будет в основном средний бизнес.
– То есть в правительство должны прийти предприниматели?
– Нет, предпринимателям, тем более успешным, во власти делать нечего. Они – особый тип людей: раз вкусив свободу, от нее уже сложно отказаться.
Правительству нужны чиновники, понимающие, что они всего лишь наемные служащие, что наняты они всеми нами, на наши деньги. Поэтому я – за максимальную выборность, в разумных, конечно, пределах. Но там, где можно не назначать, а выбирать, это нужно делать обязательно. И если бы Александр Бречалов приехал в Удмуртию именно с такой программой – обеспечить выборность максимального количества должностей, провел бы настоящий, открытый конкурс на них – уверен, он обрел бы настоящую поддержку людей.
– Совсем скоро, в сентябре, состоятся выборы – и Главы Удмуртской Республики, и Госсовета УР. Победитель первых, хотим мы того или нет, уже известен. Каким, на ваш взгляд, будет расклад сил в республиканском парламенте?
– И сокращение числа депутатов, и изменение системы подсчета голосов – все это работает на упрочение монополии «Единой России». Намерения-то декларировались благие – сокращение расходов, повышение статуса депутата, но все мы знаем, куда ими выстлана дорога.
Что «Единая Россия» хотела, то она и получит. Максимум, на который могут рассчитывать другие партии: КПРФ – три-четыре мандата, ЛДПР – четыре-пять, «Справедливая Россия» может и вовсе ничего не получить.
Очень интересное сейчас движение по выборам в Сарапуле по партии «Родина». За счет этого, возможно, эта партия может добиться одного места в Госсовете.
Тем не менее, Госсовет был и остается самым важным органом, прежде всего потому, что является выборным. Он должен быть не клубом директоров крупных предприятий и главных врачей больниц республики, а народным представительством.
Если депутаты это поймут, то и работать будут эффективнее.

 






Партнеры