В Удмуртии определены победители Национальной премии имени Эрика Батуева

Лауреатами премии в этом году стали журналист ГТРК «Удмуртия» Владимир Михайлов, журналист газеты «Удмурт дунне» Мария Векшина, а также Александр Бикузин – журналист, редактор сайта, телеведущий ТРК «Моя Удмуртия» и автор нескольких удмуртских проектов в соцсетях.
Премия журналиста, поэта и прозаика Эрика Батуева (Валерия Николаевича Батуева) учреждена в 2011 году с целью продвижения удмуртской национальной журналистики.
Церемония вручения премии пройдет в январе и будет приурочена к Дню прессы.

В Удмуртии определены победители Национальной премии имени Эрика Батуева

– Как бы вы охарактеризовали состояние удмуртской журналистики? Каковы положительные и отрицательные тенденции?

Владимир Михайлов:

Несколько лет назад было сокращение, теперь чувствуется нехватка журналистов. В связи с этим в удмуртских новостях часто приходится давать запись телефонных разговоров, что снижает качество передач. Наши сюжеты готовят два-три человека, а в Москве над сюжетами работают команды по десять человек. Но в целом удмуртская журналистика держится на хорошем уровне, в частности высоко оцениваю газету «Удмурт дунне».

Александр Бикузин: Я не слежу за развитием всей удмуртской журналистики, поэтому не могу сказать про тиражи или другие тенденции. Судя по истерии некоторых СМИ, читателей все меньше. Это везде и у всех так. Телезрителей тоже меньше. Слушающих радио «Моя Удмуртия» много, так как большой охват вещания.


Мария Векшина: Удмуртская журналистика существует почти во всех проявлениях: детская, молодежная, общественно-политическая, методическая, Интернет, телевидение, радиовещание. Но встает вопрос: как она развивается? Многие издания стоят на месте, будто не замечая стремительного развития и изменения системы СМИ в целом. Большинству удмуртских изданий нужно комплексное оздоровление, нужно взять курс на реформы, это касается как изменения контента, так и использования новых технологий. Кроме того, проблема в потребителях. По республике в целом снизился читательский интерес. Почтальоны в подписной кампании участвуют пассивно, население среднего возраста подписывается неактивно. Подписную кампанию следует вести сообща с представителями власти, так скажем, партийно. Что касается телевидения… Например, телеканал «Моя Удмуртия» доступен не в каждом населенном пункте.
– В чем особенность удмуртских СМИ по сравнению с другими СМИ Удмуртии?
Мария Векшина: К сожалению, удмуртские СМИ не так широко представлены в Интернете. Не каждое издание имеет возможность завести качественный, красивый сайт, а надо бы… Радостно, что есть удмуртское интернет-издание – я про удмуртскую версию ИА «Удмуртия». Но, с другой стороны, встает вопрос: каким новоязом пишутся материалы? Русско-удмуртским? Даже мы, тесно связанные с языком, не всегда понимаем, о чем идет речь, а что делать обычным, рядовым читателям?
Удмуртские СМИ, кроме издания газеты, активно ведут и общественную деятельность. Например, редакция газеты «Удмурт дунне» участвует в различных акциях, постоянно проводит встречи с читателями. У газеты также имеются и тематические номера: литературный «Ингож», молодежный «Дарт», практический «Берекет» и проудмуртский «Герд» – газета организации «Удмурт кенеш». Таким образом, издание «Удмурт дунне» охватывает почти все сферы.
– Каких жанров не хватает в удмуртских СМИ?
Мария Векшина: Хочется побольше публицистики, аналитики и расследований. На страницах газеты «Удмурт дунне» они имеются, но надо больше.
Владимир Михайлов: Не хватает аналитических, политических, экономических программ. В основном тематика крутится вокруг культуры и искусства. Движемся по канве фестивалей, юбилеев. Сейчас проще делать программы на русском языке, а на удмуртском – нехватка времени и спикеров. 10 – 20 лет назад были передачи для разных целевых групп, и пока, скорее всего, возврата не будет.
Александр Бикузин: В удмуртских СМИ не хватает сатиры, «Шӧ?кыч» (сатирическая рубрика в газете «Удмурт дунне». – Прим. ред.) уже не тот. В Интернете конь не валялся. Даже банальной кавээнщины нет. Ни пародий, ни юморесок, ни стендапов. Я об этом уже четыре года думаю. Но нет денег, компаньонов и времени.
– Что мешает развитию удмуртских СМИ? Что нужно сделать, чтобы они развивались?
Мария Векшина: Все зависит от человека. Будет руководитель-стратег, будет команда – будет и развитие СМИ.
Владимир Михайлов: У нас на ГТРК хорошая техническая оснащенность, но маловато эфирного времени, и выпускаемые ежегодно кадры, соответственно, не востребованы.
Александр Бикузин: Нужно хорошее финансирование, иначе профи не заинтересуешь. А кадры есть.
– В чем значимость премии Эрика Батуева? Как она помогает развитию удмуртской журналистики?
Мария Векшина: Эрик Батуев – личность легендарная не только в удмуртской журналистике, но и в российской. Когда читаешь его материалы (военные, гражданские), иногда дрожь по телу проходит. Образность, детальность! Учреждение премии организацией «Удмурт кенеш» в честь его имени очень значима, а удостоиться ее – большая честь. Думаю, следует больше писать про Эрика Батуева, про премию, чтобы о ней узнало больше людей, тем самым увеличится и конкуренция и еще больше возрастет престиж премии, хотя среди удмуртских журналистов престиж премии на должном уровне.
Владимир Михайлов: Это престижная премия, и непросто стать ее лауреатом. В начале премия была только для удмуртских журналистов, а сейчас есть номинация и для русскоязычных. Поднятие престижа премии будет способствовать увеличению интереса к удмуртской тематике.
Александр Бикузин: Батуевых ныне нет. Мне кажется, он бы смеялся сейчас над всеми нами.
– Каково будущее удмуртоязычных СМИ?
Мария Векшина:
Будущее – качественный контент и освоение интернет-пространства. Думаю, что возникнут молодежные интернет-сайты. Вообще, у меня мечта – создать молодежный ресурс, где будут публиковаться молодые авторы: писатели, журналисты, дизайнеры, художники, мультипликаторы и т.д. Такой я вижу будущее газеты «Дарт». В данный момент эта молодежная газета уже консолидирует удмуртскую творческую молодежь. Это говорит о значимом месте данной газеты в системе удмуртских СМИ. К тому же, несмотря на то, что команда у нас малочисленная, мы постоянно развиваемся. Уже второй номер вышел с функцией дополненной реальности. В Удмуртии пока еще ни одно издание не использовало эту технологию.
Владимир Михайлов: Очень много говорят о возможном объединении СМИ Удмуртии, и потому сейчас сложно строить прогнозы.

Справка
Эрик Батуев (настоящее имя Валерий Николаевич Батуев) – удмуртский поэт, писатель, журналист. Первые его материалы были опубликованы в удмуртских республиканских газетах. После окончания учебы на журфаке МГУ и аспирантуры несколько лет работал в военном отделе «Московского комсомольца». Активно сотрудничал с газетами «Аргументы и факты», «Время МН», работал в отделе политики «Московских новостей». Неоднократно бывал в Чечне, Палестине, Курдистане, Афганистане, Косово… Его коньком были репортажи из горячих точек. Понимая судьбы малых народов, в том числе и народов Северного Кавказа, в своих материалах он пытался призвать к толерантности, неприкосновенности обычаев в многонациональной стране. Валерий Батуев был жестоко убит в 31 марта 2002 году в Москве в своей квартире при подготовке очередного материала.

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2018

Заголовок в газете: «Батуевых ныне нет, он бы смеялся сейчас над всеми нами»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру