Ижевчанин снимает фильмы в стиле швединг и мамблкор на удмуртском языке

08.02.2018 в 12:17, просмотров: 849

Павел Эль надежда молодого удмуртского кино. С его легкой руки удмуртский кинематограф пополняется фильмами в новых жанрах, таких как швединг и мамблкор. В конце января Павел презентовал свой новый фильм “Ambient”, построенный на разговорах двух деревенских девушек о жизни, любви, сексе, городе. «МК» в Ижевске» побеседовал со сценаристом, режиссером, постановщиком Павлом Элем об удмуртском кино, о новых жанрах, о подборке актеров и планах на будущее. 

Ижевчанин снимает фильмы в стиле швединг и мамблкор на удмуртском языке
Кадр из фильма Ambient
- Паша, расскажи, как ты начал снимать? 
- В школе в классе 11 у меня возникло желание снимать. Не помню причин, но я тогда подумал, что тоже смогу. Снимать я до сих пор не научился и вряд ли научусь, хотя прошел курсы в школе телевизионного мастерства в ГТРК Удмуртия в 2005-2006 годах. И с того момента не перестаю снимать. А первый длинный фильм смог снять только спустя 15 лет. Мной движет мысль, что я ничем не хуже других, и мне есть что показать и рассказать, тем более в современном мире для этого очень много возможностей. 
- Какое кино тебе нравится? 
- Мне как и обычному зрителю нравится разное кино, фильмы в разных жанрах. Сейчас будет смешно, но мне очень нравятся романтические мелодрамы. Также нравятся трагикомедии и научная фантастика. Могу побаловать себя и фестивальным кино и арт-хаусом. 
- А как же твое увлечение шведингом, и проекты, которые были сделано в этом направлении?
- Шведингом я увлекся случайно. Увидел где-то на просторах ютуба ролики, потом узнал, что корни движения пошли от фильма "Перемотка" режиссера Мишеля Гондри (“Вечное сияние чистого разума”). Тогда я только начинал снимать, часто смотрел фильмы, и такой формат меня привлек. Я снял несколько таких фильмов, это ремейки на "Терминатор 2", "День Сурка", "ФорестГамп", "2001:Космическая одиссея". С моей подачи в Шаркане в рамках Спартакиады работающей молодежи каждый год проходит конкурс "отшведенных" фильмов. Казалось бы, что может дать швединг для молодежи? Во-первых, это творчество. Каждый может ощутить себя режиссером, или актером, или декоратором, даже создателем спецэффектов. Во-вторых, это веселье, начиная от процесса подготовки, заканчивая съемками.
Кадр из фильма Ambient
Кадр из фильма Ambient
- Твои последние фильмы “Еще один день” (2017) и “Ambient” (2018) сняты в жанре мамблкор, как ты пришел к этому направлению? 
- В данный момент я пробую снимать, осваивать такой поджанр независимого кино как мамблкор. Чем он мне интересен? Тем, что это почти любительское кино с большими амбициями. Тем, что ему присуща непрофессиональность, открытость, естественность, душевность. В нем нет такого голливудского пафоса и размаха. Это кино о простых людях, с простыми для них проблемами. И поэтому это ближе. Сейчас этот жанр стал профессиональнее, теперь многие режиссеры-открыватели имеют возможность снимать дорогостоящие фильмы, работают на крупных телеканалах. Актрисы уходят в режиссеры и номинируются на Оскар (фильм Греты Гервиг "Леди Бёрд"). Задача такого жанра - показать реальную жизнь, с глупыми диалогами, нелепыми на первый взгляд ситуациями. Его тяжело смотреть, потому что возникает ощущение, что ничего в фильме, в привычном плане, не происходит. 
- Поэтому складывается такое ощущение, что в этих фильмах нет сценария, что это повседневная жизнь актеров и их обычные разговоры? 
- Сценарий к фильмам у меня обычное есть, но чаще - это сценарный-план. Часто просто диалоги. Но всегда есть идея. Иногда идея в том,  чтобы сделать не "как в кине". Это ещё обуславливается и жанром мамблкор. В каждом жанре есть свои закономерности, правила, фишки. 
- Получается, сценарии ты тоже пишешь сам? 
- Да, сценарии я пишу сам. У меня есть своя задумка, и я сам за неё отвечаю. Хотя всегда обсуждаю с актерами.
- А как подбираешь актеров? 
- Актеров я подбираю по внешнему виду.  Подходит он под образ внешне или нет. Потому что сначала зритель видит героя, по его образу у него складывается понимание, какой он, что из себя представляет. Правда, не всякий имеет расположенность к лицедейству, поэтому процесс затягивается. 
- В твоих мамблкор-фильмах разговоры героев крутятся вокруг темы секса и любви. По-твоему, это обыденные темы удмуртской молодежи? 
- Тема секса и любви одна из важных тем не только в кино, но и в жизни. Возможно, сейчас она не так заметна, или избита, но молодые люди думают об этом, ибо молоды. И мне это сейчас кажется таким интересным. Хочется показать молодость, может быть и не совсем в хорошем свете, как покажется некоторым, но всё же. Я не хочу снимать чернуху, мне интересно создать атмосферу, когда ты вроде бы не уловил сюжета и не понял идеи, потому что идея была в создании как раз той самой атмосферы. Поэтому у меня много музыки. Художник будет создавать красивую картинку, актер - игру и эмоции, а музыкант будет видеть всё музыкой. 
- Почему ты снимаешь на удмуртском языке? 
- Потому что фильмов на английском и русском уже навалом. А удмуртского нет. У каждого народа есть своё кино, где показывается и быт, и взгляды на жизнь, традиции, отношение к миру. Возникает общение, знакомство. 
- Что ты думаешь о нарождающемся удмуртском кинематографе, о фильмах Петера Палгана? 
- Очень здорово, что в сфере кино в Удмуртии что-то начинает зарождаться. Это возможность общаться с миром. Хотелось бы, чтобы больше молодых людей начало снимать. Именно что-то похожее на кино, а не глупости для ютуба. Фильмы Петера Палгана качественнее моих, дороже, больше похожи именно на кино, но все равно ещё сыроваты. Думаю, дальше будет лучше.
- Каковы твои творческие планы?
- У меня много идей, набросков. На данный момент есть желание снять третий фильм в мамблкор, но конкретно, что будет, не знаю, есть парочка идей, возможно, будет идейное продолжение Ambient, всё так же - про природу и людей, про их обычный ход жизни, про природу чувств и про отношения. Будет возможность, буду потихонечку, не торопясь снимать.