МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ижевск

Как из обычной школы сделать одно из самых успешных учебных заведений страны

Корреспондент "МК в Ижевске" узнала о стратегии школьного образования

В этом году в список 500 лучших школ страны вошли шесть образовательных организаций из Ижевска. В их числе – Гуманитарно-юридический лицей № 86. Уже 20 лет его возглавляет почетный работник общего образования, заслуженный работник народного образования УР, народный учитель УР Надежда Анатольевна Заварзина. Накануне своего юбилея, который она отметит в начале декабря, Надежда Анатольевна встретилась с корреспондентом «МК» в Ижевске» и рассказала о трудностях и радостях руководителя одного из самых успешных учебных заведений страны.

фото из архива

2015-й год для Надежды Анатольевны Заварзиной стал поистине юбилейным. Во-первых, она отметила 20-летие своей работы на посту директора гуманитарно-юридического лицея № 86. Во-вторых, идет 40-й год ее педагогической деятельности. А в-третьих, в этом году, в начале декабря, она отмечает свой юбилей. Если оглянуться назад и подвести некоторые итоги, то можно смело сказать, что сбылось все, о чем мечтала в юности молодая Надежда Заварзина. У нее есть любимая работа, крепкая семья и большой дружный коллектив, состоящий из полутора тысяч учеников и 86 учителей.

Надежда Анатольевна признается, что с первого класса мечтала стать учителем, поэтому сразу после окончания школы поступила в Можгинское педучилище на отделение пионервожатых и учителей начальных классов.

– Здесь я прошла хорошую школу жизни: научилась писать сценарии, сочинять стихи, петь, танцевать, организовывать крупные мероприятия. Но главное, научилась лицейскому братству, которое пыталась потом создавать во всех классах и школах, где работала. У нас был замечательный коллектив единомышленников, у которых были одни и те же идеалы, которые хотели изменить жизнь к лучшему.

Окончив с отличием педучилище, в 1976 году Надежда Анатольевна поступила на филфак Удмуртского государственного университета. У нее была возможность учиться на дневном отделении, однако она твердо решила начать самостоятельную жизнь, поэтому пошла работать в школу № 60. В течение шести лет девушка успешно совмещала учебу в вузе, работу в школе и семейные хлопоты.

– Конечно, нам, молодым учителям, приходилось нелегко. Иногда мы чувствовали, как на нас «давят» стажисты. Но я благодарна педагогам школы № 60, которые многому научили нас, особенно Сосниной Людмиле Павловне. У меня был замечательный первый класс – юные гимнасты. Мы жили с ними как одна семья. Они выдавали меня замуж, встречали из роддома и, став уже старшеклассниками, все равно прибегали ко мне на переменах. Прошло уже почти сорок лет, но мы до сих пор встречаемся с этими ребятами.

Через пять лет работы в школе Надежда Анатольевна решила круто изменить свою жизнь и стала секретарем комитета комсомола инструментального производства «Ижмаша». По долгу службы ей приходилось часто общаться с молодыми рабочими, которые трудились на производстве. «Я увидела ошибки школьных учителей, которые проявились в их учениках уже после школы. Эти ребята не хотели ни работать, ни учиться. И тогда поняла, какая ответственность лежит на школе», – делится Надежда Анатольевна.

Стратег

В 1991 году в Ижевске, по улице Холмогорова, открылась новая школа № 86. Ее первым директором был Валерий Александрович Шляфер, мудрый и опытный педагог. Ему удалось создать прекрасную команду учителей, которые были влюблены в детей и в свою работу. Это были настоящие энтузиасты, готовые работать в школе от зари до зари, хотя зарплата в те годы была совсем небольшая.

Через три года школа № 86 получила статус гуманитарно-юридического лицея, а спустя еще год Надежде Анатольевне предложили стать директором, поскольку Валерий Александрович получил перевод в городское управление образования. Она признается, что первое время старалась работать так, чтобы не получилось хуже, чем у Шляфера. В 1997 году они успешно прошли первую аккредитацию как учреждение повышенного уровня, но в лицей тогда еще не все верили. Вот тогда-то у Надежды Анатольевны появился план развития учебного учреждения:

– Если у меня до основания все рушится, я могу сесть на пепелище и выстроить стратегию на много лет вперед. У меня в школе была кличка Дом советов, потому что хорошо училась. В педучилище меня называли Стратег, а в университете – Сусанин, потому что умела выводить неведомыми тропами туда, куда надо. И когда стала директором, получила прозвище Заваруха и выстроила стратегию развития лицея на двадцать лет вперед. Сейчас могу сказать, что все, что было намечено, получилось.

«Быть рядом и немного впереди»

Конечно, в 86-м лицее, как и в обычной школе, есть немало проблем. Ведь здесь учатся дети с разной мотивацией на учебу. Бывает, что некоторые ребята не справляются с заданием или плохо ведут себя. Тогда Надежда Анатольевна вызывает такого нерадивого ученика к себе на беседу:

– Когда кто-то поступает плохо, я стараюсь «пробить» этого человека морально так, чтобы он услышал и понял. Я всегда говорила и говорю: «Надо лечить в себе гордыню. Гордыня заканчивается либо под забором, либо за забором». То есть либо под забором спиваются, либо оказываются за забором, так как совершают правонарушения. А еще у нас когда-то была такая пословица: «Ошибки врачей лежат в земле, ошибки учителей ходят по земле». Я бы не хотела, чтобы мои ученики были такими ошибками.

Директор лицея откровенно признается: несмотря на свою строгость и требовательность, она стремится сохранить доверие ребят:

– Они могут мне рассказать что-то очень важное про себя, почти интимное. И это стараюсь сохранить в тайне и никому не рассказываю. Очень много раз ребята советовались со мной, как поступить в жизни: куда пойти учиться, выходить ли замуж. Я чувствую ответственность за жизнь каждого ученика. Живу по принципу: «Быть рядом и немного впереди».

И ученики отвечают ей своей любовью. Уже закончив школу и став взрослыми, они приходят, звонят, пишут.

– В сентябре к нам приезжал выпускник 1998 года Леонид Климов. Он окончил школу с золотой медалью. Потом учился в трех вузах: в Ижевске, Москве и за границей. Сейчас живет в Лондоне. Рассказывает: «Подходил к школе – вроде бы те же самые кирпичики, а внутри все изменилось». Вообще, выпуск 1998 года для меня как для учителя русского языка и литературы был особенным. Я общалась с этими ребятами как со взрослыми людьми, на равных. Уроки литературы превращались у нас в настоящие диспуты, где ребята с пеной у рта доказывали свое мнение. Мы с ними ездили на могилу Марины Цветаевой, читали там стихи и пели песни под гитару. Мы ходили на заседания Верховного суда Удмуртии, поскольку это был класс будущих юристов. Мы были на экскурсиях в детских колониях, где они видели своих сверстников, переступивших закон, – вспоминает Надежда Анатольевна.

Бывшие выпускники не только приходят в родной лицей, чтобы повидаться с учителями, но и приводят сюда своих детей в первый класс.

– Когда прихожу на родительские собрания, вижу много знакомых глаз наших бывших учеников. Значит, мы не зря работаем, ведь наши выпускники доверяют нам самое дорогое, что у них есть, – своих детей.

Успехи и достижения

Гуманитарно-юридический лицей № 86 неоднократно признавался одним из самых лучших учебных заведений Удмуртии и России. В 2007 году лицей стал победителем приоритетного национального проекта «Образование» и получил миллион рублей на развитие информационных технологий. В 2012 году был внесен в Реестр ведущих образовательных учреждений России. В 2013/2014 и в 2014/2015 учебных годах лицей вошел в топ «500 лучших школ России».

Ежегодно ученики гуманитарно-юридического лицея № 86 успешно выступают на всероссийских, республиканских и городских предметных олимпиадах, участвуют в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Выпускники показывают высокое качество знаний во время проведения ЕГЭ и поступают в самые престижные вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах.

По словам Надежды Анатольевны Заварзиной, все успехи и достижения – это результат совместной работы педагогов, учителей и учеников:

– Честно скажу, что в День знаний и на празднике Последнего звонка я свои выступления начинаю с низкого поклона родителям. Без них мы не смогли бы добиться того, что имеем сейчас. Именно благодаря родителям наш лицей с каждым годом становится лучше и краше, а наши дети добиваются прекрасных результатов на всероссийских, республиканских и городских олимпиадах, конкурсах и фестивалях.

Она признается, что у нее всегда было желание жить с коллективом школы как одна семья. Вместе делить успехи и радости, огорчения и неудачи. Наверное, поэтому в школе много традиций и праздников, которые отмечает большая лицейская семья. Например, каждое утро директор или его заместители встречают учеников у входа.

– Мы здороваемся с ребятами, создаем хорошее настроение на весь день. Одна моя приятельница как-то сказала мне: «Вот когда тебе надоест встречать детей, вставай и уходи из школы». Я пока не хочу уходить. Всей нашей школьной семьей мы отмечаем вместе 1 сентября, День Святого Валентина, 8 Марта и 23 февраля, праздник Последнего звонка. Обычно ребята и учителя готовят шикарные выступления, создают проекты со стихами и откровениями, делают подарки друг другу. Ежегодно накануне Дня учителя проходит день самоуправления и выборы президента лицея. Кроме того, у нас проходит много традиционных конкурсов, в которых участвуют дети совместно с родителями. Еще одна замечательная традиция – осенние выезды старшеклассников в загородные лагеря. Общие дела, песни у костра и вечерние огоньки очень объединяют ребят. И воспоминания об этих удивительных днях потом остаются у них на всю жизнь.

А еще здесь работают музей А. С. Пушкина, театр молодого актера, скаутский отряд, музыкальные и танцевальные кружки, различные спортивные секции. Также лицей активно сотрудничает с политехническим колледжем, Дворцом детского и юношеского творчества и новым центром «Технотроника».

«И чтец, и жнец, и на дуде игрец»

Конечно, руководить школой 20 лет очень непросто. Постоянные совещания, собрания, телефонные звонки, отчеты, планы… Кроме того, уже три года Надежда Анатольевна Заварзина является председателем совета директоров образовательных организаций Ижевска. И ее коллеги – руководители обычных школ и престижных лицеев – часто звонят ей и просят дать совет, как поступить в той или иной ситуации.

– Я и чтец, и жнец, и на дуде игрец. И вообще, я не кабинетный директор, – признается она. – Мне нравится общаться с ребятами и учителями. Если есть время, обязательно иду на урок в любой класс. Я люблю свою школу и не представляю своей жизни без нее.

Кстати, оба сына Надежды Анатольевны учились в 86-м лицее, активно занимались спортом. Старший, Антон, окончил лицей с серебряной медалью, потом поступил в военную академию. Сейчас занимается бизнесом и работает в крупной компании. У него уже растет дочь Мирослава. Говорят, что она очень похожа на свою бабушку. А младший сын, Дмитрий, окончил ИжГТУ, несколько лет назад уехал в Челябинск, работает в банке.

В начале декабря Надежда Анатольевна отметит круглую дату. Конечно, в этот день будет много поздравлений и пожеланий от коллег, учеников и родителей. Но почивать на лаврах она не собирается. У нее еще много планов и идей, которые нужно реализовать.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах