Начало статьи по ссылке.
Директор МФЦ республики, Минигареев Альберт Рашитович в своем докладе сообщил о кратном увеличении доли обращений через портал государственных услуг, так 2021г. в МФЦ за субсидией обратилось чуть более 27 тыс. и всего 67 через портал, а в 2022г. соответственно: 33711 и 784 через ЕПГУ. И если отказов в 2021г. было 1200, то в прошлом году уже 2675. Основные причины отрицательных решений очевидны: либо доходы превышают максимально допустимую долю расходов на оплату ЖКУ, либо предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах. В общем за 2022 г. 19524 удмуртских семьи получили субсидии на общую сумму более 470 млн. рублей. Средний размер субсидии в месяц на 1 семью составляет 2006,57 копеек.
В целях оптимизации процесса расчета в МФЦ за рассматриваемый период были внедрены инструменты следующие бережливого производства:
1. Перевод расчетов субсидий в ПК «Катарсис» - единую региональную информационную систему, автоматизирующую основные направления работы в области социальной поддержки и социального обслуживания населения.
2. Перераспределение нагрузки сотрудников отдела за счет передачи действий по запросам на одного сотрудника;
3. Единообразие формирования персонального дела получателя субсидии;
Вместе с тем сейчас процесс предоставления субсидий претерпевает определенные изменения: происходит передача полномочий от минстроя к минсоцполитики и труда УР, предстоят изменения в правила, в части снятия обязательств с граждан предоставления платежных документов. В свою очередь эти обстоятельства могут привести к некорректной или несвоевременной выгрузке платежных документов, увеличению времени на рассмотрение, обработку, и принятие решения о предоставлении субсидии. Для предотвращения негативных последствий, МФЦ УР предлагаются следующие пути решения:
1. Приведение к единообразию видов жилищно-коммунальных услуг (Холодное водоснабжение, ХВС, Водоснабжение холодное, Хол. водоснабжение и т.п.); 2. Интеграция из ГИС «ЖКХ «в ПК «Катарсис», которая используется минсоцзащитой; 3. Передача начислений за жилищно-коммунальные услуги напрямую из ресурсоснабжающих организаций, УК и ТСЖ.
В обсуждениях принимали участие представители общественности, в частности старший по многоквартирному по ул. Баранова, д.92б Ворончихин Ю.Н. уведомил присутствующих, о ситуации, так сказать, изнутри проблемы: сейчас около 40% жителей дома реально не в состоянии своевременно производить оплаты, а с повышением тарифов эта пропорция безусловно вырастет. Можно ли как то простимулировать своевременные оплаты практикой скидок по примеру оплат штрафов ГИБДД?
Ответил директор «ЭнергосбыТ Плюс» Детинкин Денис Геннадьевич: такая аналогия не корректна, т.к. сумма оплаты соответствует материальным затратам, возникшим при оказании услуги, и в частности по нашей услуге, тариф рассчитан таким образом, что в качестве условной прибыли, из которой в том числе производится модернизация оборудования, заложено менее 20%. Одним из факторов лояльного отношения к неплательщикам, Детинкин Д.Г. назвал не применение имеющегося права передачи взыскания долга коллекторам.
Так же был рассмотрен вопрос о причинах введения нормативов по потреблению,
Минигареев А.Р. указал, что была в частности практика нецелевого использования электроэнергии гражданами, имеющими право на субсидии- попытка обогатиться посредством майнинга за счет дотирования государством. Конечно же такое неприемлемо т.к. нивелирует сам принцип помощи. В этой связи был упомянут инструмент, существующий сейчас- пересчет субсидии. Который работает в обе стороны- как повышения, так и понижения.
В рамках обсуждения, представитель минсоцполитики УР Иутина О.В. уведомила присутствующих, что программый комплекс «Катарсис» давно знаком в их ведомстве, использование его при оформлении субсидий является, на ее взляд, хорошим решением. Кроме этого произошли изменения в определении сроков учета информации, наличия судебной задолженности граждан, претендующих на субсидию. Так же в своей работе министерство учитывает норматив, согласно которому в МФЦ будет переведено 80% очных обращений граждан для предоставления государственных и муниципальных услуг к 2024 году. Это сделано для упрощения порядка подачи документов, экономии времени ожидания и получения услуг.
Мухитдинов Андрей, депутат Воткинского района, в рамках обсуждения поднял вопрос возможности перевода объектов с центрального отопления на отопление при помощи модульных котельных. Разъяснения по этому вопросу дал министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Ибрагимов Р.Р.: обсуждаемая тема, в первую очередь касается соцобьектов. Данный вопрос- это в первую очередь вопрос достаточной газификации рассматриваемого участка, кроме того вопрос финансирования переустройства- сейчас мы приходим к пониманию, что это скорее всего будет реализовываться за счет субьекта Федерации, нежели Газпромом.
Ягафаров Тимур заострил внимание присутствующих на сложностях, возникающих при обращении в МЦФ: обращаясь ко всем присутствующим, поинтересовался о наличии в Удмуртии проблем с межведомственным обменом и такой проблемой, как представление заявителями выцветших чеков, предложил присутствующим как высказать мнение по этим вопросам, так и указать на возможно иные существующие проблемы.
«По поводу чеков- проблема имеет место быть, хотя скорее для заявителей преклонного возраста», - сказал руководитель МФЦ УР. Межведомственное взаимодействие, осуществляемое на ПК «Катарсис» по опыту использования присутствующими, является успешным.
Далее Ягафаров предложил высказаться присутствующим депутатам об опыте обращений избирателей по вопросу сложности получения субсидий. Депутатом Ижевской городской думы Светлаковым Александром был озвучен вопрос избирателей: есть ли возможность не начисления пени в каких либо ситуациях? Ответ от руководителя ЭнергосбыТ Плюс: нами разработана процедура предоставления рассрочки платежа, согласно которой абонент может отсрочить платеж на условиях «плюс три процента годовых к ставке ЦБ», например, сейчас это 10,5 % в год. И плательщик сам вправе определить удобную для себя периодичность оплат, возможно кто то имеет предпочтение использовать кредитную карту с беспроцентным периодом, далее воспользоваться рассрочкой и т.д.
Представитель минсоцполитики проинформировала о том, что если на момент подачи заявления в программе ГИС «ЖКХ» уже имеются ранее загруженные документы, то они повторно не требуются.
Ягафаров Тимур подводя итог совещанию сказал: «Мое мнение по данной теме следующее- у государства существуют все необходимые возможности и инструменты чтобы услугу по получению субсидии на оплату услуг ЖКХ сделать для граждан максимально упрощенной – от гражданина необходимо получать лишь заявление, а остальные документы собирать в рамках электронного межведомственного взаимодействия с использованием ГИС «ЖКХ», сведений от органов федеральной налоговой службы и т.д.»