Подробности громкого убийства семьи Перевощиковых в Ижевске. Часть 1

"МК" продолжает цикл публикаций «Криминальные войны Ижевска»

Конец лета 94-го. В начале августа на тридцать суток по ельцинскому указу захлопываются двери камер СИЗО за Касимом и его сторонниками. Родион (Александр Родионов) же, наоборот, недавно покинув стены того же учреждения, рыскает на воле и готовит план мести злейшему врагу. Пока большие «боссы» заняты решением своих больших планов, в городе вовсю развернулась банда «спецназа» под предводительством Малышева и Култашева.

"МК" продолжает цикл публикаций «Криминальные войны Ижевска»
Сотни ижевчан пришли проститься с семьей Перевощиковых

В банде, как и в стае, должен быть один вожак. За лидерство постоянно боролись Дима Малышев и Боря Култашев. Боря два года тянул лямку в рядах Вооруженных Сил, потом прошел спецподготовку в роте милицейского спецназа, владел приемами рукопашного боя, умел неплохо стрелять и сохранил хорошие связи с бывшими сослуживцами. Следует учесть еще и родственную связь с первым замом МВД – полковником Перевощиковым. При таком тесте Култашев чувствовал себя уверенно.

Малыш (так сокращено называли Малышева) в армии не служил (двое детей), спецподготовку не прошел, однако имел очень волевой, властный характер. Малыша боялись и уважали. Ему удалось сохранить волю даже после нескольких месяцев тюремной одиночки, и многие сотрудники органов до сих пор с почтением вспоминают «духовитость» Малышева. Говорят, что даже его жена, когда ее спросили, сказала, что, если бы возникла сейчас возможность начать все сначала с Димой, она, не сомневаясь, вновь связала бы с ним свою жизнь.

Два вожака, два лидера, два характера когда-нибудь должны были столкнуться лбами. В августе произошел конфликт между Малышевым и Култашевым. Дима «забил стрелку» Боре в районе объездной дороги. Встреча реально могла закончиться перестрелкой. Но обошлось без кровопролития. Дима и Боря пришли к консенсусу, договорились. Суть договора была проста: крупные дела решать вместе, прибыль друг от друга «не зажимать» и не «крысятничать». На том и порешили. Расстались друзьями.

Но уже через месяц Борис Култашев надумал нарушить условия дружеского договора. К Боре по старой дружбе обратился с финансовой проблемой молодой коммерсант – некто Токмурзин. У бизнесмена возникли «непонятки» с тремя бизнесменами покрупнее. Токмурзин взял у них крупный денежный кредит – в 100 миллионов (старыми). Пообещал с процентами вернуть через два месяца. К концу сентября сумма долга составила 150 миллионов. Деньги у Токмурзина имелись, правда не в таком количестве. Была еще одна сложность: возвращать долги Токмурзин очень уж не хотел. Зато хотел избавиться от кредиторов. От всех разом! И... заказал Боре всех троих!

Боря поинтересовался суммой долга и тут же согласился за половину (75 миллионов) избавить коммерсанта от всех финансовых проблем. При этом Боря поручил Токмурзину собрать все данные о кредиторах, а сам пригласил свою «торпеду» – Вадима Топоркова. Вадим должен был Боре три миллиона рублей. Култашев разъяснил «торпеде» суть дела и пообещал в случае успеха долг простить, да еще и накинуть 30 «мультиков». Правда, было одно маленькое условие: Боря приказал Топоркову не рассказывать Малышеву и его людям о своем деликатном поручении.

Однако Вадим оказался парнем воспитанным и все до мельчайших подробностей выложил Малышу. Говорят, что Малышев к тому времени уже был назначен Касимом «смотрящим» по Каракулино, вел дела грамотно и как бы справедливо. Банду свою держал в ежовых рукавицах, а тут вдруг бунт на корабле! И кто главный смутьян? Боря! Малыш очень разозлился и «забил» Борису вторую «стрелу»! Заказ на трех бизнесменов так и остался невыполненным.

Борис, ты не прав!

Это была последняя «мирная» встреча Бориса Култашева с бывшими товарищами по банде. Малышев грозно пообещал, что теперь Борису предстоит держать серьезный ответ за нарушение условий договора. Борис в ответ пригрозил, что все расскажет тестю.

Однако странно: если бы подробности похождений банды стали известны полковнику Перевощикову, то активную роль зятя вряд ли было возможно скрыть. Кстати, к тому времени за Култашевым вовсю «работала» служба наружного наблюдения. Инициатором слежки выступало УБОП МВД УР. Перевощиков о пристальном внимании «наружки» к своему зятю не знал. С 6 на 7 октября, накануне убийства, «наружка» засекла контакт Бориса со своим высокопоставленным тестем.

Контакт происходил на балконе. Видимо, Култашев как раз и делился с Николаем Александровичем своими проблемами. Говорят, что на следующий день полковник затребовал всю информацию по Неведицину («финансит» Касима). Так это было или не так, теперь уже никто не узнает. А между тем впереди были два последних выходных дня. Последних для семьи первого зама...

8 октября, в субботу, вся банда собирается на конспиративной квартире Малышева в доме № 172 по улице Ленина. Полный кворум: сам Малышев, Пешков, Гришаев, Вершинин, Краснов, Топорков и Жарухин. На повестке дня главный вопрос: что делать с изменником Борисом? Решили Борю «кончать», пока не поздно!

Вечером 8 октября Борю Култашева «пасли» сразу две бригады – милицейская «наружка» и бандитский джип с Малышевым, Гришаевым и Пешковым на борту. А Борис в это время преспокойно отрывался в сауне СУ–13.

После полуночи Боря едет домой – в четырехкомнатную квартиру тестя по улице Восточной, 32. Возле дома уже дежурит белая «девятка» с бандитами. Боря на своей черной «Тойоте» прибыл около трех часов ночи. Завтра воскресенье. Можно выспаться как следует. Борю пеленгует «наружка»: «Объект вошел в квартиру». Борю с противоположной стороны дома фиксируют бандиты: «Ага, вернулся, гад!»

...В тот вечер большая дружная семья Перевощиковых отмечала день рождения младшего сына. Старший сын Игорь, сотрудник налоговой полиции, привел знакомить с родителями свою подружку, младший Сергей получил увольнительную в «антоновке» (школа милиции), Татьяна занималась с маленьким Русланом и помогала матери на кухне. Нина Александровна решила побаловать домашних фирменным блюдом – мясом по-французски. Накрыли большой широкий стол в зале. Праздничная скатерть. Все в сборе. Нет только Бориса.

Много, очень много разных людей дожидалось Борю в эту ночь. С особым рвением и нетерпением ждали появления «объекта» те, что сидели в автомобилях по разные стороны дома № 32 по улице Восточной.

Факты и предположения

Множество белых пятен, невыясненных следствием фактов, предположений и слухов до сих пор существует по делу об убийстве семьи Перевощиковых.

Факт № 1. Накануне убийства в одну из квартир второго этажа обратился некий гражданин. Он представился соседом с третьего этажа: мол, ключи потерял, дозвольте с вашего балкона глянуть на свой. Соседка припомнить гостя не смогла, но на балкон пустила. Мужик, прорвавшись на балкон, повел себя довольно странно: вверх глядеть не стал, а совсем даже наоборот – уставился вниз, на крышу магазина «Ковры – хрусталь». Поблагодарил и удалился. Ясное дело: осматривал мужик возможные пути отхода. Кто это был, что за «сосед», установить так и не смогли.

Факт № 2. За 15 – 20 минут до убийства во всем микрорайоне (!) внезапно вырубается свет. Когда банда ворвалась в квартиру Перевощикова и стала поливать спящих людей свинцовым дождем, хозяйка квартиры Нина Александровна (бабушка привыкла реагировать на шум – маленький ребенок в доме) вскочила и безуспешно щелкнула выключателем. Пули настигли ее в самом проходе маленькой супружеской спальни. Внезапное выключение света – что это, случайность или злой умысел?

Факт № 3. Служба наружного наблюдения («семерка») несла круглосуточную вахту по отслеживанию действий и контактов «объекта» – Бориса Култашева. В ту ночь, с 8 на 9 октября 1994 года, оперативники успели засечь три смутные тени, заскочившие в подъезд. В кромешной тьме двора хорошо было видно, как в окне квартиры Перевощиковых замелькали странные вспышки, как будто кто-то фотографировал. «Фотографией» оказались выстрелы боевых «стволов», снабженных глушителями. Звук выстрелов странным образом преломлялся, и операм казалось, что где-то в соседнем дворе бьют молотком по металлу. Один из сотрудников «наружки» сделал круг возле дома и заметил светлую «девятку». Даже смог приблизительно запомнить номера. Но соваться в «адрес» «наружка» не стала. Ее интересовал только «объект», а Боря никак себя не проявлял, и, значит, по инструкции надо было ждать...

Когда через несколько минут (оставшийся в живых Борис нервной рукой набрал «02») к подъезду стали подкатывать патрульные милицейские машины, оперативники «наружки» смекнули, что это были за тени и что это были за «фото» с металлическими звуками. Опера рванули в подъезд и махом пролетели шесть этажей. Навстречу им – объект наблюдения, Борис! В сопровождении милиции. «Менты» в форме предлагают «ментам» без оной (шибко секретным «ментам») побыть здесь в качестве понятых. Опера «наружки» ошарашенно смотрят вглубь квартиры (видят кровавую дорожку) и, сославшись на занятость (это в четыре-то часа утра!), убегают докладывать о ЧП своему руководству. Руководство уже в курсе и в полушоковом состоянии мысленно прикидывает формулировку рапорта.

Факт № 4. Деньги за выполненный «заказ» банде передавал скользкий как уж господин Неведицин. Его быстро установили, арестовали, допросили. А потом... отпустили под залог. Залог пропал. Пропал и Саша Неведицин. А он знал очень много! Очень! Установлены исполнители и заказчики (это якобы был Дмитрий Малышев), но до сих пор гуляют слухи о других заказчиках этого громкого преступления. Один из слухов: Перевощикова «заказал» весьма высокопоставленный чиновник. Якобы Николай Александрович реально претендовал на президентское кресло, пользовался авторитетом, имел обширные связи и возможности. Поговаривают, что сейчас в одной из удмуртских тюрем содержится некий зек С., который под видеозапись называет заказчика и причастных людей. Якобы эта «взрывоопасная» видеокассета до сих пор хранится где-то в недрах МВД. Бродили смутные слухи о «заказе» полковника властными структурами. Но так и остались всего лишь слухами.

Факт № 5. Говорят, что Касим жутко разозлился на Перевощикова за организованный им «ментовский беспредел», когда его и «братву» за здорово живешь «закрыли» в СИЗО на целый месяц. Говорят, что Касим дал негласное «добро» на это беспредельное убийство целой семьи. И очень грамотно сумел обеспечить себе алиби, привычно покинув город накануне очередного громкого преступления.

Факт № 6. С некоторых пор между двумя оперативными службами МВД существовало скрытое, негласное соперничество. Уголовный розыск и «шестерка» (УБОП) изо всех сил пытаются доказать свою нужность, «крутость» и информированность. В 94-м начальники обеих служб (как в фильме «Семнадцать мгновений весны» боролись за лидерство абвер и гестапо) делали все возможное и невозможное, чтобы заслужить особое доверие и расположенность полковника Перевощикова. Каждое ведомство располагало некоторой оперативной информацией о деяниях банды «М&К». И эту информацию тщательно скрывало от коллег в надежде реализовать самостоятельно и, что называется, сорвать банк. Но вышло иначе. Вот если бы оперативные подразделения перестали задирать нос и объединились... Рассказывают, что смерть Перевощикова и его семьи стала большим потрясением для руководителей вышеназванных служб. Каждый из них, не сговариваясь, посещал неоднократно могилу семьи на Хохряковском кладбище. Они подолгу стояли там в одиночестве. Но было поздно. Поздно, обидно... и стыдно.

Факт № 7. После того как у Бориса сошел мандраж от случившегося убийства и он нашел в себе силы рассуждать логично, первое, что сделал Култашев, – потребовал немедленной встречи с прокурором республики. Виктор Михайлович, несмотря на ранний звонок, примчался через 20 минут в небезызвестное здание бывшего детского сада, расположенное по улице Репина, 31. Борис Борисыч и Виктор Михайлович более часа (!) о чем-то беседовали в закрытом кабинете. Кабинет, к сожалению, не был оборудован специальными средствами для записи информации. Так что узнать суть беседы не представилось возможным. Однако собеседники консенсус нашли. После этой беседы прокуратурой якобы были изъяты какие-то (не установлено точно, какие) документы из сейфа первого зама, а Борис стал медленно, но уверенно давать показания. Следствие по делу об убийстве сразу поручили прокуратуре, и к Култашеву милицейских следаков потом почти не подпускали. Хотя среди «ментовских» следователей имелись весьма неплохие знатоки и профессионалы своего дела. Между прочим, Малышева Борис следствию так и не сдал. О Малыше узнали от его подельников в процессе допроса первых подозреваемых.

...Между прочим, есть еще люди, которые располагают сведениями о фактах № 8, 9, 10 и так далее. Но эти люди предпочитают помалкивать. Потому что желают прожить остаток жизни спокойно, потому что не хотят ломать привычный уклад и общепринятую официальную версию следствия. Потому что просто не торопятся окончить жизнь преждевременно, в результате несчастного случая.

Огонь на поражение

Надо быть полным, безбашенным отморозком, чтобы решиться на расстрел семьи первого заместителя министра внутренних дел с той лишь только целью, чтобы скрыть следы своей прежней преступной деятельности. Банда Малышева, преследуя единственную цель – физическое устранение отщепенца Бориса, могла бы «грохнуть» его где угодно. В сауне, подъезде, на улице наконец! Тем более что опыт в подобных делах у банды имелся неплохой. Значит (логично размышляя), банда собиралась «завалить» всех! Включая самого полковника Перевощикова! Абсолютно абсурдный и необдуманный шаг! Только дебил не мог предположить, что после этого на него не ополчится вся милиция республики! Малышев дебилом не был. Он должен был понимать, что накануне большого «Сигнала» (10 октября в республике планировалась крупная милицейская спецоперация с привлечением приданных сил соседних регионов) злить «ментов» небезопасно!

И все же Малышев решился! Может быть, ему сделали предложение, от которого трудно отказаться? И не выдерживает никакой критики «оправдательная» версия бандитов о том, что эти выходные вся семья должна была провести на огороде. Что в квартире мог остаться только сам Борис. А ну как получится не так? Ведь у банды был четко разработанный план, они знали расположение комнат в квартире, неоднократно бывали в гостях. И понимали, что убить одного из главных «ментов» – это не хухры-мухры! Это не банальный расстрел банкира или коммерсанта. Это не лихой бросок боевой гранаты в окно соперника по бизнесу. Тут будут грызть до конца и рыть в самую глубину. Тут «спросят» на полную катушку!

...Стандартная четырехкомнатная квартира в обычной панельной девятиэтажке. Хлипкая деревянная дверь выбита ударом ноги. Жаба (Дима Пешков) оставил четкий отпечаток своего ботинка фирмы «Саламандер».

Прихожая. Ванная, туалет. Налево – кухня. Прямо и направо – комната. Налево по коридору – вторая.

Налетчики стреляют все сразу.

Направо в комнату. Убита жена Бориса – Татьяна.

Налево в комнату. Убит старший брат Игорь.

Прямо – зал с остатками семейного пиршества. Под столом прячется Сергей. Его киллеры не приметили. Из зала налево – спальная комната.

Нину Александровну огненный смерч настиг прямо у дверей. Николай Александрович получил свинец в супружеской постели. Встретил смерть полковник Перевощиков с открытыми глазами…

Потом убийцы быстро скрылись. По ступенькам вниз с шестого этажа. В машину.

«Девятка» рвет с места, оставляя на выбоине асфальта заметный след. А наверху, в трех комнатах из четырех, остались живые свидетели. В первой, где спал в кроватке маленький Руслан (мальчика хранил сам Бог, наверное), спрятался под широкой двуспалкой главный объект покушения – Борис Култашев.

Слева по коридору в маленькой комнате получила касательное в руку подруга Игоря Перевощикова – Мельчакова.

В зале под столом укрылся младший сын семьи – курсант «антоновки» Сергей Перевощиков. Оба старших члена семьи – Николай Александрович и Нина Александровна – убиты...

Выбитая деревянная дверь, обтянутая коричневым дерматином, валяется у входа. По коридору – кровавая дорожка. В зале на столе в тарелках – остатки мяса по-французски.

На телевизоре рядом с букетом тюльпанов мерцают зеленым цифровым пунктиром электронные часы. Раннее осеннее утро. Шестой этаж первого подъезда дома № 32 по улице Восточной. Обычная четырехкомнатная квартира. В каждой комнате раздетые и полураздетые трупы. Гильзы. Много гильз и... кровь.

Воскресенье, 9 октября. 5.30 утра. Сработала «стойка». Личный состав МВД поднят по тревоге. Спросонок люди никак не могут понять случившегося. Думают, что это чья-то нелепая шутка. Потому что ТАКОГО просто не может быть!

Тревога должна была начаться в понедельник, как и положено, с началом операции «Сигнал». А тут – выходной день, убийство семьи полковника Перевощикова! Бред какой-то…

...Потом был усиленный розыск убийц. Первым задержали Жабу (Дмитрия Пешкова). Разговаривали с ним долго и очень-очень «вдумчиво». Потом в руки органов постепенно попадались остальные члены банды. Последним, как капитан тонущего судна покидает мостик, был захвачен Малыш. Его брали красиво, ночью, со стрельбой и спецэффектами.

Но до этого банда усиленно «зачищала» следы преступления, прятала оружие и одежду.

(В следующем номере читайте продолжение расследования убийства семьи полковника Перевощикова.)

Дорогие читатели! У вас есть уникальная возможность лично пообщаться с автором и задать ему интересующие вас вопросы по почте vopros.avtor@yandex.ru. Самые интересные письма будут опубликованы в следующем номере.

Какова судьба зятя полковника Перевощикова – Бориса Култашева?

После освобождения в 2007 году Борис Култашев поехал в Санкт-Петербург к своему другу, с которым познакомился еще в местах заключения. Там, в Питере, Борис вместе со своим приятелем совершил вооруженный налет, в ходе которого Борис устроил перестрелку с милиционерами и даже ранил одного из них.

За совершение разбойного нападения и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов в 2008 году Култашев был осужден на 10 лет. Срок отбывал в колонии, расположенной в городе Бор Нижегородской области. Затем был направлен в колонию-поселение, расположенную в Пермском крае. Не исключено, что он уже освободился по УДО (условно-досрочно) и вполне может находиться в Ижевске, где проживает его сын. Следует отметить также, что за время нахождения в местах заключения Борис занимался спортом и находился в хорошей физической форме.

Откуда берутся педофилы и почему они так поступают?
– На этот вопрос может объективно ответить врач-специалист либо психотерапевт. По моему мнению,  педофилы бывают трех видов.
Первый – это действительно больные люди, которых необходимо изолировать от общества и подвергнуть принудительному лечению. Второй тип – это те, кто, что называется, бесятся с жиру, то есть они уже перепробовали в сексе все и их тянет на «свежатинку». Им хочется попробовать молодую плоть, и неважно, мальчик это или девочка. Как правило, это довольно богатые люди, обеспеченные материально.
Третий тип – это те, кто относится к категории «опущенных». Как правило, они отбывали срок в местах заключения, где и подверглись сексуальному насилию. В результате у них сформировалось желание унизить, надругаться над теми, кто слабее них.

 

Сюжет:

Криминальные войны Ижевска

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Конфликт лидеров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру