20 лет
Продолжались вольности, однако, не долго. Двадцать лет спустя был принят новый устав, и о выборах забыли, причем надолго. С тех пор ректоров назначали вплоть до 1987 года, когда на волне «перестройки и демократизации» пытались выбирать кого угодно – от директоров заводов до командиров дивизий. Ни к чему хорошему это не привело, и сама идея выборов всего и вся умерла сама собой. Но только не в вузах, где этот странный атавизм существует по сей день. Ректоров вузов по-прежнему выбирают, хотя сама процедура выборов полностью дискредитирует само это понятие.
Повышенные требования
Стать ректором, например, УдГУ, не может человек без высшего образования, наличия ученого звания (доцент, кандидат, доктор, профессор), стажа педагогической или научной работы не менее пяти лет и справок о повышении собственной квалификации по таким курсам, как «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и т.д.
Но даже если все это у кандидата есть, еще не факт, что он точно примет участие в выборах, поскольку сначала «лишних» людей отсеивает специальная аттестационная комиссия вуза. Потом список поступает главе Удмуртии и совету ректоров вузов республики. И только после этого отправляется на утверждение в Минобрнауки России.
Следующая затем процедура «выборов» с участием членов ученого совета, преподавателей и студентов чистой воды профанация. Тем не менее, на организацию этого действа тратится масса сил, хотя никакого особого смысла оно не имеет.
Любой государственный вуз является подведомственным учреждением и получает деньги из федерального бюджета, выполняя государственный заказ. О каких выборах ректоров в этом случае может идти речь, если руководитель вуза почти чиновник, подотчетный не студентам и преподавателям, а федеральному министерству? Тем не менее, его почему-то до сих пор выбирают, хотя логичнее, конечно, назначать по согласованию с ученым советом вуза и главой региона. К такому варианту Минобрнауки России и профильный комитет Госдумы пытались вернуться, и не раз, но пока ректоров все-таки выбирают.
6-3=3
Когда именно состоятся выборы ректора УдГУ, до сих пор неясно. Дело в том, что дату выборов определят лишь после того, как Аттестационная комиссия Минобрнауки России утвердит кандидатуры на должность ректора вуза. Список, рассмотренный Главой Удмуртской Республики Александром Соловьевым и советом ректоров вузов УР, в федеральное ведомство уже поступил, и какое-то решение по нему будет принято, очевидно, в ближайшие дни.
Пока же в списке претендентов значится шесть фамилий. Кроме действующего ректора Галины Мерзляковой, на должность ректора претендуют доктор биологических наук Игорь Меньшиков, кандидат экономических наук Галина Васильева и ее коллега – экономист Игорь Боткин.
Последних, кроме, разумеется, действующего ректора, многие считают статистами, участвующими в выборах по принципу «не догоню, так согреюсь». Реальных шансов получить место ректора у них ничтожное количество, выборы для них скорее попытка заявить о собственных амбициях.
Куда серьезнее выглядят притязания на должность двух других оппонентов действующего ректора Галины Мерзляковой. Доктор психологических наук Николай Леонов выдвинут на пост ректора сразу десятью структурами – это второй результат после действующего ректора. «Мягкую» оппозиционность Николая Леонова поддерживает значительная часть преподавательского состава, однако вряд ли этого хватит для победы.
Другой противник Галины Мерзляковой – ректор Института развития образования (ИРО) Владимир Байметов более решителен в своих заявлениях. Он не стеснялся критиковать действующего ректора УдГУ в бытность проректором по связям с общественностью и деканом факультета журналистики. За что и поплатился: покинув УдГУ, Владимир Байметов выходил для себя должность ректора ИРО, но явно претендует на большее. Хотя, судя по всему, для УдГУ он отрезанный ломоть: на должность ректора вуза Владимир Байметов выдвинут единственной структурой – институтом, который он возглавляет.
Вряд ли Николай Леонов и Владимир Байметов способны отобрать у Галины Мерзляковой столько голосов, сколько ей не будет доставать до победы.
Строитель против инноваций
Куда сложнее ситуация в ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, хотя здесь и кандидатов на ректорское кресло меньше (всего три), и дата выборов известна – 27 февраля. Но до сих пор явного фаворита на должность уходящего в отставку 64-летнего Бориса Якимовича нет. Наверняка, несмотря на слухи о неких финансовых махинациях в вузе, он выиграл бы выборы, но участвовать в них не имеет права согласно уставу университета.
Ольга Малина, председатель профкома ИжГТУ и завкафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления», пользуется авторитетом, но пока его явно недостаточно для того, чтобы реально претендовать на должность ректора. За нее поборются два основных претендента. Это завкафедрой «Промышленное и гражданское строительство» Валерий Грахов, некогда работавший замглавы администрации Ижевска по градостроительству, и Раиль Галиахметов, проректор ИжГТУ по научной и инновационной деятельности.
Что интересно, оба – люди для ИжГТУ «неродные». Валерий Грахов оказался в вузе после того, как его мягко, но настойчиво попросили уйти из столичной администрации. Раиль Галиахметов, некогда всерьез претендовавший на должность ректора УдГУ, пришел в ИжГТУ из Госсовета УР, где занимал должность руководителя постоянной комиссии по экономической политике. Последний и считается самым реальным претендентом на пост ректора ИжГТУ. Во-первых, как неофициальный преемник Бориса Якимовича. Во-вторых, как кандидат, хорошо представляющий, в каких реалиях вузу предстоит жить в ближайшее время. Если Валерий Грахов, в силу профессиональных особенностей, делает упор на стройку, то Раиль Галиахметов исходит из того, что ИжГТУ должен стать республиканской площадкой инновационного развития, попасть в число российских вузов, получающих финансирование на реализацию совместных с промышленными предприятиями проектов.
Впрочем, это еще не значит, что Раиль Галиахметов обречен на победу. Ситуация намного сложнее, чем кажется: кто будет ректором ИжГТУ, будут решать не только в Минобрнауки России – свое веское слово должны сказать ведомства, курирующие «оборонку», и директора предприятий ОПК, тесно связанных по работе с ИжГТУ. В конце концов именно они являются заказчиками интеллектуальной продукции вуза, от них во многом зависит финансирование университета.
Все предопределено?
Еще лет 10-15 назад выборы ректоров ведущих вузов республики превращались в политическое действо. Руководству Удмуртии было не все равно, кто будет возглавлять университеты. ИжГТУ это касалось в меньшей степени, учитывая его «оборонную» специфику, тем не менее Бориса Якимовича неизменно поддерживал бывший президент Удмуртии Александр Волков. Он же был инициатором смещения с должности ректора Семена Бунтова, руководившего вузом с 2007 по 2012 год, и «выборов» на эту должность Галины Мерзляковой. Почему выбор пал именно на нее, понять несложно. Куда сложнее ответить на вопрос, чем прежнее руководство республики не устроил Семен Бунтов.
Эксперты, с которыми разговаривал корреспондент «МК» в Ижевске», единодушно делают ставки на Галину Мерзлякову и Раиля Галиахметова, соглашаясь с тем, что именно на них, скорее всего, будут ставить и федеральное министерство, и руководство Удмуртии. Прочие кандидаты – темные лошадки, от которых не знают, чего ждать, и делать ставку на них слишком опасно: как они поведут себя в той или иной ситуации, никто не знает.
Так что выборы ректоров двух крупнейших вузов республики, как ни крути, без особого выбора. Что по-своему закономерно: кто платит деньги и заказывает музыку, тот ректора и «танцует», тем более если это дама, а соседи по столику не против.