«Мусорные гонки» за результатом реформы в Удмуртии

Промежуточные итоги работы регионального оператора ТКО.

Промежуточные итоги работы регионального оператора ТКО.
Фото: pixabay.com

Экология сегодня является одним из приоритетных направлений развития «новой экономики». Грета Тунберг, Гринпис, «Зелёные», Возобновляемая Энергия (ВЭИ) – это лишь немногие из символов 2020 года в сфере экологии.

Для Удмуртии экология так же является одной из актуальнейших тем. Вспомним хотя бы борьбу вокруг полигона опасных отходов рядом с Камбаркой, которая показала готовность как общества, так и властей Удмуртии к отстаиванию своей позиции, в том числе в судах и на митингах.

Одной из «точек напряжения» и столкновения интересов в сфере экологии стала так называемая «мусорная реформа». Принятие поправок к «мусорному закону» №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запустило с 01 января 2019 года «мусорную реформу» в Удмуртии.

Промежуточным итогом «мусорной реформы» в Удмуртии стало принятие в конце 2019 года «мусорного тарифа» для граждан и юридических лиц Удмуртии, и запуск единой системы сбора, сортировки, обработки и утилизации мусора на территории Удмуртии, выбор регионального «мусорного оператора», организация системы ликвидации несанкционированных свалок, запуск программ по раздельному сбору мусора и образовательной программы по раздельному сбору мусора.

Итоги работы единого «мусорного» оператора Удмуртии за 2020 год.

После проведения конкурса по выбору единого регионального оператора по обращению с ТКО был определен победитель – ООО «Спецавтохозяйство», которое возглавил бывший министр ЖКХ Удмуртии – Иван Маринин.

Основными целями работы регионального оператора являлись:

- организация работы с ТКО;

- разработка и принятие единого регионального тарифа по вывозу ТКО;

- ликвидация несанкционированных свалок на территории Удмуртии

При этом, основной целью «мусорной реформы» в Удмуртии, которая мало где озвучивается, фактически является ликвидация несанкционированных свалок на территории районов Удмуртии. Если города Удмуртии до начала «мусорной реформы» имели «рабочие модели» по вывозу мусора, то территории районных администраций были завалены мусором, во многом из-за неумения наладить работу самими районными чиновниками.

Тарифы. Удмуртия и соседние регионы

Как видно из таблицы, имея компактную территорию, на которой более 50% населения сосредоточены внутри и около города Ижевска, мы умудрились получить самый высокий тариф для населения среди всех соседних регионов. Почему?

Мнение регионального оператора о своей работе.

Региональный «мусорный оператор» Удмуртии неоднократно заявлял о большой инвестиционной «мусорной программе» развития отрасли.

Предполагается создать единую систему сбора, сортировки, переработки и утилизации отходов, которая позволит резко снизить экологические риски от несанкционированных свалок, будет развиваться система раздельного сбора мусора, помимо прямого захоронения отходов на полигонах, предполагается возведение завода/заводов по переработке отходов ТКО.

Естественно, для реализации данной программы региональный «мусорный» оператор заявлял о необходимости больших инвестиций в проекты развития, что потребует достаточно высоких тарифов на вывоз ТКО.

На сегодняшний день региональный оператор ТКО заключил соглашения с 12 компаниями, которые собирают и доставляют отходы ТКО до места утилизации. При этом, с целью исключения конкуренции между данными компаниями, вся Удмуртия поделена на зоны работы и открыты несколько районных офисов, где клиенты могут заключать соглашения/договоры на вывоз ТКО.

Проблемы монополизации.

«Антимонопольщики (ФАС) запросили у всех компаний информацию о причинах роста цен на услуги и приложение о калькуляции затрат.

Регоператор ответил, что цены установили на основании поступавших к ним коммерческих предложений. Однако, операторы фактические затраты, соразмерные суммам в коммерческих предложениях, не подтвердили. "Спецавтохозяйство" экономического обоснования тоже не предоставило». – источник: «Российская газета»

На сегодняшний день можно утверждать, что тарифообразование в Удмуртии на вывоз ТКО носит достаточно непрозрачный характер. С одной стороны, понятно желание регионального «мусорного оператора» развивать вверенную отрасль, оставляя «небольшой процент» себе, в виде прибыли.

С другой стороны, непроверенные коммерческие предложения, от достаточно короткого списка претендентов на работу в региональным оператором ТКО приводят к завышению тарифа на вывоз отходов.

Еще одним узким местом является количество полигонов для захоронения отходов ТКО. После того, как стало ясно, что «шантаж местных мусорщиков» не дал результатов, и местные власти не будут оплачивать их работу по рекультивации территорий полигонов, процедуры лицензирования полигонов, проведение регламентных работ и т.д., многие из местных «королей мусорных свалок» были вынуждены закрыться.

Эта ситуация привела к тому, что сегодня с севера Удмуртии отходы вывозятся в район Якшур-Бодьи, на место захоронения, с транспортным плечом до 300 км за один рейс.

По фактически сложившейся ситуации, Удмуртия получила 1 (один) полигон для захоронения ТБО, короткий список транспортных компаний по вывозу мусора с непрозрачными тарифами и вялую работу по уничтожению несанкционированных свалок. Иными словами, мы получили сверхмонолизацию с высокими тарифами и низким % реализации заявленных целей.

Проблема несанкционированных свалок.

Одной из важнейших задач по реформе работы с ТКО была и остается проблема несанкционированных свалок. В Удмуртии выявлено и занесено на карту экологических проблем 481 несанкционированная свалка.

Основной причиной появления несанкционированных свалок являлось отсутствие вменяемой системы утилизации ТКО в частном секторе городов и сельских населенных пунктов Удмуртии.

457 свалок, площадью меньше 3 га, будут ликвидированы Регоператором совместно с властями в течение 10 лет.

Выглядит это примерно так:

Глазов, октябрь 2020 год

Воткинск. Октябрь. 2020 год.

Сарапул. п. Дубровка. Октябрь. 2020 год.

Еще одним «проблемным местом» является «распыление усилий» по борьбе с несанкционированными свалками в Удмуртии. С одной стороны региональный оператор ТКО, с другой стороны, Природоохранная Прокуратура Удмуртии потребовала рекультивации свалки ТКО в Малопургинском районе от администрации района в рамках государственной программы «Чистая среда».

Получается, что «у семи нянек дитя без глаза»?

Тем временем:

- за 2020 год в Татарстане ПОЛНОСТЬЮ ликвидировали 96% ВСЕХ несанкционированных свалок, план на 2021 год – 100% ликвидация всех свалок региона;

- в Перми за 2019 год было ликвидировано 588 несанкционированных свалок;

- 2020 год - в Подмосковье закрыли последнюю свалку;

Светлое пятно среди гор мусора.

Среди всех районов Удмуртии выделяется 1 – Можгинский. НИ ОДНОЙ несанкционированной свалки на его территории. Почему? Видимо, если местные власти реально думают об экологии своего района, то они находят рычаги воздействия на ситуацию, что дает позитивный эффект.

В заключение, по итогу второго года работы регионального оператора по работе с ТКО хотелось бы отметить, что не смотря на привлечение целого бывшего министра ЖКХ Удмуртии к работе главой местного регоператора ТКО мы, жители Удмуртии, получили (в сравнении с соседями) :

- самые высокие тарифа на вывоз ТКО,

- самые низкие темпы ликвидации несанкционированных свалок,

- отсутствие конкуренции на рынке ТКО;

- красивый сайт регоператора;

Возможно, дальше станет лучше, но пока так.