И это пройдет: убытки "Ижавиа" превысили 500 миллионов

И это пройдет: убытки "Ижавиа" превысили 500 миллионов
Фото: МК в Ижевске

При выезде с территории аэропорта г. Ижевска, пассажиров встречает баннер с философским изречением «и это пройдет». Что характерно, над этой надписью красуется эмблема «Ижавиа». «Ижавиа» это одно из последних предприятий полностью принадлежащих Удмуртии (100% акций). На что же намекает данный баннер? Что скоро пройдет у Удмуртии само «Ижавиа» или сопровождающие предприятие неудачи? 

В наследство от Советского Союза все субъекты получили соответствующие потребностям региона воздушные гавани. За прошедший с этого времени период все они были значительно модернизированы и стали способны к полноценным международным перевозкам. Почти, все. Ижевский аэропорт и к 2021 году так и не стал удобным инструментом с которого начинаются заграничные путешествия ижевчан. «Ижавиа» так и не смог наладить чартерные авиаперевозки за границу. Хотя потребность в этом была постоянно: «выпадающие потоки нашего аэропорта, это по крайней мере 160 тыс. пассажиров в год» (слова генерального директора предприятия А.Синельникова).  На сегодняшний день можно констатировать факт, что огромное количество туристов из Удмуртии пользуются услугами аэропортов Перми, Казани, Набережных Челнов, из-за отсутствия подобных сервисов в аэропорту Ижевска. 

Фото: МК в Ижевске

Кстати говоря, «Ижавиа» недавно прошло поверку Государственным Контрольным Комитетом Удмуртии- это специализированный орган государства, который проводит комплексные анализы и имеет право давать определяющие заключения, аналог Счетной палаты России.

Так вот, по мнению компетентных органов, в лице ГКК динамика деятельности предприятия удручающая: если в 2017 году у предприятия была прибыль в 13 млн рублей; то в 2018 году, в котором пришел новый директор А. Синельников, начинают фиксироваться убытки, причем весьма впечатляющие- 303,1 млн рублей. 2019 год (пандемия началась в конце года)– убыток 3,7 млн рублей. Ну и «ковидный» 2020 год-204,5 млн рублей.

Итого, нарастающим итогом за последние 3 года убыток составил 509,3 млн рублей.

Понимая, что наличие собственного авиаперевозчика- это не вопрос престижа, а бытовой необходимости, Правительство Удмуртии неоднократно пыталось, и в будущем имеет планы и далее оказывать всевозможную финансовую помощь предприятию. За три года из республиканского бюджета было выделено порядка 356,4 млн рублей в разных формах поддержки. В последующем ежегодные транши превысят млрд. руб.

Итог - деньги пошли на погашение образовавшихся задолженностей, однако ситуацию в целом это не сильно улучшило. Более того, в настоящее время АО «Ижавиа» находится в предбанкротном состоянии из-за превышения долгов над чистыми активами (суммой стоимости всего имущества) и дебиторской задолженности (то, что должны самому предприятию). Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, новое руководство авиакомпании согласно данным, опубликованным ГКК, прияло решение об увеличение своего содержания на 32%.

Не смотря на неоднократные заявления в прессе и перед органами власти Удмуртской Республики, о необходимости приведении здания аэровокзала под современные стандарты комфорта и безопасности, мы можем констатировать, что многочисленные рекламные растяжки, полностью перекрывающие все свободное пространство внутри аэро гавани, роднит ее не с респектабельными конкурентами в соседних областях, а с вещевым рынком эпохи становления челночной торговли.  

Сейчас мы можем констатировать, что тучные годы авиаперевозчиков в прошлом: ситуация с пандемией предъявила непредсказуемо жесткие требования к игрокам на этом рынке. Тем печальнее участь тех, кто «лето красное пропел». Наш «Ижавиа» так и не обзавелся современным авиапарком. И хотя было заявлено о покупке нового Боинга 737-800, тем не менее, вряд ли один самолет сможет кардинально улучшить ситуацию, и «вытащить» авиакомпанию из затяжного кризиса.  

На сегодняшний день региональные перевозчики, помимо стандартных «негативов» получили «довесок» в виде лоукостеров от «гигантов отрасли». Выдержать с ними конкурентную гонку невозможно, потому что у больших компаний издержки на одного пассажира кратно ниже, чем у региональных перевозчиков. Отсюда, напрашивается два выхода из ситуации – поглощение более крупным игроком на рынке авиаперевозок, либо слияние с другим (другими) авиаперевозчиками, для снижения издержек на одного перевезенного пассажира.  

В любом случае, как только на рынок авиаперевозок Удмуртии прорвались другие перевозчики с их новым авиапарком и низкими ценами на билеты, сразу же стало ясно, что «простые времена» для АО «Ижавиа» закончились. Поэтому, пришло время непростых и важных решений. «Старый формат» работы уже не работает, а «новый формат работы» еще не заработал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру