Отвечает на вопросы Сергей Анатольевич Орлов, профессор Кафедры изобразительного искусства Института искусств и дизайна УдГУ, член Союза Художников России, Член правления общественной организации «Ижкар».
= Ваши картины известны далеко за пределами Удмуртии, России. Они узнаваемы, неповторимы. Это авангард, но есть ли там в основе национальные корни?
- Если художник принадлежит к национальной культуре, воспринимает её глубоко, то она обязательно как-то проявится: в композиции, в цветовом решении, в самом духе произведения. И не важно абстракция это или нет. Культурный код присутствует в художнике на уровне подкорки.
= Каково соотношение в Ваших картинах рационального и чувственного, эмоционального?
- Я думаю, там три составляющие. Рационального меньше всего. Самое большое там - это интуитивное. И потом уже чувственное. Интуитивного больше всего. То, что я сам себе объяснить не могу. Как будто мною руководит какая-то сила. И это каждый художник опытный вот это ощущение понимает. Для него это близко. Он понимает о чём идёт речь. Я очень далёк от мистики, я очень нерелигиозный. Я просто люблю религиозное искусство, я люблю воззрения разных религий, близкие для меня. Ни одну не отрицаю и не ставлю впереди всего, потому что все религии об одном и том же на самом деле. Но это очень важная составляющая часть человеческой культуры.
= Что такое по-вашему интуитивное?
- Ощущение грандиозности происходящего. Я понимаю, насколько грандиозен этот мир. Насколько он наполнен, насколько он многообразен, интересен, глубок. Причём меня привлекает, что это бесконечная глубина.
= В своих произведениях Вы стремитесь это ощущение передать?
- Да, я хочу это продемонстрировать как-то. Это большое заблуждение, что художник должен делиться со зрителем своими собственными чувствами. Любому человеку интересны только его личные чувства, а не мои. И художник должен ставить задачу возбудить именно чувства зрителя. А когда я разворачиваю пред ним глубину мира, то это захватывает. Потому что это большое, и это касается каждого.
= Даже в самых тревожных, напряжённых Ваших работах присутствует изысканная декоративность.
- Ну, это с детства просто. В детстве я очень рано увлекался декоративно-прикладным искусством. И мне это близко. Поэтому я элементы какие-то всегда ввожу обязательно. Мне это нравится. Даже если это станковая картина маслом. И мне нравится декоративное искусство особенно древнее, которое корни имеет. Там, в этой символике, в этих знаках очень много смысла. И это ощущается в самой энергии знака, энергии орнамента. И вот эта сила мне очень нравится.
Меня заинтересовали сначала древние верования удмуртов. Мне очень близко, что в этих языческих традициях взгляд на мир, на всё, что есть во вселенной, как на живое. Всё является жизнью. Камень, растение, вода, небо - всё живое. Потом такое же отношение я нашёл у буддистов. Это очень гуманная позиция, что ко всему надо относиться очень бережно.
= Воспринимаете ли Вы лично Заводскую Башню Главного корпуса Ижевского оружейного завода символом Ижевска?
- Да, так все её воспринимают. Символ в человеческой цивилизации имеет очень большое значение. Когда пренебрежительно относятся к народным символам - это запредельное невнимание к населению.
- Да, конечно. Всё буквально кричит об этом. Это абсолютно естественное человеческое отношение к символу города. Я то думал, восстановят за несколько недель. Это же всё можно сделать.
29.10.2022. в Ижевске, в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась персональная выставка «Трансформация» Сергея Орлова.