Неистовый Айрат

«МК в Ижевске» продолжает цикл публикаций «Криминальные войны Ижевска»

АЙРАТ НУРИСЛАМОВИЧ МАРДАНШИН
Бывший старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета РФ по  Удмуртской Республике

 

«МК в Ижевске» продолжает цикл публикаций «Криминальные войны Ижевска»
Айрат Нурисламович справа. Фото автора

Родился в 1956 году в Республике Татарстан в семье служащих. В связи с переводом отца на другую работу семья переехала в Пермскую область, а затем в Ижевск.  После окончания школы Марданшин поступил на работу слесарем в цех  Ижевского электромеханического завода, где проработал до августа 1976 года. В этот же год он поступил на дневное отделение юридического факультета УдГУ.  Еще до окончания университета  в 1980 году, Марданшин А.Н. был принят в органы прокуратуры, где проработал 27 лет. 
Из них: 5 лет следователем прокуратуры, 2 года заместителем Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, затем 20 лет в должности Удмуртского прокурора  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях республики. С  2007 года Марданшин А.Н -  старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления.
За время безупречной службы имеет поощрения и награды: Почетный работник прокуратуры России, Почетный работник юстиции России, заслуженный юрист Удмуртской Республики, награжден почетным знаком «За верность закону» 1 степени, медалью «А.Ф. Кони», серебряной и золотой медалями «За укрепление уголовно-исполнительной системы», медалью «В память 125-летия уголовно-исполнительной системы России», награжден Почетными грамотами Правительства Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики и рядом других наград и поощрений. 

От автора: Про этого человека сказано и показано  немало, чтобы  добавить что-то новое. Личность Айрата Нурисламовича Марданшина настолько многогранна и самодостаточна, популярна и ярка, что рассказывать о нем можно много, красочно и убедительно.   При этом очень трудно полностью и во всей многогранности показать самую суть этого неординарного человека. 
Лучше всего о человеке расскажут его друзья, родственники и коллеги.

Станислав Берестов – следователь-криминалист Следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике   

«… работали мы по делу о банде, которая совершала на междугородних трассах вооруженные  разбойные нападения на водителей. Лидер банды, который в то время уже отбывал срок, был мужик упертый и волевой. Ничего не признавал, на контакт не шел, держался особняком,  да еще и на подельников оказывал влияние. А у нас было нераскрытое убийство одного из водителей, которого застрелили на трассе. Три месяца мы «лопатили» архивные дела, изучали документы. Все без толку. 
Марданшин смотрел-смотрел, как мы мыкаемся и говорит: «надо спросить у Миши» - так звали авторитетного разбойника. А кто будет спрашивать? Понятное дело – он и будет. 
Я поначалу сильно сомневался в том, что Миша пойдет на контакт и вообще будет  о чем-то разговаривать…
Марданшин начал разговор тихо-тихо. Почти шепотом.Глаза – в глаза.  «… я знаю тебя, ты знаешь меня…».  Беседа продолжалась не более минуты. И … все получилось! Я был просто поражен.  За столь фантастически короткое время суметь разговорить, суметь убедить признаться в совершении убийства столь матерого и изворотливого уголовника.
Я потом спросил Мишу: «а что так? Почему вдруг рассказал все? Это ж новый срок». И он ответил: «Я доверяю Марданшину. Не боюсь, а именно доверяю. Потому, что ничего лишнего он мне не «повесит», как некоторые любят поступить. Рано или поздно мне бы пришлось во всем сознаться. И лучше я все расскажу ему, чем кому-либо другому. Потому, что знаю: Марданшин свое слово всегда держит…»

… Характер любого мужчины формируется в детстве. Какие книги читают мальчику, чему учат его родители и родственники, с кем мальчик водится, чем увлекается,  как он относится к «братьям меньшим»… 

Айваз Марданшин – Главный судебный пристав Удмуртской Республики

«Брат, когда был маленьким,  очень любил животных. Хотел даже обезьяну завести. Собирался в каникулы заработать и на вырученные деньги купить. Но мать была категорически против…
Помню, как он мальчишкой  из Крыма, где отдыхал, привез зайчонка. Тот, как привязанный за Айратом всюду скакал. Особенно на улице это производило впечатление. Все оглядывались, изумлялись.
А Айрату  это внимание  льстило. Идет он ровно, уверенно, а за ним зайчонок: шлеп-шлеп. Как собачонка домашняя… 
Тогда многие заводили домашних собачонок, квартиры маленькие – и собачки маленькие. Стиль жизни такой был…  Малогабаритный.
 А Айрат – не любил и не любит такой стиль.  Он не умеет жить – «вполнакала», не в полную силу, понарошку. Если уж заводить  «домашнюю собачонку», то – обязательно  нестандартную.
Если уж жить – то в полный рост…  Айрат не любит полутонов, хотя и принимает их, как необходимость… 
Он умеет прощать. Прощать слабости других…» 

Потенциал, заложенный с детства – как торпеда. Цель свою найдет всегда. Тем более, что если образно сравнивать Марданшина с боеприпасом  боевым, то он – многоцелевой и многофункциональный, неисчерпаемый  «боеприпас»,  который никогда не был и не будет холостым боеприпасом.  
Потому, что неистовый, потому, что неугомонный. 

Владимир Никешкин – руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике
«С Айратом Нурисламовичем я учился на одном курсе юридического факультета, знаю его давно, с 1976 года. 
Затем мы вместе работали в прокуратуре Индустриального района города Ижевска,  между нами сложились дружеские отношения.  Уже тогда я обратил внимание на его принципиальность и профессионализм, энергию и силу духа, искрометный юмор и обаяние.  Он – удивительный и уникальный человек, яркий и талантливый. Наверное,  любой, кто хоть раз пообщается с ним, запомнит эту встречу. 
Благодаря Марданшину нам удалось раскрыть многие преступления, в том числе прошлых лет.  Один из таких примеров: в 1999 году в Шаркане была изнасилована и убита девочка. Преступнику в то время удалось вывернуться и уйти от справедливого возмездия. 
Спустя 10 лет это дело изучил Марданшин и начал работать с убийцей и насильником. Настолько хорошо он изучил злодея, подобрал «ключик» к самым затаенным глубинам его души,  установил настолько близкий психологический контакт, что негодяй, до сих пор самоуверенно считавший, что никто и никогда не сможет доказать его вину, незаметно для себя самого все сам и рассказал. Более того, Марданшин умело «нажал» на его  тщеславие – предложил рассказать про совершенное преступление под видеозапись журналистам. Тот согласился и даже захотел «сняться в кино». И не только рассказал все с каким то жесточайшим самодовольством, он еще и вызвался показать на месте преступления как это происходило. При этом сообщил такие тончайшие подробности и детали совершенного преступления, о которых никто не мог знать, кроме преступника.  Эта видеозапись для суда впоследствии явилась одним из весомых аргументов. 
Умеет Айрат Нурисламович «разговорить», подвигнуть на откровенность даже самую пропащую душу преступника. Какой- то уникальный талант в нем есть, духовитость и скрытая энергетика.
Я задавался вопросом – почему ему удается находить близкий, искренний контакт с людьми? Наверное потому, что, хотя Айрат и кажется простым  «рубахой-парнем», в душе он очень тонкий и ранимый человек, обладающий обостренным чувством справедливости, как в отношении себя, так и в отношении окружающих людей. И при этом он относится к бедам и проблемам окружающих, как к своим собственным.
 Таких, как Марданшин надо окрылять, а не приземлять, тогда они «горы свернут».

Энергию свою Айрат Нурисламович не жалеет и не прячет. Тем более, что ему есть кому  передать эту неисчерпаемую энергию и огромный опыт. 
 
Рустам Марданшин – руководитель Завьяловского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике

«… еще в детстве, лет 12 мне было, отец предложил мне съездить с ним в одну из колоний для несовершеннолетних преступников. В этой самой колонии, я знал, отбывали срок парни с нашего двора. Постарше меня парни были на несколько лет. Интересно мне стало, согласился.
Запомнил я эту «экскурсию» на всю жизнь. Завел меня отец в отряд, оставил там, а сам с проверкой пошел. Причем он даже для усиления «воспитательного момента» еще и  показал  мне карцер, где содержался один из моих знакомых дворовых пацанов. А потом отправил обратно в отряд – «пообщаться с приятелями».   
Посидел я в отряде с парнями, которые были старше меня и отбывали срок за совершенные преступления. Посидел – подумал, огляделся, вдохнул горький запах неволи.   Почти молча мы сидели. Перекинулись парой слов. Так, для поддержания разговора. Впечатлило…
Потом, когда мне уже было побольше лет, у отца  предстояла серьезная операция. Очень серьезная, после которой  мы могли бы и не увидеться. Отец купил бутылку дорогой, хорошей водки  и пришел ко мне. «Давай выпьем, сынок, может,  и не увидимся больше». Представляете? Что мне было делать? Посидели, выпили… 
Отец реально переживал, я – молодой парень и подумать не мог, в силу своей молодости, что он – прощается навсегда. На всякий случай.
Обошлось. Операция прошла хорошо, но этот случай – я запомнил».

Неистовость и неугомонность Айрата Марданшина проявляться начала еще в детстве. Если он хотел чего-то добиться, то не отступал перед трудностями и всегда добивался поставленной цели. Этакая своеобразная «упертость» и настырность всегда сопровождала его по жизни, не давая расслабиться самому и расслабить других. Он ничего не делал «вполсилы», всегда выкладываясь до конца.

Атлас Марданшин – председатель специализированной коллегии адвокатов Удмуртии
«… мы с братом рано научились читать, а Айрат был младше нас года на четыре и читать еще не умел. Но пятилетний ребенок, как и все дети,  очень любил сказки, которые мы ему читали. 
А в то время Айрат уже выучил не только буквы, но и вполне сносно складывал их в слоги  и даже в слова. Он практически – умел читать. Оставалось  только начать это делать. Но, как и любой ребенок, за которого могут делать взрослые  то, что он и сам способен, ленился.
Мы с братом решили: возьмем самую интересную сказку и дочитаем ему до середины! А  дальше… пускай – сам. Так и сделали. 
Сказка интересная была, но сейчас не помню какая. Сами, когда читали, увлеклись. Но, по уговору  прервались  ровно на половине.
Айрат орал, устраивал истерику, кричал, бил ногами… Но – научился читать в итоге и сказку эту – дочитал. Он  упертый вообще, настырный. Хулиганистый, конечно был в детстве, дерзкий.
Его завуч школы говорила родителям: «Намучаетесь вы с Айратом. По тюрьмам всю жизнь он промыкается». Так оно вышло. Айрат – более 20  лет надзирал за исправительными учреждениями.  Мать потом говорила, с сарказмом, но затаенной гордостью: «права была завуч»…

За два десятка лет работы в должности прокурора  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях республики Марданшин многое повидал и многое сделал. Не раз ему приходилось одному заходить в колонии, где взбунтовались осужденные. Не раз говорить с ними, вооруженными железными прутьями, с глазу на глаз. Он пользовался огромным авторитетом не только среди сослуживцев. Марданшина до сих пор уважают и даже  побаиваются весьма матерые «зеки». Чтобы заслужить такой авторитет, надо быть предельно честным и справедливым. Особенно с теми, кто нарушил закон.
Сколько предотвращенных бунтов, сколько освобожденных заложников, спасенных судеб и жизней на его счету. Не считал свои  успехи неистовый Айрат.  

Владимир Голубев – старший помощник прокурора Удмуртии по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний 
«Это – уникальный человек, обладающий удивительными качествами: умением общаться с любым человеком, находить контакт, убеждать. Он одинаково искренен как с министром, так и с дворником. Приведу лишь один  пример: в период его работы в специализированной прокуратуре, Марданшин организовал празднование юбилея 60-летней уборщицы. Все сотрудники выступали с номерами художественной самодеятельности, пели, читали стихи, исполняли репризы. Женщина была приятно поражена высокому уровню артистизма.  Душевно  и даже  трогательно ее поздравили с юбилеем, при этом  вручили ценный подарок. И все это мероприятие организовал Айрат Нурисламович.
Он тонко чувствует «душевные струны» любого человека, умеет разговорить, убедить даже самого упрямого и вздорного. Помню, как в одной из колоний заключенный в знак протеста забрался на высоченную световую мачту,  и слезать оттуда ни в какую не хотел. Снять его силой не представлялось возможным, потому, что наверх вела узкая лестница, которая заканчивалась люком. В руках у осужденного был увесистый прут арматуры и любой, кто рискнул бы просунуться  в этот люк – мог получить арматурой по голове. 
Ни на какие уговоры администрации бунтарь не поддавался. Приехал Марданшин. Он уже знал к тому времени, что у осужденного больной желудок и  при этом он долгое время не ел.   Сам Марданшин в свое время тоже мучился с желудком и прекрасно знал, какие страдания испытывает человек, тем более голодный. Чтобы выманить его, Марданшин предложил администрации исправительного учреждения принести мангал и приготовить шашлык. День был безветренный,  и манящий запах свежего шашлыка делал свое дело, казалось, что голодный осужденный «варился в собственном соку». В результате -  возмутитель спокойствия сам спустился с вышки. 
… Одно до сих пор расстраивает:  шашлык не достался ни Марданшину, ни осужденному. Так как в решении этого вопроса «на высоте» теперь уже  оказалась  администрация учреждения». 

Увлекательных и красочных историй про Айрата Марданшина существует немало. Легендарная личность, яркий, незабываемый человек, великолепный собеседник,  душа компании.  Об уникальности этого человека свидетельствует даже хотя бы то, что его «угораздило» родиться в редкий день – 29 февраля. 

 

Сюжет:

Криминальные войны Ижевска

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: «МК в Ижевске» продолжает цикл публикаций «Криминальные войны Ижевска»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру