
Появление строительной техники в сквере напротив УдГУ привлекло внимание ижевчан в прошлый вторник, 18 октября. В «Фейсбуке» были опубликованы фотографии неприбранной кости узнаваемой формы, лежащей неподалеку от работающего экскаватора. Информация быстро разошлась по социальным сетям, и на следующий день руководитель Агентства по госохране объектов культурного наследия УР Юрий Перевозчиков вышел на связь с кафедрой археологии Удмуртского госуниверситета. 20 октября археологи вместе с представителями агентства вышли на место стройки.
О первых результатах обследования котлована корреспонденту «МК» в Ижевске» рассказала заместитель руководителя АОКН УР Ирина Савина: «Застройщику выдано предписание о приостановке работ. За то, что уже сделано, предусмотрена ответственность. По Кодексу об административных правонарушениях будем привлекать тех, кто там работы производил (сейчас выясняем, кто это делал), и арендатора земельного участка, то есть непосредственно застройщика». Замруководителя агентства затруднилась назвать сроки рассмотрения дела.
Причины же согласования строительства в таком месте, по ее мнению, не зависели от местных властей: «Это несовершенство федерального законодательства, – сказала Ирина Савина. – Управление архитектуры города действует в рамках Градостроительного кодекса РФ. Кодексом предусмотрен перечень документов, которые необходимо предоставить в Управление архитектуры города для того, чтобы они выдали разрешение, и есть приписка, что дополнительные документы требовать запрещено. Поэтому они получают конкретный перечень документов и выдают разрешение, у них нет оснований для отказа».
Разрешение на строительство нового кафе около Ледового дворца «Ижсталь» выдало Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с 1 апреля 2016 года для ООО «Ижевск Ресторантс». По данным сайта ФНС России, директором фирмы с таким названием является Константин Котов.
По словам профессора кафедры археологии и этнологии УдГУ Елизаветы Черных, особый режим использования территории в районе Ледового дворца был установлен со времен подготовки к строительству нового крытого катка «Олимпиец» после жарких дебатов с участием чиновников и специалистов. «В 2007 году, когда начиналось строительство катка, уже действовал федеральный закон об объектах культурного наследия, – рассказала она. – Вот тогда мы впервые подняли вопрос о том, что необходимо прежде всего исследовать это кладбище, а потом уже строить на нем, если есть такая необходимость – строить на кладбище». До этого останки и надгробия в ходе застройки просто выбрасывались, в результате еще в советский период были утрачены могилы множества ижевцев, включая знаменитых Семена Дудина и ЗахарияЛятушевича, вероятно, похороненных здесь.
«Мы подняли архивные документы и нанесли границы кладбища на современный градостроительный план города Ижевска, – вспоминает Елизавета Черных. – Все это вместе со всеми подкрепляющими документами мы направили в Минкультуры, в отдел охраны памятников, который внес его в списки выявленных объектов. А это в соответствии с законодательством означает, что памятник с момента его выявления находится на государственной охране». С тех пор перед началом земляных работ в границах кладбища застройщики по отдельному контракту привлекали археологов, которые проводили раскопки.
Но в случае с «Ижевск Ресторантс» алгоритм дал сбой. Как сообщила профессор Черных, застройщик не обращался к археологам. Более того, когда в конце сентября участок сквера расчистили от деревьев и обнесли забором, представители кафедры обратились с письмом в Агентство по охране объектов культурного наследия УР, попросив прояснить ситуацию. Но так и не дождались официальной реакции – вплоть до того дня, когда котлован был уже вырыт.
Теперь действия застройщика могут быть проверены не только на административный, но и на уголовный состав правонарушения. С заявлениями в прокуратуру и СК РФ по УР на прошлой неделе обратился бывший депутат Гордумы Ижевска Василий Крюков, в 2014 году получивший политическое убежище в Германии. По его мнению, никакое строительство на могилах недопустимо в принципе, а в произошедшем он видит признаки сразу нескольких преступлений, включая вандализм, надругательство над местами захоронения и даже оскорбление чувств верующих.
«Когда были дискуссии в Городской думе, я ведь многократно писал в прокуратуру, в Следственный комитет, – рассказал Василий Крюков. – Они всегда начинают съезжать с формулировки, которая в законе: «места захоронения» – на бытовую: «кладбище». Говорят, там кладбища нет. Но ведь никто не говорит, что на поверхности что-то должно быть. Это место захоронения по сути, по истории, по содержанию того, что там внутри находится». Когда в 2009 году по обращению депутата Роспотребнадзор выдал администрации Ижевска предписание уточнить границы захоронения, по словам Крюкова, был только один способ его исполнить – нанести эти границы на генеральный план города. Но этого не было сделано, и застройка территории продолжается. Напротив, в проекте нового генплана, который власти Ижевска готовят к принятию в ближайшее время, именно в месте строительства кафе существующая до сих пор зеленая зона перекрашена в зону общественного, делового и коммерческого назначения.