Основоположнику удмуртской государственности Трокаю Борисову – 125 лет

В последние годы в Ижевске зазвучал удмуртский язык, все больше людей ходят на курсы удмуртского, появляется множество интересных пиар-проектов, рождаются новые культурные герои. Нам хотелось бы, чтобы Ижевск вспомнил свои удмуртские корни и наконец в полной мере осознал свое второе «я». Мы будем рассказывать об общественной и культурной жизни удмуртов Ижевска и республики, поразмышляем от том, как превратить удмуртский язык в ресурс развития региона.
Присылайте ваши новости и размышления по e-mail: alex@udmurtlyk.ru (Алексей Шкляев).

 

Основоположнику удмуртской государственности Трокаю Борисову – 125 лет
udmurt.ru

125 лет исполнилось со дня рождения выдающегося врача, ученого-филолога, этнографа, публициста и общественного деятеля Трокая Борисова.
Четыре года назад на улице Коммунаров в Ижевске напротив скульптуры человека с винтовкой – И.Д. Пастухова – был открыт памятник. К нему нередко возлагают цветы, но мало кто знает личность этой воплощенной в камне фигуры. Это один из лидеров удмуртского народа, основатель Удмуртской автономии, видный удмуртский публицист, первый редактор знаменитой удмуртской газеты «Гудыри» («Гром»), первый дипломированный из удмуртов врач – Трокай Борисов. В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения, и в республике проходят научные конференции, конкурсы и литературные вечера в честь его юбилея.

фото из архива

Официального признания Трокай Борисов после его репрессии по фальцифированному делу «СОФИН» в 1933 году, а потом еще двух судимостей во время ссылки удостоился довольно поздно. Только к 1989 году благодаря усилиям его племянника И.Н. Борисова, историка К.И. Куликова и народного поэта Калмыкии, депутата Верховного Совета СССР Давида Кугультинова было снято с Трокая Борисова последнее несправедливое обвинение. Но и этого было недостаточно, чтобы полностью реабилитированный Т. Борисов встал в нашей памяти во весь рост. 2011 год благодаря инициативе общества удмуртской культуры «Дэмен» был объявлен в республике годом Трокая Борисова, а глава Удмуртии подписал указ о возведении Т. Борисову памятника. Министерство национальной политики учредило медаль «Трокай Борисов». Депутат Госсовета УР А.М. Фоминов, выступая на научной конференции, сравнил Трокая Борисова по силе страсти служения и преданности своему народу с Симоном Боливаром, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой. С тех пор продолжается всестороннее изучение жизни Трокая Борисова.
Творческое и научное наследие его велико. Это не только составленные им сборники народных песен, антологии стихов, научные, научно-популярные книги, первый Толковый удмуртский словарь, но и его публицистика. По существу, как тексты Т. Борисова могут рассматриваться подшивки газет «Гудыри» за 1918 – 1920 годы, в которых не только множество отредактированных и собственноручно написанных статей, но есть и целые номера, созданные одним редактором, ибо ему, в силу недостатка кадров, приходилось писать самому под разными псевдонимами. Было бы оправдано весь корпус текстов первых лет газеты «Гудыри» собрать и включить в собрание сочинений Т. Борисова. Редактируемая им газета прежде всего решала культурно-просветительские задачи. Потом в его адрес не раз будут брошены упреки, что газета обращалась к удмуртам не с пролетарскими, а с общедемократическими лозунгами. Т. Борисов печатал и правого эсера К. Яковлева, и священника Г. Верещагина, и ушедшего с «белыми» поэта Н. Корнилова.

Т.Борисов и К. Герд

Политическая и идеологическая платформа Т. Борисова достаточно широка. Будучи большевиком, он хотел объединить вокруг себя людей разных политических убеждений и тем самым решать задачи по объединению и просвещению своего народа. В поле внимания Борисова находилась широчайшая реальность: от этимологии отдельно взятого удмуртского слова до вопросов партийного и государственного строительства. И можно выделить в совокупности его текстов политический, публицистический, лингвистический и, может быть, и медицинский дискурсы.
Всю разностороннюю деятельность Борисова – политическую, общественную, научную и даже поэтическую (есть и стихотворное наследие Борисова) пронизывает дума о своем народе. Будь Борисов более хладнокровен, более зациклен на своей личности, более отстранен от мысли о сохранении своего этноса, судьба его могла быть иной и очень благополучной. Он мог остаться в сфере медицины или лингвистики, этнографии или журналистики, и всюду он был бы выдающимся специалистом, но его всегда бросало туда, где он был наиболее необходим и незаменим. Можно сказать, что он редкий публицистический тип человека-гражданина. Посмотрите: то он филолог, то врач, то публицист, то государственный деятель, то партийный работник – и вместе с тем одновременно и тот, и другой, и третий. Он жертвовал собой ради общего национального дела и, следуя духу своего времени, бросался в бой. Он постоянно актуализировал себя. Острие его мысли всегда было направлено в сторону национального дела. Это четко уловил и выразил доктор исторических наук Н.П. Павлов в своей одноименной монографии. «Воспитанный в духе революционных традиций, – пишет историк, – он (Борисов. – А.Ш.) вступил в борьбу, чтобы вывести свой удмуртский народ из сумрачного состояния и втянуть в водоворот могучих политических событий, разбуженных Октябрьской революцией... Среди государственных, политических и общественных деятелей Удмуртии нет фигуры, равной Борисову, которая столь много вобрала, впитала в себя все ценное, прогрессивное и лицеприятное, что есть в самом удмуртском народе».
Но почему же Борисов, озабоченный не классовой борьбой, а прежде всего судьбой своего этноса, спросим мы себя, примкнул к большевикам? Почему не к белогвардейцам, а к красным? Вспомним: первый номер редактируемой им газеты «Гудыри» вышел как орган политсовета 2-й Красной Армии. А разве белая гвардия предлагала решить национальный вопрос? Разве в белой армии создавали газеты на удмуртском языке? Вероятно, по замыслу Колчака, в единой неделимой России народы оставались бы теми же инородцами, каким они были в течение многих веков. Т. Борисов видел единственную возможность решать национальные вопросы в рамках автономии, в которой удмурты были бы втянуты в государственное и гражданское строительство. И когда он видел, что и в рамках национальной автономии, среди большевиков, ослепленных угаром классовой борьбы, ущемляются права народа, Борисов выступал и против большевиков. Обвиненный ими в мелкобуржуазном национализме, Трокай Борисов в 1923 году тайно сбежал в Москву, попал на прием к И.В. Сталину. Комиссар по делам национальностей предложил ему сделать временно шаг в сторону и направил его на партийную работу в Калмыкию. Т. Борисов и здесь, в административном и партийном руководстве автономной области, застал трения на межнациональной почве, и уже было даже принято решение о разделении территории по национальном признаку. Но благодаря твердой и дипломатичной позиции Т. Борисова, пишет исследовавший его партийную деятельность в Калмыкии Н.П. Павлов, следующий пленум обкома партии «пошел не по пути пересмотра административного деления области (на русский и калмыцкий регионы. – А.Ш.), как предлагалось ранее, а по пути ускорения процесса выдвижения калмыков на советскую и партийную работу так, чтобы организационная работа в этом деле соответствовала росту самосознания калмыцкого народа». Таким образом, Т. Борисов свою задачу видел не только в том, чтобы в калмыцком народе развивать экзотически этнографическую сторону, но постепенно и тактично втягивать калмыков в политическую и государственную деятельность. Такая принципиальная позиция в решении национального вопроса и привела Т. Борисова к столкновению с уже сложившимся большевистско-чиновничье-бюрократическим аппаратом в области, который интуитивно чувствовал угрозу своим клановым эгоистическим интересам, и в конце концов уже после того, как Т.Борисов снова вернулся работать на родину, он был заодно с К. Гердом обвинен по инспирированному против них делу и репрессирован. Прошедший множество этапов лагерной жизни и впоследствии сосланный на Чимкентские рудники, Трокай Борисов умер в 1943 году от истощения и болезней.
В Ижевске живут племянница и другие многочисленные родственники Т. Борисова.

 

Сюжет:

Ижкар

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Дело Трокая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру