Дорожные торги 2018 года в Удмуртии напоминают битву двух нанайских мальчиков

В Удмуртии выработали «новый подход» к дорожной отрасли, но асфальт после зимы тает по-старому

Ушедший 2017-й стал годом великих потрясений для дорожной отрасли Удмуртии. Тряхнуло основательно. Так, что оказался в СИЗО тот, кто эту отрасль заботливо выстраивал, а начиная с 2014 года еще и откармливал, словно на убой, – бывший глава республики Александр Соловьев, местночтимый покровитель дорожников, пребывавший в этом статусе до 4 апреля прошлого года.

 

В Удмуртии выработали «новый подход» к дорожной отрасли, но асфальт после зимы тает по-старому

Без соловьевских
С арестом экс-главы позиции в отрасли утратили все его протеже. Первым, еще до ареста бывшего главы, оказался в СИЗО его тезка Александр Соловьев. Очень быстро и тихо ушел из министров Виктор Вахромеев, покинула Миндортранс (а вместе с ним и советы директоров дорожных предприятий) дочь – Юлия Башкова. То ли зять, то ли не зять – директор «Автодормостстроя» оказался в СИЗО (из которого, впрочем, уже выпущен).
Сменились и директора крупнейших бюджетополучателей отрасли. Сначала ушел в отпуск и не вернулся из него руководитель «Удмуртавтодора» Александр Корепанов. А в марте 2018-го настало время сменить работу директору ДП «Ижевское» Александру Чумакову, работавшему с июня 2015 года.
Зачистка отрасли от ставленников бывшего главы была проведена успешно. Александр Бречалов назвал произошедшее «перезагрузкой»: «Еще не до конца, но результаты уже есть. И дело не только в том, что сменилась команда, – мы выработали принципиально новый подход к работе», – заявил он, подводя итоги 2017 года.
В чем именно заключается этот подход, стало ясно из того же доклада о положении в республике по итогам прошлого года. Глава Удмуртии поставил перед правительством задачу «полностью ликвидировать проблему непроезжих дорог». Правда, деньги на ликвидацию правительству придется добывать не на казначейских счетах, а самостоятельно, продав часть акций ДП «Ижевское».
Сейчас компания «ВЭБ-Капитал» изучает ДП «Ижевское» на предмет структуры и оценочной стоимости. «Мы планируем реализовать либо частично акции, либо полностью на открытом рынке и через реализацию этого актива привлечь необходимые средства для того, чтобы ликвидировать этот критичный для нас объем дорог в ненормативном состоянии», – заявил Александр Бречалов.

Три четверти за три миллиарда
Правда, месяц спустя, в январе 2018-го, глава Удмуртии проект несколько изменил. Он заявил о грядущем слиянии ДП «Ижевское» и «Удмуртавтодора» в одну компанию, три четверти акций которой будут проданы за 3 млрд рублей. Отвечая критикам, подозревавшим грядущий «распил», Александр Бречалов заявил: «Я открыто говорю, что мы собираемся 75 процентов акций предприятия реализовать за 3 млрд рублей. Вы вспомните: что-нибудь похожее было в республике когда-либо? Оценку делает федеральная компания «ВЭБ-капитал». Все это публично, открыто. Если есть желающие купить дороже, мы продадим, естественно, дороже. При этом контроль мы все равно оставляем за собой… Не стоит переживать, никто ничего не распродает. Мы всего лишь хотим, чтобы те наши активы, которые в собственности, работали более эффективно и работали для вас, для людей».
Остается найти покупателей, которые пока сохраняют молчание. Да и, найдутся ли они, большой вопрос. Привлекательность 75% акций объединенного дорожного предприятия прямо зависит от того, каким бюджетом в ближайшие годы будет располагать дорожный фонд Удмуртии. Своеобразная рекламная кампания уже началась. Несмотря на явные трудности с формированием бюджета, 2018 год был официально объявлен Годом дорог. Объем регионального дорожного фонда в сравнении с 2017 годом хотя и снизился больше чем на полтора миллиарда, но по-прежнему остается привлекательным источником, располагая 4,895 млрд рублей. Заказы крупнейшим дорожным предприятиям в 2018 году гарантированы, но кто знает, сколько будет тратить на дороги республика в следующие три-четыре года.

Все те же юридические лица
Впрочем, до продажи двух третей акций объединенного дорожного актива еще далеко, пока же упор делается на громкие проекты и общественную инициативу. В Глазове собираются отремонтировать 45% всех имеющихся дорог (422 млн рублей), всего же планируется отремонтировать 109 км дорог: почти 50 км региональных и 60 км местных. В Миндортрансе УР озвучивают задачу – довести к концу дорожного сезона до нормативного состояния 870 км (53%) дорог региона.
Особый упор делается на четырехступенчатую систему контроля качества с участием независимой лаборатории и общественных организаций. Правда, далеко не все общественники довольны происходящим в дорожной отрасли. Они отмечают, что в результате торгов по программе «Безопасные и качественные дороги» экономия составила всего лишь от 1,5% до 4% (против 34% в 2017 году).
Основными участниками торгов, как и прежде, стали два предприятия, которым предстоит слияние, – «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское», которые будут осваивать 457 млн и 427 млн рублей соответственно. ДП «Ижевское», впрочем, может освоить и больше – результаты торгов по Устиновскому району Ижевска отменены по жалобе одного из участников.
Повод для жалобы был интересным. Как выясняется, почти всех потенциальных конкурентов крупных дорожных предприятий до аукциона вновь не допустили, придравшись к отсутствию в заявках информации о ширине бордюрного камня. Придрались незаконно, что подтвердил и УФАС по УР, но в том-то и дело, что жалобу подавали не все, а лишь единственный участник, боровшийся за Устиновский район...

Чудо-победа
И действительно, дорожные торги 2018 года напоминают битву двух нанайских мальчиков – «Удмуртавтодора» и ДП «Ижевское». В столице они взяли на себя дорожные ремонты в трех районах – Индустриальном, Октябрьском и Ленинском. Победу ООО «Лидер» на торгах по Первомайскому району можно считать чудом, по Устиновскому району результаты не ясны.
Аналогичная картина по торгам на ремонт региональных трасс. Два из трех лотов (Воткинский, Якшур-Бодьинский, Шарканский и Увинский районы) достались ГУП «Удмуртавтодор». В Завьяловском районе осваивать 176 млн рублей будет ДП «Ижевское». Максимальное снижение цены, как и в случае большинства торгов по городским дорогам, составило ничтожные 3,6%.
Все это резко диссонирует с официальными речами о «новом подходе» к работе дорожной отрасли. Торги 2018 года, в принципе, ничем не отличаются от торгов четырех-пятилетней давности: победители все те же, экономия в пределах арифметической погрешности, потенциальные конкуренты основных игроков все так же не допускаются до торгов, результаты которых, вероятно, предрешены заранее. Да, не стало прежних руководителей, непосредственно связанных с экс-главой, на их место пришли новые. И это все, что смог обеспечить «новый подход»?

В 2015 году ижевчане устроили похороны асфальту

Рождение монстра
А дальше может быть только хуже. Объединение и продажа 75% акций дорожных активов создаст будущего главного игрока рынка – частно-государственного монстра, который вряд ли оставит маломощным конкурентам даже крошки со стола, который будут накрывать в честь успешного завершения очередных торгов. Впрочем, покупателя на озвученную цену в 3 млрд еще надо найти: о рисках, связанных с финансированием дорожной отрасли в связи с незавидным финансовым положением региона, стоит помнить всегда…
Как и о том, что, несмотря на все принимаемые меры, дороги республики и ее столицы по-прежнему тают вместе со снегом. И ежедневно объезжающим весенние ямы автомобилистам, по большому счету, все равно, кто и какие торги и при каких обстоятельствах выиграл. Им нужно одно – качество и долговечность дорог, обеспечить которые пока не удается, в чем легко убедиться, проехав по основным ижевским магистралям, неважно, когда отремонтированным. Впечатления гарантированы – и вам, и подвеске вашего автомобиля.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру