Число МФО растет на фоне кризиса банков

Рынок микрокредитования растет. На сегодняшний день, согласно данным BankoDrom.ru, только в Удмуртии действует 88 микрофинансовых организаций (МФО), причем 20 из них были зарегистрированы в прошлом году, 29 – в 2014-м. Правда, в 2016 пока не зарегистрировано ни одной. Эксперты отмечают, что рост доли рынка происходит прежде всего за счет инвестиций.

Число МФО растет на фоне кризиса банков

Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов сообщил, что объем портфеля привлеченных средств от физических лиц за прошлый год вырос в два раза и составил примерно 3 млрд рублей. Причем инвестиции начали привлекать еще пять лет назад.

– Еще несколько лет назад мы видели некую осторожность инвесторов, но сегодня ситуация изменилась, – отмечает эксперт. – За последние годы сектор МФО продемонстрировал свою стабильность и эффективность, чем заслужил доверие инвесторов.

Общий портфель по объему микрозаймов в компании «Домашние деньги» вырос на 20 – 25% в 2015 году, подобного роста ожидает глава компании и в этом году.

Объем инвестиций, привлеченных сервисом онлайн-кредитования MoneyMan, также был значительным и составил более 650 млн рублей, о чем сообщил сооснователь и генеральный директор сервиса Борис Батин. Средний объем инвестиций на одного инвестора приблизился к 8 млн рублей.

Кто берет?

Эксперты отмечают, что заемщики становятся все образованнее, моложе, в гендерном плане преобладают женщины.

В сервисе онлайн-займов MoneyMan 71% клиентов в возрасте от 22 до 40 лет, 48% – с высшим образованием, в «МигКредите» – 47% (25– 40 лет) и 39% соответственно.

– Наши заемщики более подкованны технически, интересуются гаджетами, знают, как работает Интернет, умеют искать наиболее выгодные предложения в сети, – отмечает Борис Батин. – Необходимо отметить, что уровень финансовой грамотности клиентов онлайн-кредиторов выше, чем у заемщиков традиционных МФО.

Еще из трендов – займы чаще берут женщины. Это отметили в компаниях «Домашние деньги» и «МигКредит».

В последние годы наблюдается рост клиентов бюджетной сферы. В MoneyMan – 23%, в «МигКредите» – 15% (за счет клиентов, занятых в сферах образования и здравоохранения). Среди заемщиков также отмечают работников предприятий сферы услуг – в «МигКредите» их доля составляет 30%, в «Домашних деньгах» – 33%, а также в сфере розничной торговли и частных компаниях – 30% и 56% соответственно. Однако услуги МФО стали пользоваться популярностью и у финансового (11%) и ИТ-секторов экономики, отмечают в MoneyMan. Данный срез свидетельствует о том, что услуга займов через Интернет становится востребованной активными, финансово и технологически грамотными гражданами страны, отмечает Борис Батин.

Как правило, клиенты берут займы на покрытие повседневных расходов, ремонт квартиры, покупку одежды, питание, а также медицинское обслуживание.

Не в своей банке

Некоторые эксперты прослеживают взаимосвязь роста рынка МФО с кризисом в банковском секторе.

– Мы заметили увеличение спроса на наши продукты во второй половине 2015 года на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – говорит заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления компании «МигКредит» Динара Юнусова. – Это связано с сокращением доступности кредитов для физических лиц со стороны кредитных учреждений и снижением отложенного спроса.

То, что банковские депозиты уже не могут предложить сопоставимую доходность, подтверждает и Андрей Бахвалов, а потому инвестиции в МФО рассматриваются как оптимальное соотношение риск – доходность. Однако добавляет, что рынок банков и МФО пересекаются не более чем на 25%.

– Далеко не каждый отказник банка захочет взять кредит в МФО, – комментирует представитель компании «Домашние деньги». – Это связано с тем, что банковские заемщики рассчитывают на большую сумму – в среднем 70 – 80 тыс. рублей – и конечно же на совершенно другую ставку. В МФО он получит в лучшем случае 50 тысяч рублей и под существенно более высокий процент.

То, что клиенты банковского сектора «не пошли» в сегмент МФО, считает и Борис Батин, отмечая при этом тенденцию развития онлайн-кредитования.

– Этот тренд продлится до тех пор, пока сегмент онлайн-кредитования не будет занимать более половины или даже две трети рынка небанковского беззалогового потребительского кредитования, – считает эксперт. – Это произойдет в ближайшие три-пять лет.

Не для всех

Спрос, как известно, рождает предложение, а рост рынка микрокредитования может диктовать новые условия к заемщикам – более жесткие. Возможно ли сейчас легко и просто получить займ? Лояльность в данном вопросе демонстрирует МФО «МигКредит».

– Мы по-прежнему доступны для широкого круга клиентов, – подтверждает Динара Юнусова. – Для получения займа нужен всего лишь паспорт. Никаких дополнительных документов не требуется.

Нельзя говорить о каком-либо серьезном ужесточении условий оценки и со стороны компании «Домашние деньги».

– Наша система риск-менеджмента достаточно эффективна, – говорит ее генеральный директор. – Компании в 2015 году удалось не только сохранить качество кредитного портфеля, но и значительно улучшить его за счет внедрения передовых IT-технологий, в частности системы Digital Cash. 100 проценто займов компании оформляется исключительно при помощи смартфона.

Андрей Бахвалов при этом объясняет, что, как любые финансовые организации, МФО проводят оценку заемщиков, и ошибочно полагать, что задача организации – выдать деньги всем. Одобрение получают лишь порядка 25 – 30% проступивших заявок.

Решение о выдаче займа клиенту принимается на основании скоринговой оценки, которая включает в себя анализ нескольких факторов. После агрегированной оценки получается итоговый показатель кредитоспособности заемщика. Еще один этап – визуальный скоринг, который проводится агентом компании на дому у клиента, и в случае негативных факторов он может отказать в займе.

Слух о том, что микрофинансисты выдают займы всем подряд, уже давно развеян, считает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan.

Для определения потенциальных клиентов в компании используют инновационную модель принятия решений «Скоринг 7.0», которая принимает решение на основе тысяч параметров, таких как данные нескольких бюро кредитных историй, внутренняя кредитная история, технологии множественного поиска и др. Но это еще не все. Организация использует систему противодействии мошенничеству «Национальный хантер», а также проводит оценку с помощью анализа показателей динамики баланса счета мобильного телефона, поведения заемщика в соцсетях и даже на сайте компании, в частности при заполнении заявки.

– В ряде компаний онлайн-кредитования уровень одобрения заявок на заем составляет сегодня около 15 процентов, – говорит Борис Батин. – При этом уровень просрочки более 90 дней составляет, например, в MoneyMan, всего 8 процентов по винтажам займов в 2015 году. Это говорит о высокой степени эффективности контроля рисков в отрасли.

Потому, прежде чем брать кредит, стоит адекватно оценить возможности его возвращения. Если у клиента нет стопроцентной уверенности, что он сможет вернуть нужную сумму, то лучше не обращаться в МФО и не пытаться занять деньги любыми способами.

Будущее за малым

Будущее рынка микрофинансирования будет зависеть от ряда факторов, считает представитель компании «МигКредит». Прежде всего рост рынка будет связан с увеличением спроса со стороны клиентов, и эта тенденция прослеживается.

– Также важен дальнейший курс рынка МФО на модернизацию технологических решений и повышение уровня сервиса, который, в свою очередь, приведет к повышению доступности микрофинансирования для широкого круга россиян, – говорит Динара Юнусова. – Будущее за компаниями, которые предоставляют своим клиентам разные способы получения займа – в онлайне и оффлайне.

А вот Борис Батин не согласен с этим мнением и говорит о том, что драйвером развития рынка станет сегмент онлайн-кредитования, который в 2015 году вырос более чем на 100%, а доля рынка онлайн-компаний увеличилась с 3 до 10%.

– Таким образом, в ближайшие три-четыре года мы увидим, как рыночная доля компаний станет больше, чем доля классических МФО. Это общемировая тенденция, так произошло на рынках Европы и в США, – уверен руководитель MoneyMan. – На наш взгляд, рынок МФО продолжит свой рост в 2016 году и будет исчисляться двузначными цифрами.

Лицензия как панацея

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса МФО «МигКредит» отмечает среди прочего, что молодому рынку микрофинансирования, находящемуся в фазе своего становления, необходимы понятные правила игры. Однако при этом не должны стоять барьеры в области регулирования рынка.

Депутаты Законодательного собрания Республики Башкортостан оптимальным решением считают метод лицензирования микрофинансовой деятельности со стороны Банка России. Борис Батин отмечает, что деятельность МФО сегодня уже достаточно активно регулируется Центральным банком, и все, что делает регулятор, направлено на повышение прозрачности рынка. Однако есть еще ряд важных инициатив, требующих тщательной проработки. Руководитель компании, входящей в топ–10 самых крупных игроков рынка по версии RAEX («Эксперт    РА»), сообщил о заинтересованности в построении цивилизованного сектора. А вот закрытие отрасли приведет к росту «черных» кредиторов.

Динара Юнусова отмечает, что в случае введения лицензирования МФО не вполне ясно, произойдет ли замена свидетельства о включении в Государственный реестр микрофинансовых компаний на лицензию или же будут выработаны новые жесткие требования к субъектам рынка МФО, получающим лицензию. На текущий момент включение компании МФО в Госреестр является обязательным требованием для осуществления деятельности каждой МФО, представленной на рынке. Кроме того, ряд регулирующих функций возложен на саморегулируемую организацию – СРО «МиР», членами которой являются более 300 МФО.

А аналитик компании Insta Forex Юрий Зайцев уверен, что лицензирование МФО однозначно сыграет положительную роль.

– В своей основе микрофинансовые организации создавались для того, чтобы отмывать деньги криминального бизнеса, потом этим ростовщическим бизнесом занялись все желающие, – отмечает эксперт. – Большинство из них имеют пирамидальную структуру, то есть денег под приличные проценты принимается больше, чем они могут выдать кредитов.

Введение лицензирования позволит более эффективно контролировать данную деятельность, т.е. регулярно инспектировать их балансы, объекты вложений и т.д. Подобная мера позволит обязывать эти организации иметь значительный уставной капитал, а также позволит облегчить доступ к фискальным проверкам организаций.

Таким образом, рынок МФО чувствует себя неплохо, однако связывать это с кризисом банковской сферы не стоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Инвестиции в малое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру