Марат Гатин родился и вырос в Ижевске. Его родители приехали в столицу Удмуртии из соседнего Татарстана еще в начале 60-х годов. В семье Гатиных было трое детей: старший сын Марат и две дочери - Гуля и Резеда. Все трое окончили школу с золотыми медалями.
Жизненный путь Марата Гатина был полон самых разных интересных событий, встреч и удивительных поворотов судьбы. Один из таких «крутых» поворотов произошел весной 2014 года, когда Марата Гатина назначили директором Ижевского ипподрома. Впрочем, об этом вы можете узнать из разговора, который состоялся в редакции газеты «Московский комсомолец в Ижевске».
Инженер-ракетчик, проводник и политтехнолог
- Марат Фаязович, скажите, кто вы по специальности: ветеринар, управленец или инженер?
- Сразу после школы я поступил в Ижевский механический институт на машиностроительный факультет, учился по специальности «Конструирование и производство летательных аппаратов». После первого курса меня призвали в армию, служил в Польше командиром танка. Через два года вернулся в Ижевск и продолжил учебу в вузе. После окончания института меня пригласили работать в Уральское отделение Российской академии наук, где было создано совершенно новое российско-латвийское предприятие «Биэко». Оно занималось разработкой и производством биологических очистных сооружений. Два года руководил этим предприятием. К сожалению, эти технологии, достаточно дорогостоящие в силу своей инновационности, оказались невостребованными.
После этого работал на железной дороге. Меня сразу взяли начальником поезда Ижевск – Москва. В то время моя жизнь была на колесах: три дня в поезде, два дня дома. А через полгода моя карьера пошла в гору, и вскоре меня назначили главным инженером Ижевской дирекции по обслуживанию пассажиров. То есть на мне было все пассажирское хозяйство, начиная с Красноуфимска Свердловской области и заканчивая Кильмезем, Сарапулом, Кизнером. В моем ведении были все вокзалы, я занимался содержанием и ремонтом зданий, строительством объектов пассажирского хозяйства Ижевского отделения Горьковской железной дороги.
- Наверное, годы работы на железной дороге многому вас научили...
- Конечно, работая на железной дороге, я приобрел большой управленческий опыт как в строительной деятельности, так и в умении управлять большим коллективом - порядка 2000 человек. Это были сложные 90-е годы, когда в стране происходил переход к рыночной экономике. Было много проблем, связанных с финансированием отрасли, поэтому через несколько лет я ушел в «свободное плавание». Позже работал в коммерческих структурах, причем в основном они были связаны со строительством и проектированием. Одновременно с 1998 года участвовал в проведении избирательных кампаний: работал политтехнологом, руководителем избирательных штабов. В марте 2014 года мне предложили возглавить бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Государственная заводская конюшня «Удмуртская» с ипподромом». Я согласился. В ходе встреч и собеседований стало понятно, что нашему ипподрому уделяется пристальное внимание со стороны руководства Удмуртии. Задача поставлена серьезная – комплексное современное развитие территориального комплекса Ижевского ипподрома. И с 30 мая я приступил к работе.
Ставка – на развитие
- Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ипподром сегодня?
- Ижевский ипподром существует уже 65 лет. Он имеет богатую историю и традиции. Площадь ипподрома составляет почти 17 гектаров. Второй участок – 10 гектаров – это лесопарковая зона, которая пока никак не освоена. На территории ипподрома находятся 5 отделений действующей конюшни. В них содержатся 57 лошадей частных коневладельцев и 51 жеребец-производитель, которые находятся в собственности республики. По заявкам мы направляем их в хозяйства, которые занимаются коневодством. Кроме того, мы проводим конные скачки, в которых участвуют животные из нескольких хозяйств. И наша задача – создать необходимые условия для того, чтобы животные находились в отличной форме. Наши сотрудники добросовестно ухаживают за ними: кормят их, лечат, ставят прививки.
- Каковы перспективы развития Ижевского ипподрома?
- Конечно, ипподром нуждается в реконструкции и дальнейшем развитии. Хотел бы заметить, что ипподромный круг, спортивная зона, беговые дорожки, конкурное поле, трибуны для зрителей находятся в хорошем состоянии. Они были отремонтированы в рамках подготовки ко Всероссийскому Сабантую. В лесопарковой зоне мы планируем создать современный центр активного отдыха на природе, который должен быть максимально связан с лошадьми. Нам бы хотелось, чтобы сюда приходили целыми семьями – дети, родители, бабушки и дедушки.
Конечно, требует особого внимания производственная зона: конюшни, конно-спортивный манеж. В последнее время манеж находился в аварийном состоянии. А 1 июля мы были вынуждены его закрыть. Поэтому летом занятия будут организованы на открытом воздухе.
Необходимо создать новую зону карантина - это место, где лошадь находится под наблюдением ветеринара при поступлении на ипподром.
Безусловно, необходимо развивать сферу услуг, необходимо привести в нормальное состояние комплекс имеющихся зданий и сооружений, развивать конные виды спорта, проводить спортивные, зрелищные и массовые мероприятия. У ипподрома хороший потенциал для развития, удобное расположение, транспортная доступность. При создании достойных условий для занятий любительской верховой ездой, профессиональным конным спортом наш ипподром, безусловно, займет достойное место среди подобных объектов не только в Удмуртии, но и в России. Уверен, что со временем Ижевский ипподром станет современным конно-спортивным комплексом с необходимой инфраструктурой и будет обладать всеми возможностями для проведения соревнований различного уровня – от клубных до региональных.
Не до отпуска
- Вы сами умеете кататься на лошади?
- Легко, несмотря на то что я не занимался конным спортом. Просто у моих родителей в хозяйстве всегда была лошадь, поэтому я умею ухаживать за этими животными и держаться в седле.
- Как отнеслась ваша семья к новому назначению?
- Моя семья всегда поддерживает меня. У нас с женой уже взрослые сын и дочь. И даже есть внучка, которой недавно исполнился год. Кстати, мой 16-летний сын часто приходит ко мне на ипподром, работает. И даже в свой день рождения, который был на прошлой неделе, он приехал на ипподром и помогал наводить порядок: белил и красил.
- Вы любите путешествовать?
- Да, мне нравится путешествовать, но больше всего меня привлекает не заграница, а наша страна. У нас столько замечательных мест! Например, вместе с семьей мы объехали все побережье Черного моря – от Сухуми до Анапы, были в горах Западного и Северного Кавказа, на Эльбрусе. В прошлом году, работая в Якутии, познакомился с этим удивительно красивым краем. Но, конечно, не каждый год удается вырваться в отпуск. В этом году точно – много работы!
- Какой у вас девиз в жизни?
- «Алга!» - что в переводе с татарского на русский язык означает «Вперед!». Можно уходить чуть влево или вправо, идти на компромиссы, но нельзя сбиваться с основного курса. В настоящее время я поставил перед собой задачу: «Ижевский ипподром» будет звучать гордо!»
Справка МК:
История Ижевского ипподрома насчитывает 65 лет, а Государственная заводская конюшня имеет еще более солидный возраст - более 70 лет. Она была создана в 1927 году для проведения селекционно-племенной работы по улучшению качества конского поголовья в хозяйствах. А уже после войны для организации постоянных испытаний племенных лошадей в Ижевске был открыт ипподром, который комплектовался лошадьми племенных ферм Удмуртии и конных заводов России. Работники ипподрома выявляли самых лучших рысистых лошадей, поступивших с конных заводов на испытания, и использовали их в племенных целях.