Удмуртское поле экспериментов: что ждет республику после выборов?

27 сентября 2017 в 09:14, просмотров: 1749

Для одних выборы – это возможность оказаться во власти или продлить свое политическое долголетие, для других – источник дохода, а для большинства – скучноватое (с некоторых пор) шоу с заранее известным финалом. И отказ от участия в нем для большинства так же естественен, как, например, поход в магазин, ценники в котором наглядно опровергают благодушные речи о рекордно низкой инфляции в стране.

Удмуртское поле экспериментов: что ждет республику после выборов?

И это отнюдь не проявление «политического нигилизма» или «усталости людей от политики», в чем нас периодически уверяют с экранов. Нет, главная причина рекордно низкой явки (а в Удмуртии она на минувших выборах не достигла и 35 процентов) прежде всего в отсутствии альтернативы. И правда, к чему терять в воскресенье лишний час, если фаворит точно выиграет? А если он, фаворит, чем-то не приглянулся, тем более ходить нечего, поскольку противостоят ему политические статисты. Не им же свой голос отдавать?!
Тем не менее, выбор сделан. И он по умолчанию считается нашим общим. Что же нас ждет в результате, как изменится жизнь после сентябрьских выборов главы Удмуртии и депутатов Госсовета?

Кто такой Бречалов?
Об Александре Волкове в республике знали все, о его сменщике Александре Соловьеве – даже больше, чем надо, включая и содержание медицинской карты. Александр Бречалов появился в республике полгода назад, но до сих пор в точности неизвестно, каких политических и житейских взглядов он придерживается, надолго ли планирует задержаться, а главное – что намерен делать.
Сознательно отказавшись от дебатов, будущий глава республики не оставил шанса узнать его поближе. Его программу, если таковая вообще существовала в реальности, видели единицы. Найдется ли среди 322 тысяч проголосовавших за Александра Бречалова хотя бы один, способный обрисовать, какие действия и в каком направлении собирается предпринять его кандидат?
Это элемент стиля Александра Бречалова – оставаться неузнанным. С апреля по конец сентября он напоминал гоголевского «ревизора», неожиданно объявившегося в республике и заставившего чиновников, перестраиваясь на новый лад, сильно вспотеть, а некоторых – оказаться не у дел. И вполне вероятно, что полностью отказываться от этой роли он не будет. Неслучайно же Александр Бречалов отказался возглавить правительство. Судя по всему, Удмуртия получила главу, который не будет указывать, какой и куда кирпич класть или асфальт насыпать. Для Александра Бречалова губернаторство не пик карьеры, а трамплин. Исходя из этого, наверняка он будет сильнее обеспокоен «засветкой» на федеральном уровне, нежели работой в регионе, куда станет наезжать с масштабными инспекциями.

Последствия варягов
Сейчас Александр Бречалов занят формированием правительства, в котором, судя по всему, найдется место двум (максимум – трем) выходцам из прежней команды. Прочие места, как прогнозируют многие наблюдатели, займут варяги, десант которых ожидается в ижевском аэропорту уже в ближайшее время.
Как знать, может, оно и к лучшему. Прежний состав кабинета министров был, мягко говоря, не самым сильным, а иных министров назначали, что называется, по дружбе. Но окажутся ли варяги способными осушить и почистить болото, сделав из него пруд, большой вопрос. Кто будет разбираться с проблемами, если есть возможность «креативить» и «учить работать».
Еще одним неизменным следствием пребывания в регионе варяжской дружины является смена собственников наиболее ликвидных активов. Этот процесс сопровождается появлением новых и перспективных бизнесов, основанных людьми, близкими членам этой дружины. Часто местные «элиты» губернаторам-варягам этого не прощают, но бывает и так, что мирятся со своим положением.
Скорее всего, Удмуртию ждет второй вариант, тем более что и делить-то в республике, по сути, нечего. Все самые жирные куски давно поделены. И шанс «команды Бречалова», если она хочет показать свою эффективность, в создании в республике новых бизнесов. Но хватит ли на это сил, а главное – времени, никто заранее не скажет.

Затянем пояса?
Прежнее руководство Удмуртии напоминало, наверное, каждому известных людей, берущих два новых кредита, чтобы отдать один. Упустив ситуацию (сознательно или нет – другой вопрос), долгов накопили, исчерпав дозволенный законом лимит. «Команде Бречалова» придется тяжко: во-первых, никакого пространства для финансового маневра ей не остается, во-вторых, чужие долги все равно придется отдавать. И делать это придется самостоятельно, на помощь Москвы рассчитывать не приходится. Так что бюджетополучателям в ближайшее время придется затянуть пояса покрепче: варяги будут считать каждую копейку и разгуляться с прежним размахом точно не дадут. Их шанс – вслед за шефом рано или поздно уйти на повышение, и они будут доказывать свою эффективность всеми возможными методами.
В случае бюджета Удмуртии это не так уж плохо – о том, как расходовались его средства, ходили легенды, подкрепленные очень интересными, но почему-то так и оставшимися без должного внимания отчетами Государственного контрольного комитета УР. Перетрясти бюджет, пожалуй, самый легкий способ добычи свободных бюджетных средств, и не воспользоваться им будет глупо. И в этом – веская причина возможного конфликта «команды Бречалова» с новым составом Госсовета. В интересах множества депутатов, так или иначе связанных с бюджетными деньгами, не сокращение, а увеличение отдельных статей, это с одной стороны. С другой – у депутатов вряд ли появится желание послушно идти во всем на поводу у правительства, пачками одобряя его решения.

Без опыта работы
Рядовым бюджетникам вряд ли стоит беспокоиться. Исполнение майских указов по-прежнему является священной обязанностью регионов. Как минимум до марта 2018 года они будут исполняться в полном объеме, несмотря ни на какие трудности.
Что же касается отраслей, то наверняка правительство умерит аппетиты дорожников, наверняка пересмотрит объемы капитальных вложений, не исключено, что меньше будут получать субсидий сельхозпроизводители. Сферу здравоохранения, скорее всего, ждет пересмотр итогов «оптимизации», но вряд ли масштабный, поскольку сокращение расходов – федеральный тренд. Куда сложнее представить, как изменится политика в сфере образования – никаких перспектив в этой области никем из новой команды управленцев не обозначено. Вероятно, отчасти будут пересмотрены статьи бюджета, посвященные культурной политике.
Прежде чем сокращать статьи расходов, «команде Бречалова» придется детально их проанализировать, устроив масштабную проверку всех расходов. Но кому придется ее проводить, непонятно: пока среди тех, кого назначил в правительство Удмуртии Александр Бречалов, людей с опытом бюджетного планирования в масштабах региона нет.
Впрочем, опыт – это точно не про команду Александра Бречалова. Он предпочитает опираться на людей, с которыми работал в Общественной палате РФ, – молодых, а потому в силу возраста еще и не имевших возможности набраться серьезного опыта. Для них Удмуртия станет экспериментальным полигоном по обкатке идей и техник, но кто заранее скажет, чем закончатся эти эксперименты…

Другое поколение
Большинство наблюдателей сходится на том, что руководство Александра Бречалова Удмуртией продлится не более одного срока полномочий, а быть может, и меньше. Он политик, претендующий не на региональный, а на федеральный масштаб работы. И от качества управленческих решений Бречалова во многом будет зависеть его дальнейшая карьера. В этом его, а значит, и региона шанс на экономический прорыв. Но будет ли он реализован, опять же, не возьмется предсказать никто, да и вряд ли за пять лет можно кардинально изменить ситуацию.
Как бы то ни было, Удмуртии предстоит какое-то время жить в режиме внешнего управления. И привыкать к стилю работы новой команды управленцев, смотрящих на вещи совсем иначе, чем большинство представителей республиканского «партхозактива». Людей совершенно другого поколения, отцов, дети которых теперь наверху и командуют.
Так что большой эксперимент нас ждет. Интересный. С заранее непредсказуемым результатом.






Партнеры