Платные занятия в детском саду вытесняют бесплатные обязательные уроки

Перед руководством детского сада встает «рыночная» задача: как можно больше занятий вынести в программу дополнительного платного образования

С каждым годом все больше детских садов совершенствует свою инфраструктуру, повышает качество предоставляемых услуг, обновляет методическую базу. Прогресс не стоит на месте. Детские сады начинают использовать новые технологии и методологии воспитания малышей. Одним из наиболее важных направлений в развитии способностей дошкольников является получение дополнительного обучения. Однако такие дополнительные уроки не бесплатные, и позволить их себе может далеко не каждый родитель.

Перед руководством детского сада встает «рыночная» задача: как можно больше занятий вынести в программу дополнительного платного образования

Под платными услугами обычно подразумеваются танцы, иностранные языки, лепка, живопись, чтение, театр, бассейн и т.п. Цены за дополнительные уроки по одному направлению колеблются от 400 до 750 рублей в месяц. Если использовать все или большинство из предлагаемых услуг, плата за детсад вырастает почти вдвое.
В Управлении дошкольного образования Администрации г. Ижевска объясняют, насколько правомерны такие действия администрации детского сада с юридической точки зрения.
– В первую очередь родители должны узнать, на основании какой образовательной программы работает их детский сад. Существует определенная программа для детских садов – так называемая основная сетка занятий. Вернее, существуют несколько рекомендованных «свыше» программ, из которых каждый сад выбирает наиболее подходящую для него. При этом на практике получается, что 60 процентов занятий диктуется текстом программы, а оставшиеся сорок процентов формируются на месте. Все, что не входит в эту программу, и называется дополнительным образованием. Они-то и являются платными. В любом бюджетном учреждении для оказания платных услуг разрабатывается положение о порядке оказания таких услуг. Не поленитесь ознакомиться с этим документом, обычно они висят на стендах. Обязательно выясните, что включает в себя платная услуга, не дублирует ли она бесплатную обязательную программу. Например, платный урок по развитию речи подразумевает артикуляционную гимнастику, развитие зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти, развитие фонематического восприятия, работу над звуко-слоговой стороной речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. На таком уроке с вашим ребенком будут заниматься чуть ли не индивидуально, так как группы небольшие. Естественно, на стандартном уроке по чтению, когда воспитатель работает со всей группой сразу, сложно добиться большой эффективности от занятия. Однако ни один детский сад не может навязывать ту или иную услугу. Стоит помнить, что данные предметы являются дополнительными и необязательными, такие занятия не должны проводиться в основное дневное время.

Оно того стоит?
Кто-то считает подобные услуги простым вымогательством денег, другие же, наоборот, уверены, что дополнительные услуги помогают дать ребенку всестороннее развитие, не выходя из стен родного садика. Мнение родителей разделилось:
– Услуг много, никто не спорит, но никто меня не заставит взять больше, чем я считаю нужным. Если у моего ребенка нет способностей к пению, я не буду пользоваться этой услугой. Родителей не так просто «развести» на эти услуги. Доводы, что ваш ребенок останется в группе один, пока все идут на платное занятие, как правило, срабатывают, если родитель не в курсе, что на эти занятия дети ходят группами по пять-шесть человек, то есть поочередно. Все исходят из своих возможностей. У нас в группе есть дети, которые прекрасно развиваются без платных услуг. Не вижу смысла нагружать ребенка с раннего детства. Как правило, следствием перегрузок в раннем детстве будет апатия в подростковом возрасте. Об этом рассказывают психологи.
– Мне нравится, и я пользуюсь всем, что могут предложить. И даже «Витаминкой» – зимой им оксолиновой мазью нос мажут, когда вирусы. Разве это плохо? Конечно, я могу и сама намазать, когда привожу, но ведь ее нужно мазать каждые три часа! А тут намазали – и хорошо. Также мы лепим, рисуем… Все делаем. Я довольна. Кроме этого, у нас два раза в неделю логопед и два раза в неделю развивашки, а по субботам логоритмика. Время и поиграть остается, и даже мультики посмотреть. Да, выходит дорого, но куда деваться. Дочери очень нравится этим всем заниматься, бежит радостная на занятия.
– В прошлом году, когда я пришла забирать ребенка, в раздевалке висели рисунки. Я спросила у ребенка: «Где твой?» Дочка на это сказала, что ей не дали карандаши. После этого заведующая мне объяснила, что, раз мы не оплатили дополнительные занятия, наша дочь не может рисовать со всеми. Стоит ли говорить, что мы перешли в другой садик.
– Прихожу забирать ребенка немного раньше, а у них танцы. Ну, танцы, так танцы... Сижу в раздевалке, жду полчаса. А в конце месяца мне выдали квитанцию, где каждое занятие стоило 375 рублей. И в неделю их было аж три занятия по 30 минут – не хило! Причем по расписанию в это время должны были быть другие занятия из общеобразовательной бесплатной программе (рисование, лепка, игры, физкультура, бассейн и ТАНЦЫ в том числе). Но у нас, как потом «выяснилось», были какие-то крутые танцы с приходящим преподавателем! А мне они вовсе не нужны были. Сказали оплатить, так как услуга была оказана.
– В нашем детском саду предлагали два платных занятия – ритмику и рисование. Пришлось оплатить и то, и другое. Воспитатели настоятельно рекомендовали посещать занятия, иначе твоего ребенка оставят в группе с нянечкой, пока другие малыши занимаются. Как нам объяснили, платное рисование преподавал приглашенный художник. Затем в садике проходили выставки работ. То же самое с ритмикой. Мой ребенок и так ходит в кружок хореографии, казалось бы, ритмика уже ни к чему. Но в противном случае, объяснила воспитатель, моя дочь не сможет участвовать в утренниках, на праздниках, где ребята показывают танцевальные номера. Естественно, любому нормальному родителю не хочется, чтобы ребенок отделялся от коллектива, поэтому приходилось платить и заниматься.
Что в таком случае получит ребенок, занимавшийся по стандартной программе дошкольного образования, если даже простому чтению в наших детсадах обучают за дополнительную плату! Значит ли это, что после окончания дошкольного учреждения ребенок оказывается совершенно не готов к требованиям, предъявляемым при поступлении в школу? Напомним, что будущие первоклассники обязаны пройти собеседование в школе, на котором, в частности, проверяют умение читать и пересказывать текст. 

«Рыночная» задача
Тонкость заключается в том, что образование у нас в стране официально бесплатное, но детские сады поставлены в довольно жесткие условия: с одной стороны, сокращение финансирования, с другой – требование удерживать зарплату педагогов на прежнем уровне. В этой ситуации остается только получать деньги с родителей. Детский сад имеет право собирать деньги только за дополнительное образование. Соответственно, перед руководством детского сада встает такая «рыночная» задача: как можно больше занятий вынести в программу дополнительного образования и как можно меньше оставить в программе обязательного.
Образование всегда было платным. Ни один педагог не станет работать за спасибо – он тоже человек, ему нужно на что-то жить и кормить семью. Другой вопрос, что раньше за образование платило исключительно государство, а сейчас эти расходы постепенно перекладываются на плечи родителей. Хорошо это или плохо, но факт есть факт: платные услуги в детском саду вытесняют бесплатно образование.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: «Маленькие» рыночные отношения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру