Сергей Сороколет: «Я привык надеяться только на себя»

Член постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению, член депутатской фракции ЛДПР Сергей Сороколет рассказал «МК» в Ижевске» о сокращении депутатского корпуса, праймериз, предстоящих выборах и о том, почему Госсовет должен быть местом для дискуссии.

Сергей Сороколет: «Я привык надеяться только на себя»
– Сергей Викторович, уходящий состав Госсовета начал работу пять лет назад. За это время в республике дважды сменилось руководство, произошло множество изменений. Как бы вы оценили эти пять лет?
– Есть такое известное китайское проклятье: чтобы вам жить в эпоху перемен! Нам в этом смысле «повезло» – мы своими глазами наблюдаем, как уходит старая формация управленцев, на смену которой приходит новая. Люди, управлявшие республикой на протяжении почти тридцати лет, были представителями старой советской школы. Они были талантливыми руководителями, каждый из них оставил что-то после себя. Но их, при всем уважении, можно сравнить с автомобилем «Жигули», прекрасным для 1975 года, ездящим и по сию пору, но безнадежно устаревшим. Согласитесь, есть автомобили лучше и современнее «Жигулей», и ездить все-таки стоит на них.
В новейшей истории республики немало замечательных страниц, написанных в том числе и в эту пятилетку. Но жить прошлым, постоянно вороша его и оглядываясь назад, нельзя – далеко не уйдем. Нужно думать о завтрашнем дне.
– К нему мы еще вернемся. Скажите, что для вас было самым трудным в эти пять лет?
– Если бы пять лет назад я знал, что у меня впереди, я бы, наверное, еще не раз подумал, стоит ли мне баллотироваться в Госсовет. Объясню, почему.
Я бизнесмен и привык надеяться только на себя и собственные силы. И к тем, с кем работаю, общаюсь, всегда отношусь, как к равным, – требую от других того же, что требую от себя. А на депутатский прием ко мне зачастую приходят люди, которые привыкли жить и думать по-другому: что власть ответственна за их жизнь и материальное положение, что она им должна. И, когда ты пытаешься объяснить этим людям, что все происходящее с ними зависит от них самих, они не понимают. Не идут требовать от управляющей компании ремонта подъезда, не проявляют инициативы, когда дело касается простых и быстро решаемых вопросов, связанных с их благосостоянием. Все, что эти люди могут сделать, – просить помощи. Я-то помогу, но до бесконечности это продолжаться не может. Рано или поздно мы все должны понять, что наше благополучие – в наших руках.
– Что, по-вашему, должно случиться, чтобы все мы это поняли? Что может переломить сознание людей?
– Ничего ломать не нужно – это произойдет естественным путем, нужно только время. Люди не плохие и не хорошие, а такие, какие есть. Коренным образом пересмотреть свое отношение к жизни в сознательном возрасте тяжело. Как и привыкнуть к существованию альтернативы. За почти что 30 лет в республике сложилась система власти, кадровая подпитка которой шла из одной обоймы, воспроизводила себе подобных. И посмотрите, что произошло, когда был назначен Александр Бречалов. Взять те же праймериз «Единой России». Как только стало ясно, что глава республики от них отстранился и голосовать можно за кого угодно, стали выясняться реальные предпочтения людей – и пострадали многие из старой команды.
Абсолютно уверен: чем чаще меняется власть, тем лучше. Будь моя воля, я и депутатам запретил бы баллотироваться на второй срок.
– Пока они войдут в курс дела, пока научатся…
– Вы правы, я это ощутил на себе. Понимать специфику законотворческой деятельности я стал года через два после избрания. Поэтому, считаю, депутатов необходимо профессионально готовить к работе. Нужно, чтобы компетентные люди объясняли новичкам нюансы, помогали им быстрее сориентироваться, вникнуть. Это тем более важно в новых политических условиях. Удмуртии нужно меняться, и в этой ситуации профессионализм и темп работы парламента очень важны.
– Вы сказали, что республике нужно меняться. В какую сторону?
– Наш регион долгое время был кузницей оружия. Честь и хвала тем, кто строил наши заводы, тем, кто на них работал и работает. И я ни в коем случае не призываю отказаться от того, что у нас есть. Но нельзя все время жить только мыслями об оружии, о войне. Нельзя все время поворачиваться к остальному миру дулом автомата и глядеть на него в прицел. Почему обязательно нужно выходить из дома в фуфайке и с ППШ, небритым и несколько агрессивным? В конце концов, что, мы не можем хотя бы побриться и переодеться в нормальную одежду?
Ижевску, всей республике необходим какой-то другой образ. Какой именно, нужно спрашивать даже не у нас, поживших, а у молодых. Они должны сказать, где и как они хотят жить, каким видят будущее. От этого и нужно отталкиваться. Далеко не все из них хотят за границу – живут здесь, вот они настоящие патриоты. С ними и нужно вести разговор.
– Врио главы Удмуртии Александр Бречалов на это способен?
– Думаю, что способен. Но захочет ли, успеет ли что-то изменить? Говорят же, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Последним Удмуртии и предстоит заниматься – мы сильно отстали в развитии от соседних регионов: Татарстана, Пермского края, Башкортостана. У них кипит жизнь, а мы словно двоечник, сидящий третий год в одном классе и не понимающий, как догнать остальных.
– Как это сделать? У вас есть рецепт?
– Готового рецепта нет ни у кого. Его только предстоит выработать – коллективно, при участии всех сторон. Направлений перед нами множество, нужно выбрать главные и приложить все ресурсы.
Как пример – развитие туризма. Да, начали развивать, но Александр Бречалов, когда узнал, сколько к нам приезжает туристов, только посмеялся. И правильно – их ничтожное количество. При этом Карелии, такой же финно-угорской республике, удается продвигать самобытную культуру коренного народа, устраивать множество интересных мероприятий, которые массово посещают российские и иностранные туристы.
Карелия на слуху, а Удмуртия – нет. Так почему бы нам не изобретать заново велосипед, а обратиться к тем, кто уже прошел этот путь, попросить совета. В конце концов, пригласить работать к нам! Как это ни прискорбно, но похоже, что свой кадровый потенциал республика исчерпала, и я не вижу ничего плохого в том, что к нам будут приезжать на высокие должности специалисты из других регионов.
– Вот этого очень многие и боятся…
– Мы слишком многого боимся. Мне кажется, потому, что долгое время были закрытым регионом. Где-то в подкорке у всех нас остались эти плакаты с лозунгами: «Не болтай! Будь начеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены…»
Преодолеть это все непросто. Есть в медицине понятие – перинатальный страх, отражение в памяти ребенка его боязни родиться на свет. Мы в похожей ситуации – боимся родиться заново, показать себя иными, попросить помощи у тех, кто может ее дать. Но другого выхода у республики, по-моему, нет.
– В каком направлении будет меняться республика, многое зависит от власти…
– Меняться должна и она сама. Необходимо повысить ее мобильность, эффективность принятия решений. А для этого нужно убрать лишние звенья. Для чего республике и глава, и председатель правительства? Я считаю, нужно объединить эти должности, сократив аппарат. Нужны ли нам министерства в нынешнем виде? Уверен, что нет. Каждое министерство должно состоять из трех-четырех человек, и все, что ему необходимо для работы: экспертные исследования, статистику, аналитику, – отдавать на аутсорсинг. Привлечение специалистов на стороне обойдется дешевле содержания огромного и неповоротливого аппарата, эффективность работы повысится.
Нынешние чиновники не заинтересованы в эффективном освоении средств. Отсюда эти вызывающие изумление истории: получили деньги в Москве, не освоили, возвратили обратно… И никто за это не отвечает, поскольку критерии оценки работы чиновников не совпадают с реалиями. Безусловно, среди тех, кто работает в правительстве Удмуртии, есть настоящие профессионалы своего дела. Но по-настоящему эффективно работать им мешает сама система, тормозящая всякую инициативу, пытающаяся загнать в рамки все, что можно и нельзя. И это ужасно, когда тон работе правительства задают не профессионалы, а совершенно безразличные ко всему, «отбывающие номер» управленцы.
– Если чиновников должно стать меньше, сократиться должно и количество депутатов? Правильно ли, на ваш взгляд, поступил Госсовет, сократив их число в следующем созыве с 90 до 60?
– Мы, фракция ЛДПР, были категорически против этого. Депутаты представляют конкретных избирателей, и чем шире будет это представительство, тем лучше для всех. На бюджетные расходы это никоим образом не влияет, экономии нет, хотя нам пытались доказать обратное. Нам все время говорят, что парламент должен быть «профессиональным». Но от того, что он сократится, профессиональнее депутаты точно не станут. Это понимают все, но парламентское большинство – фракция «Единая Россия» – буквально продавило это решение. Вопреки логике и здравому смыслу.
– Вас не удивило, что Госсовет в последние годы вновь стал «местом для дискуссий»?
– Нет, потому что так и должно быть. И случилось это исключительно благодаря оппозиционным фракциям, получившим возможность задавать острые вопросы и высказывать свое мнение. Да, часто нас не слышат, но, как говорится, вода камень точит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру