Лицензирование только «для своих»?

 Через два месяца закончится процесс перехода на лицензирование управляющих компаний (УК) в коммунальной сфере, который, по мнению главного Госжилинспектора РФ Андрея Чибиса, должен избавить население от необходимости самостоятельно бороться с недобросовестными управляющими организациями. Однако многие эксперты считают данную законодательную инициативу переделом рынка ЖКХ в пользу компаний, находящихся под покровительством властных структур, и основой для роста коррупции. Так станет ли закон о лицензировании решением многочисленных проблем в многострадальной жилищно-коммунальной отрасли?

Лицензирование только «для своих»?
Фото пресс-службы "Объединения советов домов УР"

 Право на лицензию

С 1 мая в Удмуртии, как и по всей стране, изменится форма надзора за деятельностью УК. С этого момента все организации, обслуживающие многоквартирные дома, будут работать только при наличии лицензии на основании Федерального закона № 255-ФЗ, подписанного Президентом РФ Владимиром Путиным.

Для осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов УК необходимо будет соответствовать определенным требованиям, в числе которых обязательная регистрация на территории РФ и соблюдение стандарта раскрытия информации. Последнее требование, кстати, в Госжилинспекции Московской области считают определяющим при решении о выдаче лицензии. Новая редакция стандартов раскрытия информации предполагает новые шаблоны форм отчетности для информирования жильцов многоквартирных домов, среди которых сведения о капитальном ремонте и земельных участках, также УК необходимо будет информировать о результатах собраний собственников. Интересно то, что сокращены сроки внесения измененной информации на информационные стенды, а также ответы на письменные и электронные запросы граждан до 10 рабочих дней (согласно Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» с изменениями и дополнениями от 10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г.).

Если кратко обрисовать схему получения лицензии, то она такова: сначала руководители организаций сдают экзамен на знание основ ЖКХ и после успешной сдачи подают в Госжилинспекцию запрос на получение лицензии. Далее в срок до 45 дней полномочные на то органы принимают решение по данному вопросу.

Достойна ли компания получить лицензию, решают специальные лицензионные комиссии, состоящие не менее чем на треть из членов саморегулируемых организаций, общественных объединений и других некоммерческих организаций. В Удмуртии, как нам сообщили в Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР, создана комиссия численностью девять человек. В ее состав вошли представители исполнительной, законодательной власти и общественность в количестве четырех человек.

Сто в одном

Выдают лицензию региональные органы жилищного надзора (Госжилинспекция). Первыми право на деятельность, согласно новому закону, получили четыре компании Челябинской области. Об этом 11 февраля 2015 года сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень в рамках IV Российского инвестиционно-строительного форума.

В Министерстве энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР нам сообщили, что на 1 января 2015 года в республике осуществляет деятельность 461 организация жилищно-коммунального комплекса. Лицензионной комиссией проведено 155 экзаменов на знание основ ЖКХ, из которых 139 человек успешно справились с испытанием, не сдали экзамен 7 человек. Из получивших квалификационный аттестат подали заявление на выдачу лицензий пока только 6 организаций.

Всю информацию о деятельности управляющей компании можно будет получать на портале государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). На самом деле портал функционирует, и на текущий момент в базе данных можно увидеть 92 ижевских организации, правда, на поверку оказалось, что некоторые из них уже не существуют и данные, указанные на портале, не всегда соответствуют действительности. Однако к 1 мая 2015 года все данные обещают привести в соответствие с реальной ситуацией. Согласно новому закону на сайте ГИС ЖКХ можно будет контролировать исполнение УК своих обязанностей, подавать жалобы, проверять корректность начислений и оплачивать счета.

Кому это надо?

В Минстрое РФ в доказательство необходимости законодательной инициативы приводят следующие аргументы: меры воздействия на УК со стороны Госжилинспекции станут суровее. Если раньше можно было только штрафовать компанию за некачественную работу, то теперь можно лишить ее лицензии, а значит, и возможности работы на рынке; процедура смены обслуживающей организации станет проще, поскольку в случае претензии нужно только будет написать жалобу, а далее в процесс включается госорган, который принимает соответствующие меры (см. рис. 1). Кстати, планируется, что с 2017 года все «платежки» будут обязательно вноситься на портал ЖКХ, а бумажные варианты платежных документов, «не сходящиеся» с электронной версией, будут считаться недействительными.

Глава Минстроя РФ Михаил Мень сообщил, что были опасения, что компании в связи с ужесточением законодательства будут уходить с рынка, однако пока таких случаев нет - все хотят продолжать заниматься этой деятельностью и намерены получать лицензии.

В целом, как сообщили в пресс-службе Минстроя РФ, процесс лицензирования идет в штатном режиме, и те организации, которые этого достойны, получат лицензию.

При наличии же у жителей дома недовольства к работе управляющей организации необходимо будет написать жалобу в Госжилинспекцию, представители которой выяснят ситуацию. В случае если надзорный орган считает претензию обоснованной, УК выписывают предписание, и если оно не выполняется в срок, то руководитель организации привлекается к административному наказанию в судебном порядке. Как сообщил Андрей Чибис, если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15 процентов, она лишается лицензии, а ее директор - права возглавлять УК на три года.

Попасть в систему

Сами же представители управляющих компаний считают, что закон о лицензировании суть проблемы не решит. Объясняют это тем, что государство и раньше имело достаточные меры воздействия на обслуживающие организации, а вот с действием новой законодательной инициативы выиграют прежде всего крупные компании, аффилированные с госорганами. В этом случае, как отмечают эксперты, проверки таких УК будут проводить максимально лояльно, в отличие от тех организаций, которые не в «системе».

Данные предположения подтвердил и представитель ижевской управляющей компании:

- Лицензирование - это укрупнение и монополизация рынка, а чиновники уже для себя придумали правила игры и применяют активно административный ресурс, - говорит Антон Обухов, директор ООО «Добрый дом». - Сплошные отрицательные моменты. До введения лицензирования присутствовала добровольная сертификация, и мы ее прошли и получили свидетельства. На сегодняшний день ничего не поменялось, те же вопросы, те же правильные ответы и те же проблемы, только они с каждым годом усугубляются.

По мнению иных руководителей управляющих компаний, такое обязательное лицензирование связано с коррупционными рисками, такими как злоупотребление полномочиями лицензирующих органов.

- Не очень хорошо все организовано, сама идея и все происходящее ни к чему хорошему не приведут, - считает Василий Сидоров, начальник юридического отдела ООО «УЖК» Октябрьский». - УК будут писать больше жалоб для устранения конкурентов. Больше нарушений будет фиксироваться и, соответственно, больше предписаний, среди которых будут те, которые нереально исполнить. А такие предписания будут. К тому же есть мощная коррупционная составляющая членов экзаменационной комиссии.

Василий Сидоров, считает, что закон не приведет к тому, чтобы эффективно взаимодействовать с жителями многоквартирных домов. С ним согласен и Антон Обухов.

- Большинство собственников до сих пор еще не понимают, что бремя содержания и ремонта возложили на них. А есть ли лицензия у УК или ее нет, в целом не может повлиять на максимально изношенный и запущенный жилой фонд, который достался частным УК и которые его взяли и приводят каким-то образом в порядок, - добавил Антон Обухов.

Ранее в Минстрое РФ, для того чтобы навести порядок и создать прозрачные правила игры в сфере ЖКХ, рассматривали также вариант саморегулирования, но лицензирование посчитали более подходящим вариантом в нынешнее время. Как видим, данное решение оценивается неоднозначно и экспертами в сфере ЖКХ, и управляющими компаниями.

Как видится, во многом положительный эффект от введения данной инициативы будет зависеть от того, как механизм лицензирования будет выполняться всеми заинтересованными сторонами. Если «играть» будут честно, то, возможно, в коммунальной сфере произойдут положительные изменения, но вот только многие в это не верят.

Справка МК

Лицензирование управляющих компаний многоквартирных домов в России введено Федеральным законом № 255 от 21 июля 2014 года. Закон направлен на защиту собственников от недобросовестных управляющих компаний. В частности, согласно закону, если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15 процентов, она лишается лицензии, а ее директор - права возглавлять подобную компанию. Также вводится коллегиальный принцип принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2015

Заголовок в газете: В законе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру