Михайловский тупик: кто решится поспорить с МВД

Напомним, о чем речь. Есть идея, что территорию бывшего республиканского физдиспансера (в квадрате улиц Свободы, Бородина, Сивкова и Красногеройской), зону зеленую и логично входящую с туристический сектор (рядом музей Калашникова и Михаило-Архангельский собор), нужно превратить сад – Михайловский.
Проблема в том, что в 2015 году этот земельный участок тогдашний председатель Правительства УР Виктор Савельев передал в федеральную собственность. И его новый хозяин – МВД по УР, и у министра Александра Первухина есть своя идея: возвести смиэтажное здание министерства и автостоянку на 150 мест. 

Михайловский тупик: кто решится поспорить с МВД

Более 1700 горожан и ряд ведомств и организаций (их подписи стоят на подписных листах «ЗА Михайловский сад») считают, что «полицейский» проект противоречит интересам Ижевска. Кстати, еще в 2013 году администрация города сама поднимала тему создания парка на этой территории.

По инстанциям
Кабинеты министерств и городской администрации с мая 2017 года обивает Татьяна Трунаева, руководитель общественного движения «За духовное возрождение». Ее задача – найти документы-первоисточники, которые объясняют эту сделку. Их найти почему-то трудно, сделка непрозрачна, и это вызывает подозрения. Как журналист, я заинтересовалась расследованием Татьяны Евгеньевны.
Перед мартовскими праздниками ситуация немного прояснилась: в Минимущества Удмуртии нам пояснили, что указанный участок Федерации не подарили – это был обмен. Опять же, тогдашний сити-менеджер Денис Агашин предложил обменять участок физдиспансера (чуть больше 2 га) на федеральный участок леса на Воткинском шоссе, где был туберкулезный диспансер размером 3,6 га. Ижевск, по мнению нашего собеседника, только выиграл. (Без комментария.)
Интересно другое: 10 месяцев Трунаева всюду направляла запросы: на каком основании отдали территорию? И никто: ни Правительство УР, ни ТУ Росимущества в УР, ни сам Первухин – не упоминал об этом обмене, хотя это делало сделку понятной. Сейчас Татьяна Трунаева ждет официального подтверждения этой информации.

Нет диалога
Татьяна Евгеньевна со своей активной жизненной позицией не только поневоле проводит расследование – она ищет единомышленников. В том числе – по какой-то общепринятой установке – и среди депутатов. Наш совместный визит к депутату Госдумы Валерию Бузилову дал начало своеобразному социологическому исследованию.
К слову сказать, накануне, на публичном отчете за 2017 год главы Ижевска Юрия Тюрина, выступал и Главный федеральный инспектор по УР Дмитрий Мусин. У него была своя претензия к городской власти: она не умеет или не желает разговаривать с горожанами. Приемная ГФИ завалена жалобами на то, что городские чиновники не дают ответов по существу дела, не объясняют спорные ситуации.
И у Татьяны Трунаевой есть официальные ответы главы города и главного архитектора: «В настоящее время указанный земельный участок находится в федеральной собственности». Между строк это означает, что «город» спорить с МВД не будет. А если чиновники считают, что проект МВД по УР даже на пользу Ижевску, то почему бы это не обяснить? Например, так: «Мы совместно с МВД будем рекомендовать очистить от парковок улицу Красноармейскую, по которой ездят туристические автобусы. Богатые нефтяники будут ставить свои машины на платной автостоянке на 150 мест, МВД получит доход, Ижевск – свободный проезд по указанной улице». Но это мой вариант логичного объяснения уничтожения зеленой зоны.
С ижевчанами на диалог, конечно, не выходят. Не получился он и в приемной депутата высокого уровня. Валерий Викторович знал тему разговора, но вид подписных листов его разгневал. Он обвинил нас в намеренной оппозиции власти, в желании и его вовлечь в эту – ему ненужную – борьбу, в том, что мы всех во власти считаем негодяями…
Слушать это было странно: мы не сказали ни одного колкого слова в адрес кого-либо. Мы попросили его поддержать проект Михайловского сада и подсказать шаги в этом направлении. «Вы не умеете пользоваться депутатами, требуя от них решения ваших личных проблем. А мы занимаемся законодательной деятельностью!» В этих словах Бузилова была многолетняя усталость от общения с избирателями и опять же нежелание диалога.

Отвлечь проектом
В последнее время усиливается тренд всего советского. И Татьяна Трунаева – истинно советская женщина. Ею движут мысли о благе ижевчан, о зелени и свежем воздухе в центре города, о возможности людям бесплатно заниматься спортом на «намоленных» волейбольных площадках на территории физдиспансера, о том, что дети (рядом детский сад) должны расти в экологически безопасной обстановке. Об этом она пишет в своих письмах официальным лицам.
Умные чиновники над такими идеями и стилем посмеиваются и дают совет: написать проект о сохранении зеленой зоны и просчитать его возможную экономическую выгоду (если она войдет в туристический кластер). Опираясь на цифры, уже можно будет просить изменить градостроительный план, который сейчас эту территорию перекрасил из зеленой в красную (разрешает многоэтажное строительство). А если выгода будет налицо, то можно о ней не только с городом, но и с федеральным собственником земли разговаривать. Казалось бы, умно, логично, по-деловому, но… У ижевчан есть опыт как бунтарского сопротивления (именно так – пикетами и митингами – спасли бульвар Гоголя), так и правового решения проблемы – через попытки изменения градостроительного плана города.
Лет пять назад заговорили о том, что нужно сохранить исторический и культурный облик набережной Ижевского пруда. Тогда мощно поднялось общественное движение «Градостроительный совет». С активистами встречались чиновники, обсуждали, заседали. Был желанный диалог. Решение проблемы тоже, казалось, крылось в проекте. И четыре года назад было написано два (!) проекта о том, как выгодно и в контексте городской культуры, и в контексте истории использовать и преображать набережную. «Никто эти проекты даже не рассматривал, – сказал на условиях анонимности мой консультант, активист Градсовета. – Городская власть не пойдет поперек интересов застройщиков. Но сказать, что все куплено, тоже нельзя. Чиновники по-своему жертвы системы. Их давно лишили инициативы, свободы в решениях. Сейчас со страшной силой всем клеят ярлыки: скажешь свое мнение – сразу попадешь в «пятую колонну». Отчасти им можно посочувствовать – эти люди задавлены вертикалью власти, которую и держат…»

Верить нельзя останавливаться
Я не знаю, где ставить запятую в этом заголовке.
С одной стороны, все, кто соприкасается с идеей и верой Татьяны Трунаевой, ее поддерживают. С другой стороны, за нее и опасаются: вдруг что сделает Первухин? Об этом с опаской говорили и мне, теперь сопуствующей Трунаевой. Удивительно, как в людском сознании образ главного правоохранителя трансформировался в образ бандита.
Удивительно (ненормально) в этой истории многое: налет секретности на решениях власти городской и республиканской, тихая взаимная гражданская ненависть (мы – горожане, они – чиновники) и разговор на разных языках. Удивительно, как мы зациклены на одном дне и не видим перспектив Ижевска через 10, 20, лет, через полвека…
Сегодня кажется, что с идеей Михайловского сада мы зашли в тупик. Что делать? Среди многих и разных мнений моих собеседников есть почти мистическое – верить! В чудо, в смену отношений с властью, в перемены.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру