Кнут или пряник: визит полпреда в Удмуртию

30.01.2018 в 12:17, просмотров: 1451

Того, что последний вояж полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича по регионам был приурочен к предстоящим выборам, особенно никто и не скрывал. И начал его полпред на достаточно позитивной ноте, представ перед одной из самых сложных аудиторий – перед студентами – в роли отзывчивого и позитивного федерального чиновника, умного и острого, а не талдычащего партийные мантры из брошюр «Единой России».

Кнут или пряник: визит полпреда в Удмуртию
фото Эдуард Карипов

Сложная аудитория
Деятельности властей Пермского края, общаясь со студентами, полпред не касался, никаких оценок, во всяком случае публично, не давал. Об этом наверняка были информированы заинтересованные лица в Ижевске, ожидавшие полпреда, желавшего обсудить с чиновниками разнообразные строительно-жилищно-коммунальные вопросы, в том числе и довольно острые, как, например, реализация программы переселения из аварийного жилья. Однако ничто серьезного разбора полетов не предвещало, благо и программа худо-бедно выполнена, и больших коммунальных аварий вторую зиму не случается.
Но только, как писал один поэт, вышло по-другому. Если в соседней Перми Михаил Бабич применял систему пряника, то на долю Удмуртии пришлась система кнута. Выслушав обязательные по такому случаю доклады об успехах и неуклонном росте показателей, полпред неожиданно обрушился на руководство Удмуртии, предъявив ряд серьезных претензий команде Александра Бречалова, работающей в регионе только 10 месяцев.

Три проблемы
Одна из проблем, обозначенных полпредом, – в Удмуртии не реализуется программа «Жилье для российской семьи»: «Эта проблема имеет накопленный характер, – заявил Михаил Бабич. – Ни одного квадратного метра жилья из 60 тысяч не введено». Отсылки республиканских чиновников на то, что в регионе и так хватает жилищных программ, не действовали: программа «Жилье для молодых семей» инициирована не кем-нибудь, а президентом и должна выполняться, несмотря ни на что.
Другая претензия касалась наделения земельными участками многодетных семей. Тут полпред позволил себе довольно резкий тон, назвав ситуацию «не поддающейся разумному осмыслению». Он заявил, что из 20 тысяч многодетных семей встало, согласно официальным данным, только 5830 (20%), а такого не бывает, обычно этот процент близок к ста: «Это необъяснимо. Получили земельные участки 46 процентов от поставленных на учет. Если посчитать, что 20 тысяч многодетных, то земельные участки получили из 20 тысяч только 10 процентов», – возмущался Бабич.
И, наконец, третьим ударом стало упоминание полпредом детей-сирот, оставшихся без жилья. Таковых в республике 3700 человек, 2700 из них уже достигли совершеннолетия, но жилье предоставлено только 186 нуждающимся – это 7,5%.
Крыть Александру Бречалову формально было нечем. За прошедшие 10 месяцев он решением перечисленных проблем если и озаботился, то очень скоро их заслонили более насущные, на взгляд главы, вопросы. Глава республики вынужден был признать правоту полпреда: «Людей не интересует, какой у нас долг и какой дефицит. Это наша обязанность – и мы должны ее выполнять. Это касается и детей-сирот, и предоставления участков для многодетных семей. Мы провели в этом направлении большую работу и инвентаризацию», – заявил Александр Бречалов.
 
Отличный ход
Даже если бы Александр Бречалов и очень хотел, продвинуться в решении трех обозначенных Михаилом Бабичем проблем не смог бы. Но он и не захотел этого сделать. Претензии полпреда касались не общей ситуации, доставшейся главе Удмуртии в наследство от предшественника, а увлеченности Александра Бречалова другими вопросами. Полпред в достаточно жесткой форме попытался скорректировать курс, взятый Александром Бречаловым, демонстрируя, что, несмотря на все разговоры: то об уходе самого Бабича на другую должность, то о расформировании полпредств, – определять, что важно, а что второстепенно, будет он, полпред.
И так будет по крайней мере до 18 марта 2018 года – дня выборов президента России с предсказуемым финалом. Но в этом матче счет игры куда важнее самого итогового результата. Если он будет низким, спрашивать будут не с Александра Бречалова, который в регионе и года не проработал, а с полпреда, не сумевшего заставить главу региона заняться решением острых социальных проблем. Случись разбор полетов, и у полпреда будет что сказать: на наиболее острые проблемы он указывал, и не его вина, что в регионе не прислушались.
Отличный – без шуток! – политический ход сделал полпред. Вернул несколько увлекшуюся разнообразными проектами «команду Бречалова» с небес на землю. Сдвинул с места (если Александр Бречалов прислушается) решение давних проблем. Наконец, прикрыл спину на случай большого спроса в кабинетах, но уже не нижегородского, а московского Кремля.
 
Гражданин потерпевший
Можно не сомневаться, что полпреда руководство Удмуртии поняло правильно, поэтому единственным пострадавшим от приезда Михаила Бабича можно считать многострадального главу Ижевска Юрия Тюрина. Прибывший вместе с полпредом замминистра строительства РФ Никита Стасишин возмутился отсутствием муниципальных правовых актов об устойчивом комплексном развитии территорий: «Это тот потенциал, который позволит строить доступное жилье. Не нужно тянуть километры инженерных инфраструктур. Не нужно на дорожную сеть перекладывать и строить магистрали. Это то, что нужно сделать внутри города, и поменять облик города, потому что, действительно, это важно», – объяснял заместитель федерального министра.
У присутствовавшего в зале ижевского градоначальника Михаил Бабич хотел выяснить причины отсутствия правовых актов. Молчание Юрия Тюрина он назвал «многозначительным ответом».
К двойкам – то за плохую уборку снега, то за «Сказбург» и Центральную площадь, а теперь вот за отсутствие актов – Юрию Тюрину не привыкать. Но теперь-то не глава «неуд» ставит, а полпред. Да к тому же первый заместитель главы администрации Ижевска Ильдар Бикбулатов взял да и написал заявление об отставке, которое тут же пришлось удовлетворить, а его умение очень вовремя покидать насиженное место уже стало притчей во языцех.
Окончательно все расставят по местам предстоящие 8 февраля публичные слушания, на которых, можно биться об заклад, народом будут одобрены поправки в Устав города, которые в случае принятия дадут возможность назначать главу столицы по результатам конкурса и не только из узкого круга депутатов гордумы.
Если работа Юрия Тюрина главу республики удовлетворяет и он хочет оставить его на этой должности, для чего в почти экстренном порядке принимать поправки в устав? Инициаторы этих изменений заметно торопятся, и эта спешка означает, что кадровые решения могут быть приняты сразу же после того, как поправки в столичный устав обретут законную силу.
Случиться это может уже совсем скоро. Но, станет ли в городе лучше от того, что на место одного ставленника придет другой, большой вопрос. Не факт, что у «команды Бречалова» хватит сил удержать хоть и с жутким скрипом, с чудовищно низким КПД, но все-таки работающий механизм столичного хозяйства.




Партнеры