Артисты с безграничными возможностями: состоялось театрализованное представление «Искусство жить»

12.12.2017 в 13:03, просмотров: 2415

В начале декабря в Ижевске случилось важное социальное событие: на сцене Дома молодежи состоялось театрализованное представление «Искусство жить». Оно заняло меньше часа, но потрясение вызвало огромное. На сцене были дети с ограниченными возможностями здоровья: танцевали ребята с синдромом Дауна и колясочники, вместе и по отдельности пели дети с нарушением зрения и слуха – руками. Щемило сердце – не от жалости, а от потрясения, как многое могут эти дети и какие классные с ними работают специалисты.

Артисты с безграничными возможностями: состоялось театрализованное представление «Искусство жить»

фото автора

Проект… по заданию
Задание получили студенты Малой академии управления по предмету «Социальное проектирование». Валентина Идельбаева, студентка и специалист по работе с молодежью Центра развития молодежного и детского движения, с тремя своими однокурсниками в поисках идеи вышли на школу-интернат № 15, где учат детей с проблемами слуха.
– Директор Наил Рафикович Сираев дал нам зеленый свет, и школа стала площадкой проекта «Говорящие сердцем», который предлагает детям с ОВЗ театральное творчество, – говорит Валентина. – Мы начали учить жестовый язык, чтобы общаться с детьми и понимать их. И очень быстро нашли хореографа. Алена Бочеева тоже занимается изучением жестового языка и переводом и увлечена этой темой. Так появилась разновозрастная творческая группа из 30 детей от 10 до 18 лет (в интернате учатся с первого по 12-й класс). Первая постановка (буквально на три минуты) прошла в мае 2016 года. Летом мы выиграли грант в 200 тысяч на форуме «Территория смыслов на Клязьме». Он, конечно, усилил мотивацию, и мы могли начать делать то, на что прежде не было средств.
В сентябре 2016 года сложилась труппа. Режиссер Лейла Бахтиярова, прекрасный специалист, владеющий сурдопереводом, начала работать над новогодней постановкой, задействовав 22 слабослышащих и глухих ученика. 22 декабря 2016 года мы показали нашу премьеру «Волшебный бал» – она вызвала настоящий восторг родителей наших артистов. Этот получасовой спектакль, конечно, потребовал много нервов и времени. Но тогда мы уже поняли, что в наших горизонтах планирования – большой фестиваль для детей с разными видами ограничения по здоровью: не только глухих и слабослышащих, но и слепых, слабовидящих, с умственной отсталостью, ДЦП. У них общее испытание в жизни, и они, как нам кажется, друг друга поймут.

Авторы представления

Отклик и соучастие
Пробным шагом к фестивалю стало представление «Искусство жить». Свои таланты показали 70 детей, 50 из них – с ОВЗ. К школе-интернату № 15 присоединилась школа № 53 (для слабослышащих и глухих детей), студия «Бродевй-инклюзив» и сверстники без проблем со здоровьем.
– В организации площадки нам помогли Управление образования города Ижевска, разные министерства, аппарат ГФИ, поэтому билеты были бесплатные, – рассказывает Валентина Идельбаева. – На постановку в этот раз ушло три месяца. Но я счастлива, что проект вырос, и счастлива, в первую очередь, за детей: они получают большие возможности, и в этом их и нас поддерживают все больше людей. Цель, поставленная перед нами в самом начале, достигнута, а проект стал намного больше изначальной идеи. И теперь возможно представить летний фестиваль, где участниками станут все инклюзивные коллективы нашей республики.
А проект «Говорящие сердцем» завершился, но руководство школы-интерната № 15 решило, что останется работать в заявленном формате творческая студия. Три ее направления: музыкальное (жестовое пение), театральное и хореографическое – помогут вырастить универсального артиста и дают огромное поле для творчества. Режиссером и хореографом студии остаются все те же Лейла Бахтиярова и Алена Бочеева.

Как поют глухие?
Этот вопрос задавали многие зрители в Доме молодежи. Казалось невероятным, что жестами дети «пели» и танцевали столь музыкально.
– Сложность в том, что ребята не слышат не только ритм, но главное – характер музыки, мотив, текст, акценты. Нет понимания, где музыка лирическая и нежная, а где биты хип-хопа, – говорит Алена Бочеева. – Все их эмоции копируются с педагога, и от него зависит, чтобы ребенок почувствовал музыку, погрузился в ее настроение. Ученики – это отражение преподавателя. И педагог во время их выступления не может просто стоять и смотреть номер. Нужно уметь протанцевать и передать детям всю энергетику пальцами и взглядом. Мы, педагоги, сидим пред зрителями, и они говорили нам, что даже со спины чувствуется наша бешеная энергетика.
– Что дает творчество особым детям?
– Во время творческих процессов у них идет положительная динамика общего эмоционального настроя: от настороженности и апатии – к радостному желанию творить, общаться, – налаживаются социальные контакты, повышается самооценка и улучшается взаимопонимание между детьми и родителями.



Партнеры