Михаил Казиник: «Чайковский – это гордость нашей культуры!»

Известный просветитель впервые побывал на родине Чайковского

 В рамках музыкального фестиваля, посвященного юбилею Чайковского, в Удмуртии выступил известный скрипач, музыковед, писатель Михаил Казиник. Он – профессор Драматического института Стокгольма, исследователь в области музыкотерапии, а также режиссер и актер, автор бестселлеров («Тайны гениев», «Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке»).

Известный просветитель впервые побывал на родине Чайковского
Фото: пресс-служба Министерства культуры и туризма УР

 Михаил Казиник впервые выступил в Ижевске и Воткинске с несколькими лекциями о музыке. В залах был полный аншлаг. Любители классики с нескрываемым восторгом слушали Михаила Казиника, а после его выступления стояли в очереди, чтобы получить от него автограф на память.

Такая популярность Михаила Казиника объясняется тем, что он умеет доступно и интересно часами рассказывать о самых разных композиторах - от Баха и Вивальди до Шостаковича, Шнитке и Пьяццоллы. При этом его лекции сопровождаются выступлением пианиста Вячеслава Зубкова и скрипача Бориса Казиника. После одного из таких концертов корреспондент «МК в Ижевске» записала небольшое интервью со знатоком классической музыки Михаилом Казинником.

- Вам понравились ижевские зрители?

- Вы знаете, я очень люблю свои залы. И в разных городах России мои зрители очень похожи. На мои концерты приходят самые красивые женщины и интеллигентные мужчины, очень много людей из «бывших», которые сохранились несмотря ни на что. Я был недавно в Москве, потом в Казани. А незадолго до этого был в Чикаго и в Риге. У меня удивительное дежавю, что мои слушатели все время переезжают со мной из одного города в другой. Единственное, что меня волнует, - что процент подобных людей должен быть больше. Сейчас мои зрители разойдутся и опять растворятся в толпе того, что в Древней Греции называли «охлос». Я люблю говорить о том, что демократии никогда не бывало. Демократия – это власть демоса, а не власть народа. А демос - это те, кто изучал семь свободных искусств, они могли избирать и быть избранными. Поэтому нужно, чтобы таких людей было как можно больше. К сожалению, в годы репрессий, во время Второй мировой войны у нас в стране погибли миллионы лучших людей. И сегодня необходимо вновь растить новую интеллигенцию, так называемую элиту. И если таких людей становится все больше и больше – это замечательно. Моя задача – каждому человеку заглянуть в глаза и сказать что-то важное. Но я ощущаю некоторую трагедию, поскольку годы идут, я становлюсь все старше, и все меньше остается сил. И, к сожалению, у меня нет возможности выступать на телевидении или на радио. Мне говорят: «Замечательно, но – не формат!»

- Как вы готовитесь к встречам со зрителем? У вас есть специальная программа или вы постоянно что-то меняете по ходу выступления?

- Мои лекции о музыке - это не заготовки, а «свободная волна». Сначала я всегда выхожу на сцену, смотрю в зал и за несколько секунд принимаю решение, о чем говорить. Сегодня я изменил целый ряд произведений в программе, поменял целый ряд вещей: что-то убрал, что-то поставил. Я по ходу ощущаю атмосферу в зале и в основном импровизирую.

- Вы впервые приехали на родину Петра Ильича Чайковского. Вам нравится этот композитор?

- Чайковский не может нравиться или не нравиться. Дело в том, что это одна из самых сложных фигур в мировой музыке. Он был композитором-романтиком. И во всем, что говорил, делал, писал, он был абсолютно обнажен. Он был одним из самых интеллигентных и обостренных композиторов, который обладал потрясающим мелодическим и гармоническим даром. Его Шестая симфония - одна из величайших симфоний на планете Земля. Его опера «Пиковая дама» - одна из лучших опер в мире. А если взять его балетное творчество, то тут вообще ни один композитор не может сравниться с ним. Потому что ни один ребенок в цивилизованном мире не может отпраздновать Новый год без «Щелкунчика». И если употреблять современное слово «рейтинг», то Чайковский входит в число самых рейтинговых композиторов. Помните, он говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка распространялась по всему миру, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее и находящих в ней утешение и подпору». Кстати, Чайковский был очень требователен к себе. Иногда он писал гениальную музыку, а потом говорил: «Я написал совершенно дурную вещицу». Причем он не лицемерил, просто ему казалось, что это было недостаточно хорошо. Его требовательность была гениальной. Чайковский - это гордость нашей культуры!

- В Ижевске на сцене вместе с вами выступал ваш сын Борис. Вы сами учили играть его на скрипке или он занимался с преподавателями?

- В истории почти нет случаев, когда отцы учили бы своих детей. Ребенку трудно понять, что когда папа вдруг начинает его учить играть на скрипке, то это - настоящий урок. Мой сын начал играть на скрипке с четырех лет. И как все нормальные дети, очень хотел выступать, но не очень хотел заниматься. Вокруг столько соблазнов - снежков, качелей, каруселей. Я помню, как я сам учился играть на скрипке. За каждый час игры на скрипке я получал 15 минут катания на велосипеде. Жестоко, но иначе нельзя. Если бог дает дар, то ребенок обязан не гонять собак, а воплощать этот дар. Если ребенок неталантлив в музыке, то нужно отдать его, например, в бассейн, где он побьет мировой рекорд по плаванию. Я всегда утверждаю, что все дети гениальны. Но не все родители гениальны, чтобы увидеть, в какую сторону направить развитие своего ребенка. Главное - постараться не испортить, не погубить то великое, что в них заложено.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру