Спасатели выехали на обрушение козырька подъезда, а приехали на обрушение дома

32-летний спасатель ГУ УР «Поисково-спасательной службы УР» Владислав Никонов 9 ноября встретил на дежурстве.  В 16:44 диспетчер части принял вызов, рассказывает Владислав, и уже через минуту бригада выехала на место происшествия.  Однако  из-за пробок прибыть на место спасатели смогли только через 17 минут. «Машина ехала по газонам, чтобы как можно быстрее прибыть по указанному адресу. Как назло, обрушение произошло на одном из самых оживленных перекрестков города,» - делится мужчина. 

Спасатели выехали на обрушение козырька подъезда, а приехали на обрушение дома
фото Сергей Грачев

Напомним, 9 ноября в Ижевске обрушился угловой подъезд девятиэтажного жилого дома. Погибли семь человек, пострадали трое. Причиной трагедии стал взрыв бытового газа в одной из квартир на третьем этаже. По мнению следователей, жилец этой квартиры Александр К. специально отсоединил шланг газовой плиты от сети газораспределения, что и привело к трагедии.

фото из личного архива

- Владислав, на место аварии вы прибыли одними из первых? 
- Да. Диспетчер дежурной части сообщила о вызове – обрушение козырька подъезда с пострадавшими. Но когда мы ехали на место происшествия, по рации я слышал переговоры других служб, которые уже прибыли  на Удмуртскую, 261. Стало понятно, что дело намного серьезнее.  По прибытию сразу же был организован штаб. Старший смены обозначил первоначальную задачу – поиск пострадавших в уцелевших подъездах.  А затем приступили к поисково-спасательным работам на самом завале. 
- С какими сложностями столкнулись? 
-  Над нами нависали плиты, которые могли в любой момент рухнуть вниз. Тем не менее, мы обнаружили небольшой лаз в развалинах и проникли в него.  Первую нашли женщину, которая, к сожалению, скончалась в больнице. Потом был найден мужчина, его сильно завалило, и пульс уже не прощупывался. Повторюсь, долго находится в лазе было не безопасно, поэтому нас попросили срочно выбираться оттуда. Работали всю ночь. Утром работы пришлось приостановить. Далее разбор продолжился  со спецтехникой – подключили грузоподъемные краны с альпснаряжением и автолюлькой. Срезали плиты. 
Два раза объявлялся час тишины, заглушалась вся техника, всё движение было приостановлено, пользование рациями сведено до минимума. Так кинологи с собаками пытались обнаружить людей. Хорошо сработала казанская собака, точно показала место с погибшим человеком. 
- Сколько человек работало в вашей бригаде? 
- На место ЧП выехало два человека, потом приехал еще один наш отряд. Через пару часов  был поднят весь личный состав двух отрядов. В общей сложности каждый из нас отработал в ту смену 33 часа. Начиная с 9 ноября до извлечения последнего погибшего в 23:15 10 ноября. Каждые полтора часа по очереди для нас объявляли перерыв. В это время мы ходили питаться, греться и отдыхать. Первый ужин организовали в 83 школе, завтрак в 86 гимназии. 
- Вам удалось вытащить из-под завалов и уцелевших? 
- Да, спасли одну женщину. Она оказалась единственной, кто уцелел именно с этого стояка. Еще двое пострадавших с этого же подъезда просто чудом выжили при взрыве: мальчик, который пошел в ванную и благодаря этому остался жив. Его вытащил сосед.  Отец мальчика находился в зале – погиб. Еще один жилец находился в другой комнате, взрывная волна его не задела. 

фото из личного архива

- Как прохожие реагировали на случившееся? 
- По началу, у всех кто проезжал или проходил рядом  был шок. Собралось толпа. Одно дело смотреть на это по телевизору, и совершенно по-другому воспринимается, когда трагедия случается в твоем городе. Возможно, на соседней улице или в соседнем доме.  В первые минуты после обрушения некоторые прохожие пытались самостоятельно забраться на завалы,  многие хотели помочь. Но это было очень опасно! Естественно, по прибытию оперативных служб все гражданские лица были выведены за периметр. Все место происшествия огородили спецтехникой, чтобы не было несанкционированных проходов, и расставили палатки. 
Хочу отметить организованную работу штаба и поблагодарить волонтеров. Очень хорошо сработали волонтеры группы «ИГГС». Они быстро организовали питание - горячую выпечку, чай и кофе.  Ижевчане приносили домашнюю еду, воду, кто-то приносил продукты питания в школы, которые нас кормили. На самом деле, никто не остался равнодушном. Все старались помочь. 
- Вам было страшно? 
- Когда мы прибыли по указанному адресу было не до страха. Надо было действовать. От этого зависела жизнь других людей. Самое страшное осознание пришло потом - если бы это случилось на два часа позже, жертв было бы в разы больше. Когда мы только ехали на вызов, мы не думали что дело на столько серьезно. Помню, мой напарник вышел из машины и спросил: и что теперь делать? Я ответил: работать! И мы работали до последнего. 
- Владислав, в соцсетях многие говорят, что на самом деле жертв было намного больше, но власти, дабы избежать панику, скрывают эти цифры.
- Всего обрушилось 9 квартир, в которых проживало 22 человека. О каких еще жертвах говорят, я не понимаю. Семь человек погибло,  куда уж больше? Я читал комментарии в соцсетях, пишут и о 100, и о 200 погибших. Это смешно. Случилась настоящая трагедия, не понимаю людей, которые выдумывают такие цифры. 

фото из личного архива

- Почему выбрали именно эту нелегкую профессию?
- Я работал спасателем по контракту в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» в Подмосковье. После чего год отработал в спасательной охране г. Можги.  А затем перевелся в поисково-спасательную службу Ижевска. Работа нравится. 
- Какие случаи за 5 лет работы вам запомнились больше всего? 
- В основном приходится работать на ДТП, раньше запоминал всё: где, когда, произошла авария, кто пострадал, какая фамилия. А потом началась «текучка». В конечном итоге, если принимать все близко к сердцу, то можно очень быстро замкнуться в себе. Эмоции – это не позволительная роскошь в нашей профессии. Единственное, что невозможно забыть – это смерть детей. О таких случаях я помню очень долго. 
- Как ваша семья относится к вашему выбору?  
-  Нормально. (Улыбается). Конечно, исходя из последних событий, многие родственники были напуганы и переживали за меня. Многие звонили, но трубку брать было некогда. Вечером 9 ноября, супруга постоянно звонила, но ответить я ей смог только через часа четыре. Как она говорит: «дурная у нас работа». (Смеется). 

фото из личного архива

- Мы знаем, что спасатель – это не единственная ваша профессия. Вы также являетесь массажистом? 
- Массаж – это увлечение. Все начиналось в далеком 2007 году, тогда это было моим хобби. Сейчас оно переросло в работу. 
- Как вы отдыхаете? 
- Для меня лучший отдых – это поход. На природе я отдыхаю и душой и телом. Это такая эмоциональная разрядка.  В основном совершаю походы в национальный парк Тогонай на южном Урале, сплавляюсь по рекам Койва, Чусовая. Конечно, в них тоже устаешь, но это приятная усталость. 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: 33 часа на месте взрыва

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру